Oct 07, 2024 15:20
Мне представляется, что интеллект сейчас деградирует. Как вы думаете, каковы причины? Интересуют прежде всего интеллектуальные причины. То есть не отсылки к не той экономике или там наступившему комфорту, или напротив угнетающей тирании, а именно внутренние причины интеллектуальной деградации.
Разумеется, я не буду этого доказывать - потому что доказательств для таких тезисов не существует. Находятся иногда ...ммм... одаренные люди, которые предлагают измерять число нобелиатов, или статей, или научных журналов... или сроки внедрения новой марки смартфона. Это очевидно глупые и не соответствующие задаче методы.
Однако все же многие люди не готовы просто принять задачу - им хотелось бы ощутить на губах вкус объективности. Что же... Для таких людей можно переформулировать задачу - у современного интеллектуального развития имеются проблемы, и их можно указать. Мне кажется, это может быть интересным - поскольку люди очень разные, и причины интеллектуальных неурядиц им видятся очень различно.
Для затравки могу сказать несколько причин, которые мне представляются достаточно важными.
В самом деле пунктир через три. Потому что иначе совсем длинно.
Один из шагов - глубокая пропасть между фактами и теорией. На деле этой пропасти нет (что такое факт, решает только теория). Нормальная теория должна непосредственно следовать из фактов. То есть грамотное и подробное описание факта уже есть теория.
Но это уже давно забытая стадия, этому препятствует математизация и многое другое.
Значит, один шаг к деградации - разрыв теории и факта.
Другой шаг - отсутствие понимания разницы теории и модели. Теория есть часть мировоззрения и картины мира. Сейчас понимается как бла-бла и предпочтение отдается моделям - причем искренне не понимают, чем это не теории.
Еще шаг - теория, данная на языке абстракций. Сейчас уже не понимают, как можно иначе. Между тем, абстракции - это особенная штука, очень сильный инструмент, применять с осторожностью. В связи с обилием абстракций "теоретическая" работа сейчас сводится к подведению "факта" под "теорию". Это нищенский уровень познавательной деятельности. В результате описание модели для многих и есть реальность. Это многие сейчас отмечают - описывается правдоподобная модель, и далее на это ссылаются как на реальность. Есть области науки, где вообще всё состоит только из таких операций - например, изучение происхождения жизни. Для тренировки в избавлении от этой болезни показано описывать факты, для которых нет теории, и описывать теории, для которых нет фактов. Это только кажется, что это легко.
Еще шаг - разрыв между знанием и верой, наукой и верой. В действительности есть единая познавательная деятельность человека. Некоторая ее часть может быть оформлена в виде научного знания. Другая - не может быть так оформлена. Часть картины мира практически совпадает с научной. Часть - к ней не сводима. Но создание "картины мира" деградировало до идеологии, и утверждается, что между верой и наукой непреодолимая пропасть. В этой пропасти и пропала цельная картина мира, которая позволяет человеку внутренне понимать мир, работать с ним как "со своим", понятным. Между верой и знанием - пропасть, ее ничем не заполняют. В нормальной ситуации есть целостная картина мира, некоторые части ее - научны.
Еще: утеря способов работы с качествами, что явилось побочным эффектом математизации знания. Прежде было потрачено множество усилий для создания способов рациональной работы с качествами. Но подступившая волна количественных исследований оттеснила эти рациональные методы. Сейчас есть математизированные методы работы с количествами и совершенно ничтожные, на уровне здравого смысла огрызки прежней рациональной работы с качествами. Это одно из следствий утери способов работы с картиной мира, о которой говорилось в предшествующем пункте.
Итак, разрывы стали пропастями: факт и теория, знание и вера. Зато слипся разрыв между теорией и моделью. Такие вот этапы. Их можно обозначить словами: абстракционизм, моделизм, материализм + атеизм, математизм.
Всё же пару слов о предполагаемых (мной) причинах. Как обычно - резкое увеличение численности образованного слоя, сопровождающееся падением качества. Массовое образование и наука как производственная сила - это названия причин оскудения интеллектуальности.
Могли бы вы дать описание, какие именно проблемы в развитии интеллектуальности вы видите? Как именно это происходит? что именно уходит, что изменяется?
science4,
sociology6