Эльфы, или отношение к неравенству

Nov 19, 2016 10:28

Сейчас в фантастике стало настолько массовым, что обычным - эльфы рисуются как отрицательные персонажи. Отрицательные, к ним автор относится с ненавистью. Их ненавидят больше, чем все другие фантастические расы - больше, чем демонов, "запрограммированных" врагов.

Понятно, что прежде эти персонажи не вызывали таких чувств, это дело недавнее. Это современность. Примерно тогда, когда в рассуждениях о демонах они стали рисоваться привлекательными (подумаеншь, страстные и задиристые, это ж даже симпатично) - эльфы стали рисоваться предателями, мерзавцами, интриганами, бьющими в спину и т.п.

В чем причина ненависти? Ненависть совершенно непритворная и невыдуманная, это видно - авторы действительно испытывают сильные эмоции, направленные на образ эльфов. Причина довольно очевидна. Из всего комплекса свойств, которые мифология и литература относит к эльфам, выделены два - превосходство и высокомерие. Эльфы - это те, кто старше, кто прекраснее, кто в самом деле превосходит "простых людей" и кто высокомерно, нагло, постоянно подчеркивает это свое превосходство. Превосходство невыдуманное, высокомерие возмутительное, ненависть очень сильная.

Отсюда, от этого литературного образа и вызываемых им чувств, несколько дорожек. Например, по поводу возраста. Изменилось отношение к молодежи - весь ХХ век оно было иным, молодежь обожествляли и скармливали ей несметно культурных ценностей, сейчас нарастает сопротивление культу молодежи. С другой стороны, растет презрение к старости, кажется, это перешло границы личной неприязни того или иного человека, вызванного его личным опытом, и стало уже более массовым.

Ненависть к эльфам за их высокомерие отображает силу стремления к равенству. Важно, что мало волнует объективное неравенство (превосходство эльфов) - тезис такой: никакое реальное неравенство не извиняет проявления этого неравенства в поведении. Сильнейшую ненависть вызвает то, что можно назвать поведением взрослого по отношению к ребенку, когда говорят: тебе это еще рано, ты этого пока не поймешь, об этом пока не думай, этого пока тебе не скажу, надо сначала выучить такое-то. Эта учительская позиция, позиция взрослого-родителя и вызывает ненависть к эльфам. Они не домашние, не ласковые, не пушистые, они мерзко-холодные, высокомерные, с непонятным правилами поведения, сложными и вычурными (вежливость, противопоставляемая детскому незнанию границ), они требуют уважения (что возмутительно, ведь уважения нельзя требовать, его можно получить только даром, по соизволению субъекта, а если кто-то требует уважения как должного, то это враг).

Отношения с взрослыми-родителями опрокидываются в отношения социальные, с другим племенем, с другим сословием. Ненависть к эльфам - показатель отношения к неравенству.

Как отношение к возрасту двоится - культ молодежи более не бесспорен, и в то же время растет презрение к старикам - так и отношение к неравенству совсем не простое.

С одной стороны - крайняя неприязнь к высокомерным, не считающим себя равными, к учителям - студенты требуют равного отношения и уважения к своим мнениям, отказываются признавать, что мнения знающего и незнающего в разную цену. А с другой стороны - общество все сильнее проявляет черты сословности. (Я не буду говорить, только в России или и на Западе также - это слишком долгая тема, требующая своих обоснований и развенчания своих мифов). Вот только два замечания про равенство. Первое - про образование. Если сказать тезис: пусть дети элиты получают особенное, продвинутое, лучшее образование, а дети черни - низшее, это вызвет сильнейшую негативную реакцию. Если сказать иначе - пусть будут очень дорогие платные школы, где учеников будут насильно гонять в хвост и в гриву и учить их массе очень трудных, ненужных в обычной жизни предметов за большие деньги (допустим, греческому и латыни), а кроме того будут бесплатные школы для простых людей, где обучение будет легким, приятным, и будут давать знания, пригодные для нормальной работы в обычной жизни - это вызовет совсем иную реакцию, хотя на деле закрепляет наследственное неравенство. А второе - про отношение к Америке. Социологи давно заметили, что при массовых опросах по России отношение к Америке зависит от того, какова предыстория вопроса, либо из новостной линейки, либо из постановки вопроса. Если подразумевается, что Россия и Америка равные партнеры, равной силы державы - тогда отношение к Америке самое миролюбивые, это хорошие парни, свои, понятные. Если ситуация выстроена иначе и подразумевается, что США - на порядок более сильное государство, которое может диктовать свою волю и неровня нам - то отношение резко отрицательное, как к врагам. То есть отношением можно легко манипулировать, просто создавая контекст равенства или высокомерного превосходства. Стоит объявить эльфами, которые прекрасны, богаты и несут добро - и ненависть обеспечена. Стоит объявить трудолюбивыми гномами, которые горбятся и вместе с нами, как мы пьют пиво и работают до синевы - как вот уже совсем другое отношение. Грубость гнома стерпят, поймут, простят, грубость эльфа заслуживает страшной мсти.

