В такой предельно общей постановке это несложный вопрос. Смысл бывает у синтаксических конструкций, и он связывает конструкцию с соответствующим объектом. Например, смысл последовательности из пяти букв "кошка" - это класс всех кошек, или же то общее свойство, которым обладают все кошки.
Понимание это знание этих связей. Если вы не знаете английского языка, то не поймёте смысл слова "cat".
Но это не очень интересно звучит, обычно интересуются более узкими и туманными темами, для которых нужно уточнять вопрос.
Это отличный ответ, вполне удовлетворительный для начала разговора.
А что делать с пониманием не связанным с речью? "Мне показали как забивать гвоздь, я попробовал и понял" - в этом ключе будет ли это тем же пониманием или для этого используется иной термин?
Мне кажется, это немного другой смысл. "Я понял, как открыть этот замок" - тут речь идёт просто про знание конкретной технологии, последовательности действий, приводящей у нужному результату. С таким же успехом можно сказать "Я знаю, как открыть этот замок".
И в пару к этому замку и его смыслу - можно ли сказать, что ребенок в доречевом периоде "понял смысл замка", если он научился открывать и закрывать его и применяет его по назначению?
Потом, когда он научится говорить, допустим, он вспомнит это состояние и скажет - да, я понимал, что это такая штука для открывания и закрывания.
Насколько "понимание" в смысле "знание" и смысл связаны? Может ли быть смысл без речи, например во фразе "я переживаю жизнь как осмысленную" или словесная формулировка тут необходимое условие?
Как я и писал, кошки и замки быстро наскучивают, и мы плавно переходим к вопросам о переживании жизни и её осмысленности. Увы, такие темы являются скучноватыми в другом смысле - очень трудно понять, о чём именно идёт речь.
Человеческое мышление начинается с вопроса, какие утверждения верны, а какие нет. Но это требует речи, а её богатство может порождать злоупотребления - когда мы начинаем произносить слова, не задумываясь всерьёз, что именно за ними стоит. Увы, я не готов глубоко обсуждать такие темы.
Вполне возможно, что он что-то переживает, и в рассуждениях о смысле жизни есть какое-то непустое содержание. Но нужно потратить много сил, чтобы сформулировать, о чём именно мы говорим.
Никакой метафоры нет, буквально понимайте. Слон - это большой животное. "С" - это буква. Слово "слон" - это четыре буквы. Плюс - тоже буква, символ некоторого алфавита. Сложение - содержательная вещь, как слон, хотя менее наглядное. Не надо путать содержательную вещь и её имя (чтобы заниматься логикой).
Нет, буквально не понимаю. Вопрос звучал так - в чём разница между смыслом и значением.
Вы утверждаете, что значение слова "слон" это четыре буквы? Или значение слова слон это большое животное? А смысл слова слон это тоже большое животное?
Я, кажется, не путаю знак со значением, я прошу пояснить различие между смыслом и значением.
На таком уровне (классическая теория моделей) смысл от значения не отличают. Значение слова "слон" это животное слон. Есть много современных логик ("логики знаний" и т.п.), где пытаются делать тонкие различия. Интересно, что их развивают в основном в computer science (на arxiv.org они лежат в разделе computer science/logic in computer science).
Вопрос к философам, эпистемологам, психологам и вообще практикующим учёным. Как вы определяете слова "смысл" и "понимание"?
Reply
у меня в ЖЖ тэг "понимание" есть, я туда стараюсь такое собирать.
Reply
А "смысл"?
Reply
Понимание это знание этих связей. Если вы не знаете английского языка, то не поймёте смысл слова "cat".
Но это не очень интересно звучит, обычно интересуются более узкими и туманными темами, для которых нужно уточнять вопрос.
Reply
Это отличный ответ, вполне удовлетворительный для начала разговора.
А что делать с пониманием не связанным с речью? "Мне показали как забивать гвоздь, я попробовал и понял" - в этом ключе будет ли это тем же пониманием или для этого используется иной термин?
Reply
Reply
И в пару к этому замку и его смыслу - можно ли сказать, что ребенок в доречевом периоде "понял смысл замка", если он научился открывать и закрывать его и применяет его по назначению?
Потом, когда он научится говорить, допустим, он вспомнит это состояние и скажет - да, я понимал, что это такая штука для открывания и закрывания.
Насколько "понимание" в смысле "знание" и смысл связаны? Может ли быть смысл без речи, например во фразе "я переживаю жизнь как осмысленную" или словесная формулировка тут необходимое условие?
Reply
Человеческое мышление начинается с вопроса, какие утверждения верны, а какие нет. Но это требует речи, а её богатство может порождать злоупотребления - когда мы начинаем произносить слова, не задумываясь всерьёз, что именно за ними стоит. Увы, я не готов глубоко обсуждать такие темы.
Reply
Т.е. никакого смысла ребёнок не переживает и никакого смысла в жизни нет, просто "так говорят"? Ок, ответ понятен.
Reply
Reply
Что ж, это разумная оговорка и мы в самом деле не в том формате.
А когда вы говорите "Смысл бывает у синтаксических конструкций, и он связывает конструкцию с соответствующим объектом." вы отличаете смысл и значение?
Reply
Объясняю разницу между сложением и плюсом
https://mega.nz/#!a44XgSCZ!lrG-h5tHEpx1hzHI_FH0O4DFKQQTzUmrr2jMaurxYPs
Reply
Сложение это действие. Плюс это символ. Проясните метафору.
Reply
Никакой метафоры нет, буквально понимайте. Слон - это большой животное. "С" - это буква. Слово "слон" - это четыре буквы. Плюс - тоже буква, символ некоторого алфавита. Сложение - содержательная вещь, как слон, хотя менее наглядное. Не надо путать содержательную вещь и её имя (чтобы заниматься логикой).
Reply
Нет, буквально не понимаю. Вопрос звучал так - в чём разница между смыслом и значением.
Вы утверждаете, что значение слова "слон" это четыре буквы? Или значение слова слон это большое животное? А смысл слова слон это тоже большое животное?
Я, кажется, не путаю знак со значением, я прошу пояснить различие между смыслом и значением.
Reply
На таком уровне (классическая теория моделей) смысл от значения не отличают. Значение слова "слон" это животное слон. Есть много современных логик ("логики знаний" и т.п.), где пытаются делать тонкие различия. Интересно, что их развивают в основном в computer science (на arxiv.org они лежат в разделе computer science/logic in computer science).
Reply
Leave a comment