Вглядываясь в происходящее, замечаю удивительные черты. Не влиять, разумеется, но хотя бы видеть...
Это называется "бесчисленные правды"
Помню, как Владимир Васильевич Жерихин в начале девяностых с огромным интересом наблюдал происходящее. Ходил на митинги, брал брошюрки, листовки, разговаривал, дивился. Входил в детали, кто кого съел и кого убили. Его спрашивали: зачем? Он был ученым-палеонтологом. Он отвечал: да это же натурный эксперимент! Это же цены не имеет, такое наблюдение! Он создавал теорию экологического кризиса, занимался кризисом конца мелового периода. Один из самых крупных кризисов в истории планеты, 60 млн. лет назад. Тогда распространялись покрытосеменные растения, вымерли динозавры... Формировался привычный сегодня облик фауны и флоры, привычные ландшафты. Степь появлялась... Да мало ли.
Об этом мы можем судить только по следам, строить гипотезы и искать косвенные подтверждения. Его теория была сделана на уровне взаимодействия блоков экосистемы. То есть его интересовали не конкретные таксоны и филетические линии, а то, какие роли они играли в сообществе. Он прогнозировал судьбу этих блоков, смотрел, что должно происходить с какой ролью в наступающем кризисе. Но у него были только косвенные данные. И вдруг - подарок! прямо перед ним, в безумно ускоренном времени - не за миллионы лет, а прямо за год-два - прокручивали кризис сообщества. Рушился СССР, на его месте возникало что-то другое, и он едва успевал смотреть - о! вон как! ну да, понятно... И эти проявились! Смотрите, реликты всплывают! Да, да, смотрите - ценофобы приобретают роли в сообществе!
Конечно, речь не шла о том, чтобы повлиять - его интересовал меловой кризис и вообще экологические кризисы, степень их предсказуемости - что про них можно знать, а что в них фундаментально-случайно. И сейчас - конечно, всё, что тут можно - это смотреть и видеть.
Что сейчас интересно? Возникает, как мне кажется, ситуация, которую очень трудно описать. Язык, используемый для описания, меняет суть ситуации. Чтобы это было независимое описание, надо занять особенную точку наблюдения. Так вот, насколько можно видеть, сейчас в массовом порядке люди стали ощущать, видеть правду.
То есть очень многие люди - совсем "простые" - стали ощущать себя так, будто многоцветные лоскутья реальности стали прозрачнее и люди могут сквозь них различать, что это значит и к чему идет. Прежде были идеологии и теории - а сейчас очень многие - если с кавычками, можно сказать "каждый" - человек чувствует сам: вот, вот, я прямо на глазах, я прямо вот недавно стал разбирать, в чем же истина. В прежние времена это были теории, мнения, идеологии. Они были объединяющими, люди стояли за некий массовый образ истины. За ними стояли доказательства, рассуждения, факты и ценности. Сейчас не так. За правдой каждого человека стоит только он сам - его устройство. Он внутренне ощущает, что оттуда, из глубины, идет чувство правды - ему не слишком нужны доказательства. Известное дело, доказывать можно то и другое, а вот компас правды не обмануть.
Он находит подтверждения, он видит смысл, фигуры явлений сплетаются и открывают настоящее. История становится понятной.
Своеобразие этого момента в том, что эта правда у каждого своя. Тут важно подчеркнуть, чем отличается от банальной ситуации, когда ту же фразу можно было произнести лет 30 назад. Не теория каждого оправдывается, это бы ладно. Именно подспудное, глубоко личное ощущение найденной правды. Люди печенкой чуют, что - сбылось, они отыскали путь и смысл. Как раз теории и слова могут лгать, а вот их чувство, как компасом ведущее их - это не обманывает. Глубокое чувство понимания и того, как всё это встроено в историю.
И - представляете себе? - у каждого этот компас показывает в другом направлении. Я смотрю, как это может осуществляться. Прежде не было такого. Было много партий, философий, течений... Мнений. Но не было вот этого внутренне сильно обеспеченного уверенностью самим устройством данного человека, чувством глубинной правды - которая же - смотрите, вот! - сбывается - чтобы так было у множества очень разных людей... и чтобы у каждого - в свою сторону.
Очень интересное время.
один современный автор легко написал терпение - это благодетель. Это он точно сказал. Чтобы это разбившееся в миллионах осколков чувство правды перетерпеть, надо много этой самой благодетели.
Как полагаете, есть ли способы жить в это время раздробившейся правды? Индивидуализации смысла? Отыскивать взаимопонимание...
Какие бы тут могли работать методы? Часто полагаются на глубинное понимание - мы, типа, одной крови, мы люди, и поэтому... В прошлом это так и было, но - как я тут утверждаю - сейчас не так. Нет понимания ни на одном уровне глубины - и так до самого дна. Идти за пониманием вниз - не выход, все нижние уровни затоплены.
Идти вверх? То есть полагаться на единство целей. Верить, что собеседник - хотя явным образом, грубо говоря, несет чушь, все же идет к той же цели (истине), и его дорога тоже приемлема - для него. Хотя очевидно ложна и вредоносна - для вас. Так получается? Удается так поверить в собеседника?
Или - понимание "на одном уровне". Снизу, из глубины правда другого не чувствуется. Сверху, от цели, доверия к нему нет. Так что это один из пузырьков мнений, и к нему может быть интерес - если пузырек занятный, отличающийся, разнообразие приветствуется, симпатии существуют, чего же еще желать... И "настоящее" понимание осталось в прошлом, да и было ли - кто знает. Свидетелей нет.
В этом "понимании на общем уровне" может ли помочь упомянутая "благодетель терпения"? Если вытерпеть эти ошибки, ляпы, ложь и чушь, которую производит собеседник - он же явно не прав вот тут, и там тоже - открывается ли вслед за этим понимание? То самое, осмысленное?
Или это время вообще не для понимания? Тут лучшее достижение - хотя бы себя немного понять, этот свой "индивидуальный смысл" и не запутаться. Что уж там другой человек. - И тогда единственный рецепт: возвести стены, взойти на ковчег смысла. Остаться на собственном острове правды. Верить только себе. Замкнуться, верить в свои правоту и чутье, не верить никому вокруг.
Правда? Вот так?