Почти от каждого, с кем мне приходилось долго разговаривать, я слышал жалобу. Что на некоторые темы, очень дорогие этому человеку, ему совершенно не с кем поговорить. Собеседники мои - старше 30, прошли несколько рабочих коллективов, многие - люди весьма общительные, легко контактирующие с окружающими. С виду у них никаких проблем с общением - множество знакомых самых разных кругов, и профессионально, и по интересам, и давних знакомых - в общем, они совершенно точно не одинокие. Они и не жалуются на обычное одиночество - входят в разные компании. Они о другом: у них есть важный для них круг тем, внутренне им дорогой, именно что жизненно важный - и ни полслова об этом они не могут сказать ни с одним знакомым. Это им тяжело. Многие специально искали людей, чтобы поговорить о таких серьезных внутренне осмысленных вещах - и нету.
На всякий случай: речь не о интимных разговорах о сексе или еще чем-то из разряда развлечений. И еще - некоторые из моих знакомых - православные, воцерковленные. А другие - точно не православные. Так что простые объяснения - что просто мои знакомые одинаковые, из одного круга и всем им поэтому не удается - не проходят. Знакомые в самом деле разные. Друг с другом не знакомые и совершенно не близкие, с разными кругами общения.
И меня удивило: вот проживает человек жизнь, отыскивает одну жену, вторую (у некоторых список кораблей длиннее), у него друзья и знакомые, приятные коллеги, рабочие встречи, встречи по интересам (у всех есть какие-то области помимо только-профессионального интереса). И вот они, такие разные - специально ищут, готовы многое потерпеть, чтобы только с человеком можно было поговорить на важные для них темы. По их объяснениям - они совершенно не ждут, что собеседник обязательно окажется приятный во всех отношениях. Им именно разговор о мировоззренчески важных темах - а не "тот, с кем приятно молчать". И такие разные люди за десятки лет - не находят. Ни одного.
Странно это. Для разговора тема трудная, в серьезном смысле интимная. Мне удалось понять разве что такую общую черту ненахождения: надо, чтобы человек серьезно относился к теме. То есть дело не в том, что они не находят "умных", готовых потрепаться на интересующую их тему. Умных полно, до фига, эти люди и сами умные, и в окружении умных - вот уж интеллектуальный уровень не проблема. У каждого много очень умных знакомых. Но им не интересно "потрепаться", им важна - пусть совершенно отличная точка зрения, пусть даже противоположная, резко отличающаяся - но чтобы человек "болел" вопросом, чтобы чувствовалось, что он всерьез решал этот вопрос. А не прочел чью-то модную книжку и наскоро пересказывал ту чушь, которую пишет какой-нибудь знаменитый американец. Или не американец - вот это совершенно не важно.
Если пытаться сделать какой-то вывод, то он, видимо, такой: людей, которые всерьез интересуются мировоззренческими вопросами, крайне мало. Конечно, дело в уровне - видимо, этим моим знакомым не годится тот обычный уровень серьезности, который готов продемонстрировать каждый второй. Может быть, дело в особенностях моих знакомых - это запросто может быть. Или дело в состоянии "серьезной интеллектуальности" в обществе. Интересно бы понять, в чем же дело.
Вопрос у меня поэтому: может быть, у вас есть такие вопросы, мировоззренческие вопросы... которые вы продумывали многие годы. Относитесь к решению этих вопросов серьезно. Поэтому вам совершенно не интересно, что на них может ответить сколь угодно умный или там эрудированный человек, который не думал над вопросом и минуты. Вам надо всерьез. Если у вас есть за душой такие вопросы - многих ли собеседников на эти важные для вас темы вы отыскали за жизнь?
(c) zh3l