Есть доступный всем опыт: на ошибках люди не учатся. Они оправдываются особыми обстоятельствами, случайностью, что все неправы и всё пошло не так - они говорят много чуши, но не учатся
( Read more... )
Идея о том, что если у Зла не получилось N попыток, то значит и N+1 непременно будет неудачной, это просто мантра. Если её повторять, можно в неё поверить и снять лишнюю тревожность. А больше никакого практического смысла в этой мантре нет. Со времен Рима мир поменялся несколько раз. И большинство этих изменений - изменения необратимые. Их нельзя провернуть назад и далеко не все они к добру.
Ещё совсем недавно товарищ Маркс предсказывал, что национальные буржуазии непременно столкнуться лбами и будут устраивать все более частые, все более разрушительные войны за ресурсы и рынки. И кончится это великой войной и разрушением всех национальных государств, как и самого капиталистического строя. У него и мысли не возникало, что кончиться может вся человеческая раса. Ну не было во времена Маркса запасов ядерного оружия )) Казалось вот всё-всё будет разрушено и сожжено... но люди где-то в подвалах, землянках, глухих деревнях переждут, потом вернутся и вот она опять земля с реками, озерами, лесами, полями. Устарел сценарий.
Если вы считаете индукцию за мантру, то страшно вообразить как вам живётся. С восходом солнца мы опираемся ровно на ту же логику. И с бесконечным другим набором фактов включая вообще все научные. Вообще. Все. Научные. Факты. Опираются на конечное число наблюдений и измерений.
Так что если вы верите в законы природы, то ваше рассуждение сродни возможности внезапной флуктуации атмосферных атомов, которая поднимет вас на высоту крыш домов и сбросит вниз. Вероятно ли это? Мы не можем исключать такое развитие событий. Стоит обзавестись пудовой гирей и на всякий случай носить её с собой.
Снять с себя ответственность за процессы которыми мы не управляем и о которых имеем смутное представление из зашумлённых информационных каналов это оставить гирю дома.
Индукция это метод, который как и любой другой имеет свои ограничения. Каждые 50 дней своей жизни индейка видит человека, который её кормит, и убеждается, что он её лучший друг. На 51-й этот же самый человек приходит с ножом. Будучи примененным к ситуации, которая имеет свою логику, отличную от индукционной, индукционный метод приводит к неизбежному заблуждению.
История человечества - менее всего есть процесс исключительно количественных изменений. Отрицание качественных рывков и кризисов, а также возможности появления новых факторов, опрокидывающих всю доску прежних игр и раскладов только потому, что до сих пор было ровно так - это древнейшая из психологических защит дарующих иллюзию контроля. Да, прямо завтра, флуктуации атмосферных атомов ожидать не стоит, но и жители Нагасаки вряд ли ожидали в свой последний день того, что они станут жертвой удивительной цепной ядерной реакции распада критической массы урана. Индукция должна здесь подсказать, что черные лебеди взлетают с каждым десятилетием всё чаще и чаще.
Опять же, если мы говорим за эсхатологическое видение будущего, то это тоже разработанная тема и к ней тоже выработано продуктивное отношение.
"История человечества - менее всего есть процесс исключительно количественных изменений."
Мы с этого начали. Бытие мира менее всего есть процесс количественных изменений, а в основном есть постоянное появление нового. И каждый раз доска опрокидывается куда требуется.
Если же вы считаете, что мы живём на игле бесконечных маловероятных удач, как парадоксальный выброс внутри мутной пены бытия, то наше падение вообще неизбежно и мы возвращаемся к эсхатологии.
Вообще вам как буддисту значимость содержания мышления - в местной терминологии помыслов - должна быть вполне понятна. Ваши соображения это просто ментальная антисанитария. Бывает люди начинают слышать голоса, которые говорят, что солнце завтра погаснет, а бывает слушают новости и воспроизводят что им там сказали. Разницы мало, это всё не работает на упомянутый иммунитет.
Держать глаза закрытыми, а уши заткнутыми, это ещё далеко не иммунитет. Если голоса не говорят с вами, то зачем это делать? А если говорят, то уже пора их послушать.
Продуктивное отношение, отличается от непродуктивного именно тем, что оно продуктивно не всегда. Ваши же аргументы относятся к тому типу, что могут быть применены решительно к любой ситуации. Максимы "всё что не делается, всё к лучшему" или "живы и ладно" могут вписаться хоть в мировую войну, хоть в эпидемию чумы, хоть в уменьшение рождаемости, хоть в увеличение.
