Закопалась в статьи, изучал ли кто-нибудь, как влияет формальное образование на мозг, ещё не выбралась обратно :) статей и книг, естественно, огромное количество - про арифметику мало, про чтение довольно много. Если не вдаваться в анатомию, то школа пытается впихнуть математику и грамматику в мозг, совершенно для этого неприспособленный, а приспособленный для охоты и собирательства в малых группах в условиях саванны. Поэтому базовые когнитивные способности развиваются в очень слабо подходящих для этого местах - например, в модуле распознавания лиц и пространственного воображения, причём сильно мешают работе последних. Изрядно позабавило, например, что рано научившиеся читать дети заметно хуже сверстников распознают высококонтрастные изображения лиц, а вообще практически все дети, кроме редких исключений, годам к восьми «разучиваются» распознавать некоторые объекты в зеркальном отражении как идентичные, что легко удаётся неграмотным, но зато практически перестают путать b и d. В общем, это укрепило меня в предположении, все это cogito
( ... )
О, это summary из трёх десятков статей - причём часть из них, к сожалению, в платном доступе, я с работы через библиотечную сеть заходила. Набираете в PubMed что-нибудь по когнитивной психологии или, там, number system - и выпадаете из жизни на пару дней :) у Dehaene есть несколько книг на Амазоне, но я ещё не бралась - это вообще редкость, когда книги пишет непосредственно крепкий исследователь, а не специальный популяризатор, так что даже интересно, что получится.
К счастью все или значительную часть платных статей можно получить через интернет-коммунизм https://sci-hub.se/ так что DOI ссылки можно смело приводить в широком доступе, все кто захочет - найдут и прочитают
Ага :) но я, по-моему, уже надавала ключевых слов для поиска, и даже те две статьи, на которые я сослалась, выдают в цитированиях и соседях по поиску множество интересного. А так, чтобы писать нормальный обзор, со ссылками и корректными формулировками - это, увы, сейчас потребовало бы от меня изрядно больше затрат времени, чем имеется в наличии. Да и все равно мартышкин труд, потому что я в этой области не то что не специалист, а и никогда ее серьезно не изучала. Лучше почитать Dehaene, a ещё вот Мариану Вольф очень хвалят, Proust and the Squid.
Про плавание, кстати, есть мнение, что если ребенок научится плавать раньше, чем ходить, то с хождением могут быть проблемы. Как раз из-за того, что придется учиться ходить за счет другого отдела мозга, изначальный отдел заняло плавание.
У половины женщин с хождением проблемы, если что :) да, я тоже где-то читала, что для хорошего плавания нужны какие-то очень глубокие части мозга, даже не «рептильные», а «рыбьи» - движения корпусом и вот это вот все, наверное, оно переформатирует модус движения, если учить в слишком нежном возрасте. В смысле, возраст прекрасен, но, поскольку мы все- аки животные в основном сухопутные - ходить важнее
( ... )
Reply
Reply
Reply
И с каких пор сай-хаб перестал спасать от платного доступа?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment