Jun 01, 2018 08:23
Совершенно не понимаю ничего про этические задачи. Самая известная - дилемма вагонетки. Мол, поезд, стрелка, на путях лежит пять связанных на одной линии, один связанный на другой. У вас выбор - куда перевести стрелку, или - поезд идет на пятерых, вы можете перевести на ту линию, где один. Ну и все варианты - вы их знаете, вы их не знаете, это просто люди, это ваши друзья, тут дети, там старушка и другие варианты.
ничего не понимаю. Это все задачи на экономику с элементами психологии. К этике не имеют отношения, разве что к чему-то вроде "математической этики", которую изучают аналитические философы и которая к этике не относится.
Если этот бред воспринимать как задачу по этике, решение звучит так: нельзя принимать навязанную (условиями задачи) структуру выбора, следует спасти всех. То, что это в реальных условиях практически почти невозможно, и составляет трудность задач по этике. Решать их "в лаборатории" и на бумаге нет смысла. Они решаются на практике именно потому, что там надо в условиях недостаточного времени, средств и сил все же сломать навязанную обстоятельствами структуру выбора и не выбирать, а создать то, чего нет, и спасти тех, кого считаешь нужным.
Можно проверить. Критерий правильности решения этической задачи - отсутствие боли совести. Если человек зарежет одного, чтобы жили пятеро, то у этически вменяемого человека будет болеть совесть. Задача решена неверно. Еще раз: этическое решение состоит не в выборе из предложенных возможностей, а в создании новой структуры выбора.
Конечно, всех спасти обычно не удается, и это другая трудность задач по этике - они не решаются.
Но это единственно возможная форма их существования. Все прочее - какие-то глупости с намеками про экономику и психологию.
ethics2