Как почитателю Будды, мне очень хорошо видна разница между опорой на пустоту и опорой на иллюзорный сонм хранителей, которые уберегут человечество, в какие бы дебри безответственности и безрассудства оное не забредало. Мы действительно живем уже какое-то время на игле, игле заостряющейся и потому - требующей все большей осознанности и большего мастерства, чтобы не сорваться в пропасть.
Тот, кто для самоуспокоения считает положение прочным как никогда, а значит выдает себе и другим индульгенцию на всякое любое
( ... )
Прочным не "как никогда". А прочным как всегда. И нет, не стоит путать уверенность в прочности положения с индульгенцией на любое поведение - каждый, при прочности ситуации, выбирает свою судьбу. Часто выбирает окончательно и бесповоротно.
Если хаос грядёт - а он безусловно грядёт - то остановить его нам тоже не удастся и тут, опять же, совершенно не о чем переживать, кроме как о сохранении правильного устремления. И о следовании этому устремлению.
Всё о чём я говорю - брать всю ответственность, которую можно взять. Не меньше. Но и не больше. Больше - тоже ошибка.
Если хаос грядет, останавливать его придется именно нам. Потому что кроме нас тут никого нет и сделать этого будет некому.
Кто хочет спасаться в одиночестве - пускай сохраняет правильное устремление. Переживает он или нет, это задачи его локальной психики, которые кроме него никому неактуальны.
Кому-то придётся его разжигать, кому-то придётся его останавливать. Всё нам, конечно.
При чём тут одиночество? Всё что у нас есть это ряд решений в жизни и хорошо бы их по возможности принять в правильном направлении - для этого, собственно и нужно правильное устремление. Принимаются они в момент, когда приходит время, заранее их принять нельзя.
А все попытки закатить солнце вручную просто мешают правильному устремлению и верному выбору.
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Мне кажется, или вы сейчас впадаете в лютое замшелое лицемерие? Вы лично, не заботитесь о дне завтрашнем? Не откладываете денег? Не заключаете страховых договоров? Не планируете встреч и/или отпуска? Не стелите соломку тем или иным способом никогда-никогда?
Заранее можно принять и нужно принять совершенно все решения, которые можно принять заранее. История буквально полна могил тех, кто не заботился о завтрашнем дне, во многих из них лежат целые народы. Если для вас забота о дне завтрашнем это зло или непомерная тяжесть, то с этим не ко мне. С этим куда-нибудь в церковь, или на кладбище.
Когда вы покупаете себе в супермаркете продуктов на неделю вы решаете задачу сегодняшнего дня. Не надо представлять, что Христос предлагает нам быть идиотами. Он подсказывает только, что мы будущего не знаем и наши метания не помогают нам.
Если у вас есть переживание, что вы сделали для будущего ещё не всё - так найдите и сделайте достаточно. Но не надо впадать в состояние "никогда не достаточно", потому что это самообман. Никакое количество принятых о будущем решений это будущее нам не гарантирует. Мало того среди всего бесконечного спектра таких решений неизбежно придётся выбрать только очень узкий набор. Так выберите его достойно.
Решение о том какие вопросы о будущем важны, а какие нет это тоже решение настоящего и для него тоже очень важно правильное устремление. Правильное состояние ума.
Не надо говорить, что мы не знаем будущего. Мы его знаем очень хорошо. Если вы в день сегодняшний прострелите себе колено, то в будущие полгода не сможете бегать марафон. И это - абсолютная истина, проверенная доброй сотней веков любимой вами индукции. Если прострелите голову, то ваша семья не сможет рассчитывать на ваши трудовые доходы. И это тоже абсолютно известный и гарантированный факт со времен явления миру полковника Кольта. Эта самая логика - абсолютным образом масштабируется с личности на семью в целом, род, нацию, страну да и всё человечество. Вряд ли вы думаете иначе, да?
Необратимые ошибки - есть. Необратимые поступки - есть. Что не так с этим утверждением? Не допускать деструктивных необратимых решений, поступков, ситуаций - это конкретная, решаемая, регулярная задача, которую решают все. От бомжей до президентов. В т.ч. вы сами. Что не так с этим утверждением?
Решение принимается только сегодня. Его нельзя принять в будущем, только в настоящем, что в этом нового или главного? Это не значит, что можно его не принимать
( ... )
> Не надо говорить, что мы не знаем будущего. Мы его знаем очень хорошо.
Я рад, что мы вернулись к исходной постановке. Да, мы как правило используем индукцию для прогнозирования. Мы предполагаем, что солнце встанет потому, что оно обычно встаёт. Но при этом будущее нам неподвластно. Если вдруг не встанет - то ой.
