Процесс и смысл

May 14, 2014 12:14

Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. Смирнов А.В.
http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/ph_copy/rimm.pdf речь о первом разделе, это где-то примерно первые 100 страниц.

Текст относится к редчайшему разряду тех, которые не имеет большого смысла пересказывать. Потому что в ней важнейшим является даже не то, что сказано, а то, как. С содержательностью все в порядке, там хватит на несколько томов содержательности, там и новые подходы, и новое понимание семантики и речи, и особенная трактовка развития логики, и продвижение в философии, раскрытие оригинального смысла понятия истины и причинности, символа и пр. В общем, хватает на содержательное изложение. Дело не в нехватке - в том, что едва не самым замечательным в книге представляется ход мысли автора.

Можно идти по городу и смотреть на предметы, обычно мы так и делаем. Видеть пешеходов, светофоры, машины, рекламные щиты. Но можно смотреть иначе. Например, можно поставить взгляд так, чтобы видеть переходы цвета. Предметы не будут иметь контуров, это будут цветовые пятна, связанные динамикой переходов, и следить надо именно за движением цвета. Одни движения будут некрасивы, дерганые, резкие и нелогичные, другие будут внутренне закономерными и правильными. Вы будете в обычной жизни наблюдать течение цвета, вырабатывать отношение именно к фигурам, создаваемым этим движением - вот сочетание сумки такого-то цвета и куртки, вот наложилось движение цветного рукава на тот дальний фон, перетекание цветов дает свои фигуры и свои неожиданные решения.

Или можно видеть прежде всего движения, а не предметы. В узоре революций, войн, семейных скандалов, влюбленных пар и отношений в коллективе можно видеть движение. Вот поляризация, вот центрирование, вот рыбками по синусоиде вокруг общего центра движения скользнули две силы, вот в противофазе колебания, вот зеркальный повтор движений другого полюса с задержкой. Рисунок движений характеризует мир, и можно обращать внимание на движения, а не на то, кто их выполняет. Это будет опять другой взгляд на мир и другой способ думать.

image Click to view



И в этой книге автор - тот человек, который подробно, спокойно и красиво демонстрирует, как можно думать, как движется мысль. Самые глубокие проблемы семиотики, философии, теории знания решаются не через отсылки к авторитетам, привлечение ниоткуда взявшихся формализмов или библиографичесие ссылки, призванные указать "вот как надо думать", а именно содержательным разбором самой мысли, так что важнейшие положения естественно возникают из необходимых этапов этого движения, которое называют как предмет: мысль. Мысль в остановившемся состоянии не существует, ставшими могут быть только понятия, а само движение, скользящее с такой скоростью, что большинство людей не имеет привычки его даже улавливать - замечается немногими. Автор умеет думать медленно и подробно, так что крайне быстрые перемены расправляются, молниевый зигзаг замирает и его можно отследить.

Текст сделан красиво именно в плане мысли. А тема - автор разбирает различия "европейского" и "арабского" способа мыслить, указывает на логико-содержательное единство, определяющее основные черты цивилизации, влияющие на логику и обыденное мышление, показывает ключи к "цивилизационным парадигмам", различает мышление предметное и процессуальное. Пожалуй, я бы эту книгу сопоставил с текстами другого автора, у него тоже удивительно написан процесс мышления. Другой автор - это Фихте, первый развивший в европейской культуре интуицию Я. А у Смирнова тоже удивительно ясно показано мышление, но интуиция, которую он пытается ухватить - это процесс в отличие от субстанции, привычной европейскому типу. На пути к понанию процессуального мышления Смирнову приходится сначала подробно и ясно рассказать, что же такое мышление субстанциями, такое для нас привычное, что мы не замечаем его условности и налагаемых им ограничений.

Одна из важных вещей, этапов рассуждения - недихотомичность противоположнстей при процессуальном мышлении. Иное отношение ко времени и вечности. В общем, там по ходу изложения иногда одной-двумя фразами даются очень занятные кроки местности, по которой проходит мыслитель.

culture2, philosophy3, books6

Previous post Next post
Up