Не вводите людей в заблуждение. Индия крайне мало напоминает империю (главный признак - особые отношения центра и периферии, плюс ряд других, в Индии ни одного из них нет; полиэтничность - второстепенная характеристика); нация и национализм формируются в том числе с помощью строительства империй, тут нет противоречия; Китай - многонациональное государство в гораздо большей степени, чем, например, Россия - и т.д.
Ни с чем из перечисленного не согласен. Полиэтничность базовая характеристика империи; сообщество, не имеющее даже общего языка ( у хинди - 200 млн носителей из миллиарда четырехсот), типичная империя; вытягивание всего подряд в столицу, напротив, не эксклюӟивно имперский признак. Китай безоговорочно мононационален, не только официально статистически (95% ханьцев), но и сущностно по языку ( носителей путунхуа свыше 70%). Империя плохое место для уӟких национальных чувств, даже если это ӵувства народа-основателя ( что хорошо заметно по Российской империи).
Тогда запишите в империи Швейцарию, Бельгию и ещё пару дюжин государств (в Африке - примерно все). А Великобританию, Россию и Испанию и ещё пару дюжин конституционно признающих полиэтничность государств вычеркните из числа многонационалий.
Ну империя не может быть слишком маленькой. Это идет без уточнения. Индия же крупнейшая по числу жителей страна мира. Но я охотно соглашусь и с имперскостью Нигерии, особенно при демографическом рывке до 400 миллионов, который ей прогнозируют.
Тогда вообще можно вычеркнуть это слово из словаря: для обозначение полиэтничности, многонациональности и мультикультурности и так достаточно терминов, этот просто лишний, раз в нём нет ничего принципиально нового.
Кумулятивный эффект всего вышеперечисленного, помноженный на территорию. Впрочем, Индия видит себя страной хиндутвы - индуистского образа жизни, а не мультикультурной, ставит на обидное место мусульман и сражается с сепаратизмом сикхов, а также нагов и других - типичная проблематика империи всех времен.
Ну, при таком понимании империи не только сам термин не имеет смысла, но и исходный вопрос. Редукционизм всегда несколько избыточен: столько усилий тратится на упрощение.
Вопрос из зала: А может дело не в этничности как таковой, а в конфессиональном разнообразии? И именно способность удерживать в едином составе народы с разной картиной мира (то, что даёт религия) и определяет "империю"?
И тогда этно-культурность становится "вторичным" признаком.
Например, СССР при этом подходе не "империя", а РФ - "империя" ???
Наверное, такая формулировка возможна: империя как один из способов удержания разных этноконфессиональных сообществ в рамках одной политической структуры. Возможны и другие способы (та же Швейцария, или ЕС). Но это объясняет, что империя умеет делать без уточнения того, что такое империя, т.е. - без объяснения, чем этот способ отличается от других.
империя - военно-административная структура способная (1) предложить социально-политическую платформу, для совместного существования сообществ с разной конфессиональной принадлежности; и (2) обеспечить контроль за исполнением её правил и законов без вмешательства во внутриконфессиональные вопросы сообществ.
Т.е. свое рода арендодатель со своей охраной и техобслуживанием. Но за плату.
ПС. Обязательное условие (3) иметь свою системно веротерпимую религию в основании которой может быть только безличностное Начало. Даже если это атеизм.
Возможно. Но на мой вкус - это всё равно, что определять автомобиль как корпус, способный удерживать ДВС, раму с подвеской и 4 колеса. Да, может удерживать - но делается не для этого.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вопрос из зала: А может дело не в этничности как таковой, а в конфессиональном разнообразии? И именно способность удерживать в едином составе народы с разной картиной мира (то, что даёт религия) и определяет "империю"?
И тогда этно-культурность становится "вторичным" признаком.
Например, СССР при этом подходе не "империя", а РФ - "империя" ???
Reply
Reply
Ну, например:
империя - военно-административная структура способная (1) предложить социально-политическую платформу, для совместного существования сообществ с разной конфессиональной принадлежности; и (2) обеспечить контроль за исполнением её правил и законов без вмешательства во внутриконфессиональные вопросы сообществ.
Т.е. свое рода арендодатель со своей охраной и техобслуживанием. Но за плату.
ПС. Обязательное условие (3) иметь свою системно веротерпимую религию в основании которой может быть только безличностное Начало. Даже если это атеизм.
Reply
Reply
Leave a comment