И в каком смысле "необратимые поступки есть"? Необратимые поступки - все. Жизнь это единый непрерывный необратимый поступок. Каждый оборот Земли вокруг Солнца - необратим. И тем не менее Солнце продолжает всходить.
Мы живём в мире одновременно необратимости и индукции.
Задачи конкретны. Задача "спасать мир" это просто оформленная словами эмоциональная реакция на бытие и никакого решения не предполагает. Точнее предполагает - не спасать, а делать что должно и дать быть тому, что должно быть.
Вот чего нам не надо, так это демагогии. Мы предполагаем "что солнце встанет" и мы предполагаем "что человек с простреленным коленом не побежит марафон" - это два очень разных "мы предполагаем". Первое - предельно абстрактно и уносит нас в неведомую даль свободы мысли отвлеченного наблюдателя, второе - это конкретная, зримая, травмирующая ситуация. Именно поэтому - нет, не все поступки одинаково необратимы. Они необратимы по разному. Даже простреленная голова и простреленное колено - необратимы по разному. А простреленное колено и опоздание на автобус - необратимы на столько по разному, что второе можно смело называть обратимым.
Мы живем в мире, в котором у нас есть мы. Не забывайте об этом. Мы смотрим на мир через призму наших потребностей, желаний, ощущений, чувств, нашего опыта, наших успехов и неудач, попыток, ошибок, триумфов. 99% того, что вас сейчас окружает - это чья-то сбывшаяся мечта. Кто-то это задумал, замыслил, воплотил, сделал, переделал заново, потом оставил результат потомками. Компьютер и интернет, это не солнце,
( ... )
Да, если вы не обязываете принимать вашу внутреннюю задачу всех окружающих, то это меня полностью устраивает. Дай Бог вам удачи.
Хотя самый интересный вопрос, конечно, это как из бесконечного множества вопросов и задач касающихся будущего выбрать самые важные в каждый конкретный момент.
Задача лучшего будущего не может быть внутренней или внешней. Она просто есть. И стояла перед человечеством буквально всегда, прямо сейчас её решение выглядит сложнее чем век назад.
Идея о том, что если у Зла не получилось N попыток, то значит и N+1 непременно будет неудачной, это просто мантра. Если её повторять, можно в неё поверить и снять лишнюю тревожность. А больше никакого практического смысла в этой мантре нет. Со времен Рима мир поменялся несколько раз. И большинство этих изменений - изменения необратимые. Их нельзя провернуть назад и далеко не все они к добру.
Ещё совсем недавно товарищ Маркс предсказывал, что национальные буржуазии непременно столкнуться лбами и будут устраивать все более частые, все более разрушительные войны за ресурсы и рынки. И кончится это великой войной и разрушением всех национальных государств, как и самого капиталистического строя. У него и мысли не возникало, что кончиться может вся человеческая раса. Ну не было во времена Маркса запасов ядерного оружия )) Казалось вот всё-всё будет разрушено и сожжено... но люди где-то в подвалах, землянках, глухих деревнях переждут, потом вернутся и вот она опять земля с реками, озерами, лесами, полями. Устарел сценарий.
Любые ошибки ( ... )
Reply
Если вы считаете индукцию за мантру, то страшно вообразить как вам живётся. С восходом солнца мы опираемся ровно на ту же логику. И с бесконечным другим набором фактов включая вообще все научные. Вообще. Все. Научные. Факты. Опираются на конечное число наблюдений и измерений.
Так что если вы верите в законы природы, то ваше рассуждение сродни возможности внезапной флуктуации атмосферных атомов, которая поднимет вас на высоту крыш домов и сбросит вниз. Вероятно ли это? Мы не можем исключать такое развитие событий. Стоит обзавестись пудовой гирей и на всякий случай носить её с собой.
Снять с себя ответственность за процессы которыми мы не управляем и о которых имеем смутное представление из зашумлённых информационных каналов это оставить гирю дома.
Reply
Индукция это метод, который как и любой другой имеет свои ограничения. Каждые 50 дней своей жизни индейка видит человека, который её кормит, и убеждается, что он её лучший друг. На 51-й этот же самый человек приходит с ножом. Будучи примененным к ситуации, которая имеет свою логику, отличную от индукционной, индукционный метод приводит к неизбежному заблуждению.
