Если прежние трехсоттысячные тиражи создавали библиотеки-близнецы, у всех стояло одно и то же, различаясь вариациями - есть-нет Писемский и Алоиз Ирасек, то теперь библиотеки уникальны - вот книга тиражом в 80 экз., вот - 100, а вот - 400. Каждая книга наособицу, у кого есть, у кого нет. И в этом качестве - если подумать, тираж в 80 экз. - это ведь уже и не тираж, это не размножение, а так... рукопись... И печатная книга переходит в иное состояние. Это раритет и единичный экземпляр, а не результат множительной технологии. Что же это такое - современная книга?
Текст и книга разошлись. Если хочется только прочесть, пролистать, ознакомиться, отыскать ссылку - для этого есть электронный текст. А книга - это памятное событие. Про нее помнят, в каких обстоятельствах получена, кто подарил, где купил, почему именно купил, потому что - ну какой смыл сотнями-то покупать? Это особенное событие. Биографической важности. Книга сближается с тем, чем была в прошлой культуре картина. Если общий вид ее - ну, смотри копию. Много картин приобрести - и средств не хватит, и деть их некуда, для размещения нужен отдельный дом. Картина - событие штучное, она в особенных обстоятельствах появилась и потому как событие висит в доме, специально упоминаемая. Ну, знаете - вот наш Ренуар... И книга теперь - нечто близкое. Не всякая, конечно. Есть проходные книжонки, купленные по случаю, - "мягкая обложка", прочел-выкинул. Есть принесенные откуда-то, куда их скинули - мол, проходил мимо, смотрю - вот Лукьяненко лежит, а я как раз собрался Дозоры перечитать-пересмотреть, ну и взял, через пару месяцев обратно в подъезд выложу. Это, конечно, не книги, это - так... бумажная версия текста. А книги - крупные, тяжкие, в суперобложках, дорогие - они стоят как память. Их даже и читать, собственно, незачем - читаны они, если читаны, в виде текста, потому что неудобно же - том весом два кг, массивный, формат А4, ну куда его - это на чтение специальное время надо выделять. Так что читается в виде текста, часто электронного, а хранятся избранные события в виде томов. И тем самым понятие домашней библиотеки перестает быть функциональным, это пережиток. Собрание памятных книг - это всё же несколько иное, это не для чтения.
Можно отсюда фантазировать - если том книги не для чтения, то он мог бы заместиться таким книжным кенотафом. Текст все равно в сети, и там его читать легче и работать с ним легче, а в твердой обложке и в супере - кенотаф, ложнокнига, с пластиковым блоком псевдостраниц, в такой книге только титул открывается да последняя страница с раритетными выходными данными. С другой стороны - книги закопирайчены, нормальным образом читать не удается - и потому есть отдельно купленные тексты в электронной книге и отдельно - муляжи в суперобложках, обозначающие события дарения-и-знакомства.
Значит, увеличивается роль книжного мастерства, оформления книги как единичного предмета искусства, и падает роль книги как тиража, как множителя текста.
Прежде находили книги в магазинах. Туда шли, чтобы отыскать "на почитать", долго просматривали имеющееся - и находили спрятавшееся в глубине полки сокровище. Теперь, как я понимаю, книги находят, просматривая страницы в электронной библиотеке. Вся эта область становится совсем новой. Прежде читали с карандашом, черкая на полях галочек и хлесткие фразы. Прежде вставляли закладки. Прежде у книги были многажды открытые места, так что она и сама раскрывалась на зачитанном месте.
Сейчас все привычки в связи с текстом должны стать иными. А какими? Можно рассказать сегодняшнюю обыденность в связи с тем, что было книгой?
![](https://ic.pics.livejournal.com/zh3l/14029457/131685/131685_300.jpg)
(C)
zh3l