Ситуация крайне благоприятна для выстраивания сословности - видно, что чисто риторическими средствами можно контролировать решения масс людей. А ситуация с равенством и сословностью очень трудная - кажется, люди очень против внешних проявлений сословности, они хотели бы одинаковой "простой" одежды, хотели бы элиты, играющей в простых парней, они против внешних висюлек, которые бы отличали элиту - в том числе против особенных правил вежливости, сложных ритуалов, непонятных сложностей и красивостей. А вот фактическое неравенство примут очень легко.

Мир, в котором знание виновато. За знание полагается не почет, а неприязнь. Тот, кто знает, вынужденно будет говорить - "а это вы не поймете, а это надо понимать в три этапа, начните с первого, год длиной...". Знание так устроено, что там нельзя прыгнуть сразу к результату сверхусилием, там надо долго и скучно сидеть, чтобы что-то получить. Это неприятно тому возрасту, в котором живут люди, и они не любят эльфов, им приятнее мир страстей, где сверхнапряжение и сверхусилие - и вот уже ты достиг самых лучших результатов. Это мир страсти и воли, а не мир знания.

А все эльфы виноваты.

К этой стороне отношения к неравенству надо добавить и другую сторону монетки. Вот бояръ-аниме, новый жанр, это литература о магических кланах. Общество феодальное или современное, даже преимущественно современное, техника, электричество и пр., магия личная, и при этом общество состоит из кланов, дворянских семей, которые захватили лакомые куски, этакие олигархи, и вокруг них круг родственников и пошедших к ним в младшие слуги, партнеры и т.п. - зависимые люди. И есть внеклановые. По отношению к внеклановому даже неодаренный клановый может вести себя презрительно, оскорбить - и он защищен силой клана. А уж дворяне, стоящие у верщины клана, при сравнении с безродным - вообще суперсила. И это общество, которое в самых основных чертах рисуется как общество с сильнейшим неравенством, описывается с глубокой теплой симпатией. Это приятны, теплый, любимый мир, в который мечтают попасть. Почему?

Почему наша современность, пока еще хотя бы внешне сделанная как общество равных, вызывает тоскливую неприязнь, а выдуманное общество сословной спеси - симпатию и тяготение? Ведь вроде бы это те же эльфы, разве нет? Где же логика, отчего эльфы рисуются как мерзавцы, а клановые при том же раскладе (реальное преимущество в виде магии, презрение, высокомерие и спесь вовне, к неклановым) - как люди с понятным устройством?

Достаточно посмотреть на цели героев. В нашем обществе, где была подвинута в сторону религия и идеология и где клянутся в верности технике, где верят в технику и стараются избавиться от идеологии - страшный дефицит целей. Нет ничего дороже цели, за цель в жизни сделают что угодно. Почему герой скучает в нашей жизни? Вот он айтишник и программист, вот он работает в банке, живет тихо, ничего ему не светит, заняться нечем, сидит в сети, играет. Сытая спокойная жизнь. Какие чувства? Тоска, скука, как бы избавиться. Вот он голый попадает в сословный мир, где надо бороться даже за то, чтобы на тебя не плевали, где реально умереть с голоду. У героя появляется Цель. Он ее в первой главе и произносит - хочу основать род, хочу создать семью с родовой способностью, которая пойдет дальше в века, когда я умру.

И в каком это мире? Там, где платят за труд. Когда герой был программистом в нашем мире, он ленился и халтурил, потому что незачем. Какая разница в нашем мире, хорошо ты работаешь или плохо? Ведь все равно разницу в труде покроет случайность, капризы начальников, некомпетентность руководства, которое в своих сварах не на работников опирается. Так что горбиться незачем. А какая основная черта попаданца в этих клановых историях? Он работает жутко, до болезни, он горбится и не спит ночами, - а зачем? А он отрабатывает свою магию, особенную, тренируется, дорабатывает умения. Это пришло из компьютерных игр, где персонажи прокачиваются - хочешь умение, работай. И герой работает так, что ему самому страшно - и эти труды окупаются. Во та плюшка, за которую отдают современность. Спокойной жизни нет, нет гарантированной пайки, зато каждый миллиметр способности как в компьютерной игре оплачивается - вот ты уже на равных с младшими клановыми, вот тебе навесили висюльку-орден, вот тебе реальный почет и уважение, вот деньги, вот власть, ты заработал. Бери. Каждому по труду.

Мир, в котром ненавидят эльфов, кичащихся реальным превосходством, то есть старших, требующих уважения к возрасту, мир, в котором любят клановое, сословное общество иерархизованной спеси - это мир труда, где труд замечается, справедливо оплачивается, где дают по труду. Заработал - получил, можешь проявлять спесь, а прежние спесивые теперь относятся к тебе с заслуженным уважением.

Вполне понятные идеалы. Вот что вырывается из социального подсознания, чего хочется - вот что предстоит оседлывать партиям и идеологиям, социальным движениям и активистам. Все написано вполне откровенно, потому что Марти Сью никогда не лжет.

art3, sociology7

Previous post Next post
Up