История человечества - менее всего есть процесс исключительно количественных изменений. Отрицание качественных рывков и кризисов, а также возможности появления новых факторов, опрокидывающих всю доску прежних игр и раскладов только потому, что до сих пор было ровно так - это древнейшая из психологических защит дарующих иллюзию контроля. Да, прямо завтра, флуктуации атмосферных атомов ожидать не стоит, но и жители Нагасаки вряд ли ожидали в свой последний день того, что они станут жертвой удивительной цепной ядерной реакции распада критической массы урана. Индукция должна здесь подсказать, что черные лебеди взлетают с каждым десятилетием всё чаще и чаще.
Reply
Опять же, если мы говорим за эсхатологическое видение будущего, то это тоже разработанная тема и к ней тоже выработано продуктивное отношение.
"История человечества - менее всего есть процесс исключительно количественных изменений."
Мы с этого начали. Бытие мира менее всего есть процесс количественных изменений, а в основном есть постоянное появление нового. И каждый раз доска опрокидывается куда требуется.
Если же вы считаете, что мы живём на игле бесконечных маловероятных удач, как парадоксальный выброс внутри мутной пены бытия, то наше падение вообще неизбежно и мы возвращаемся к эсхатологии.
Вообще вам как буддисту значимость содержания мышления - в местной терминологии помыслов - должна быть вполне понятна. Ваши соображения это просто ментальная антисанитария. Бывает люди начинают слышать голоса, которые говорят, что солнце завтра погаснет, а бывает слушают новости и воспроизводят что им там сказали. Разницы мало, это всё не работает на упомянутый иммунитет.
Reply
Держать глаза закрытыми, а уши заткнутыми, это ещё далеко не иммунитет. Если голоса не говорят с вами, то зачем это делать? А если говорят, то уже пора их послушать.
Продуктивное отношение, отличается от непродуктивного именно тем, что оно продуктивно не всегда. Ваши же аргументы относятся к тому типу, что могут быть применены решительно к любой ситуации. Максимы "всё что не делается, всё к лучшему" или "живы и ладно" могут вписаться хоть в мировую войну, хоть в эпидемию чумы, хоть в уменьшение рождаемости, хоть в увеличение.
Как почитателю Будды, мне очень хорошо видна разница между опорой на пустоту и опорой на иллюзорный сонм хранителей, которые уберегут человечество, в какие бы дебри безответственности и безрассудства оное не забредало. Мы действительно живем уже какое-то время на игле, игле заостряющейся и потому - требующей все большей осознанности и большего мастерства, чтобы не сорваться в пропасть.
Тот, кто для самоуспокоения считает положение прочным как никогда, а значит выдает себе и другим индульгенцию на всякое любое ( ... )
Reply
Прочным не "как никогда". А прочным как всегда. И нет, не стоит путать уверенность в прочности положения с индульгенцией на любое поведение - каждый, при прочности ситуации, выбирает свою судьбу. Часто выбирает окончательно и бесповоротно.
Если хаос грядёт - а он безусловно грядёт - то остановить его нам тоже не удастся и тут, опять же, совершенно не о чем переживать, кроме как о сохранении правильного устремления. И о следовании этому устремлению.
Всё о чём я говорю - брать всю ответственность, которую можно взять. Не меньше. Но и не больше. Больше - тоже ошибка.
Reply
Если хаос грядет, останавливать его придется именно нам. Потому что кроме нас тут никого нет и сделать этого будет некому.
Кто хочет спасаться в одиночестве - пускай сохраняет правильное устремление. Переживает он или нет, это задачи его локальной психики, которые кроме него никому неактуальны.
Reply
Кому-то придётся его разжигать, кому-то придётся его останавливать. Всё нам, конечно.
При чём тут одиночество? Всё что у нас есть это ряд решений в жизни и хорошо бы их по возможности принять в правильном направлении - для этого, собственно и нужно правильное устремление. Принимаются они в момент, когда приходит время, заранее их принять нельзя.
А все попытки закатить солнце вручную просто мешают правильному устремлению и верному выбору.
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Reply
Мне кажется, или вы сейчас впадаете в лютое замшелое лицемерие? Вы лично, не заботитесь о дне завтрашнем? Не откладываете денег? Не заключаете страховых договоров? Не планируете встреч и/или отпуска? Не стелите соломку тем или иным способом никогда-никогда?
Заранее можно принять и нужно принять совершенно все решения, которые можно принять заранее. История буквально полна могил тех, кто не заботился о завтрашнем дне, во многих из них лежат целые народы. Если для вас забота о дне завтрашнем это зло или непомерная тяжесть, то с этим не ко мне. С этим куда-нибудь в церковь, или на кладбище.
Reply
Когда вы покупаете себе в супермаркете продуктов на неделю вы решаете задачу сегодняшнего дня. Не надо представлять, что Христос предлагает нам быть идиотами. Он подсказывает только, что мы будущего не знаем и наши метания не помогают нам.
Если у вас есть переживание, что вы сделали для будущего ещё не всё - так найдите и сделайте достаточно. Но не надо впадать в состояние "никогда не достаточно", потому что это самообман. Никакое количество принятых о будущем решений это будущее нам не гарантирует. Мало того среди всего бесконечного спектра таких решений неизбежно придётся выбрать только очень узкий набор. Так выберите его достойно.
Решение о том какие вопросы о будущем важны, а какие нет это тоже решение настоящего и для него тоже очень важно правильное устремление. Правильное состояние ума.
Reply
Не надо говорить, что мы не знаем будущего. Мы его знаем очень хорошо. Если вы в день сегодняшний прострелите себе колено, то в будущие полгода не сможете бегать марафон. И это - абсолютная истина, проверенная доброй сотней веков любимой вами индукции. Если прострелите голову, то ваша семья не сможет рассчитывать на ваши трудовые доходы. И это тоже абсолютно известный и гарантированный факт со времен явления миру полковника Кольта. Эта самая логика - абсолютным образом масштабируется с личности на семью в целом, род, нацию, страну да и всё человечество. Вряд ли вы думаете иначе, да?
Необратимые ошибки - есть. Необратимые поступки - есть. Что не так с этим утверждением?
Не допускать деструктивных необратимых решений, поступков, ситуаций - это конкретная, решаемая, регулярная задача, которую решают все. От бомжей до президентов. В т.ч. вы сами. Что не так с этим утверждением?
Решение принимается только сегодня. Его нельзя принять в будущем, только в настоящем, что в этом нового или главного? Это не значит, что можно его не принимать ( ... )
Reply
> Не надо говорить, что мы не знаем будущего. Мы его знаем очень хорошо.
Я рад, что мы вернулись к исходной постановке. Да, мы как правило используем индукцию для прогнозирования. Мы предполагаем, что солнце встанет потому, что оно обычно встаёт. Но при этом будущее нам неподвластно. Если вдруг не встанет - то ой.
И в каком смысле "необратимые поступки есть"? Необратимые поступки - все. Жизнь это единый непрерывный необратимый поступок. Каждый оборот Земли вокруг Солнца - необратим. И тем не менее Солнце продолжает всходить.
Мы живём в мире одновременно необратимости и индукции.
Задачи конкретны. Задача "спасать мир" это просто оформленная словами эмоциональная реакция на бытие и никакого решения не предполагает. Точнее предполагает - не спасать, а делать что должно и дать быть тому, что должно быть.
Reply
Вот чего нам не надо, так это демагогии. Мы предполагаем "что солнце встанет" и мы предполагаем "что человек с простреленным коленом не побежит марафон" - это два очень разных "мы предполагаем". Первое - предельно абстрактно и уносит нас в неведомую даль свободы мысли отвлеченного наблюдателя, второе - это конкретная, зримая, травмирующая ситуация. Именно поэтому - нет, не все поступки одинаково необратимы. Они необратимы по разному. Даже простреленная голова и простреленное колено - необратимы по разному. А простреленное колено и опоздание на автобус - необратимы на столько по разному, что второе можно смело называть обратимым.
Мы живем в мире, в котором у нас есть мы. Не забывайте об этом. Мы смотрим на мир через призму наших потребностей, желаний, ощущений, чувств, нашего опыта, наших успехов и неудач, попыток, ошибок, триумфов. 99% того, что вас сейчас окружает - это чья-то сбывшаяся мечта. Кто-то это задумал, замыслил, воплотил, сделал, переделал заново, потом оставил результат потомками. Компьютер и интернет, это не солнце, ( ... )
Reply
Да, если вы не обязываете принимать вашу внутреннюю задачу всех окружающих, то это меня полностью устраивает. Дай Бог вам удачи.
Хотя самый интересный вопрос, конечно, это как из бесконечного множества вопросов и задач касающихся будущего выбрать самые важные в каждый конкретный момент.
Reply
Задача лучшего будущего не может быть внутренней или внешней. Она просто есть. И стояла перед человечеством буквально всегда, прямо сейчас её решение выглядит сложнее чем век назад.
Reply
Ещё нерешённая задача как правило выглядит сложнее, чем уже решённая.
Reply
Leave a comment