Так про гностицизм, неоплатонизм, христианские ереси и т. п. и их связь с христианством, Индией и т. д. таак много всего понаписано уже, и в том числе и на русском..
Идеи о перерождении отрицают сознание как центр личности, в том смысле, в котором мы это понимаем. Предполагается, что сознательное восприятие мира это лишь малая часть общего знания, всё остальное было забыто, но (видимо?) иногда как-то всплывает. Вероятно, Платон в учении о забытых и вспоминаемых идеях говорит о том же самом.
В этом смысле современное понимание личности, ты - это то, что ты помнишь, знаешь, понимаешь и умеешь, и за что придётся в итоге держать ответ, это в первую очередь христианская идея (ну или иудейская) . Т.с., христианство вырвало человечество из круга бесконечного метемпсихоза.
Гностики больше всего были похожи скорее на Мулдашева и прочих современных шизотериков, которым всё годилось: орфизм (о котором толком ничего неизвестно), учение Гермеса, египетские и сирийские культы и что угодно ещё. Примерно как у теософов соседствуют Иисус, карма, даосизм и тайны тибетских монахов.
Это очень хорошо заметно по тем же манихеям: благо, их сочинения и доктрины сейчас уже изучены. В принципе, сама их концепция не очень радикальна (уйти в монахи и питаться дынями) и даже мир создан добрым демиургом (а вот человечество злым) - но сама их космология настолько нелепа, что может заинтересовать человека только образованного и разочаровавшегося. Неразочаровашийся увидит ошибки, необразованный просто не поймёт, к чему эта астральная война модернистов с постмодернистами.
Основа буддизма - четыре благородные истины. Метемпсихоз и отрицательное отношение к перерождениям - скорее, просто часть тогдашней картины мира (о чём подробно было у того же Андросова). Сами этое идеи достаточно просты, чтобы возникнуть в разных культурах
( ... )
Потому что ту самую сутру, где Четыре Печати, Нагарджуна вместе с другими сутрами Махаяны у морских нагов получил - а кто знает, что там эти земноводные туда понаписали?
Тем более непонятно, откуда взялись тантры Ваджраяны. Неужели от сухопутных мангустов?
Хосроев копает немного с другой стороны - его интересует именно христианское влияние на Мани. Конечно, из Мани христианин, примерно как из Блаватской буддистка - но с другой стороны, дзен-буддисты тоже от тхеравадинов отличаются.
Comments 29
Reply
Reply
Reply
Reply
В этом смысле современное понимание личности, ты - это то, что ты помнишь, знаешь, понимаешь и умеешь, и за что придётся в итоге держать ответ, это в первую очередь христианская идея (ну или иудейская) . Т.с., христианство вырвало человечество из круга бесконечного метемпсихоза.
Reply
Reply
Reply
Reply
Гностики больше всего были похожи скорее на Мулдашева и прочих современных шизотериков, которым всё годилось: орфизм (о котором толком ничего неизвестно), учение Гермеса, египетские и сирийские культы и что угодно ещё. Примерно как у теософов соседствуют Иисус, карма, даосизм и тайны тибетских монахов.
Это очень хорошо заметно по тем же манихеям: благо, их сочинения и доктрины сейчас уже изучены. В принципе, сама их концепция не очень радикальна (уйти в монахи и питаться дынями) и даже мир создан добрым демиургом (а вот человечество злым) - но сама их космология настолько нелепа, что может заинтересовать человека только образованного и разочаровавшегося. Неразочаровашийся увидит ошибки, необразованный просто не поймёт, к чему эта астральная война модернистов с постмодернистами.
Основа буддизма - четыре благородные истины. Метемпсихоз и отрицательное отношение к перерождениям - скорее, просто часть тогдашней картины мира (о чём подробно было у того же Андросова). Сами этое идеи достаточно просты, чтобы возникнуть в разных культурах ( ... )
Reply
Это, скорее, курс молодого бойца. То есть, как любят говорить американцы, "правда, но не вся правда".
Reply
Тхеравадины считают, что этого вполне достаточно.
Потому что ту самую сутру, где Четыре Печати, Нагарджуна вместе с другими сутрами Махаяны у морских нагов получил - а кто знает, что там эти земноводные туда понаписали?
Тем более непонятно, откуда взялись тантры Ваджраяны. Неужели от сухопутных мангустов?
Reply
Reply
Читал вот на днях (всё есть в ести)
Гео Виндегрен - Мани и манихейство (положение на начало 1990-х)
А. Хорсоев - История манихейства (во многом полемика с предыдущей уже из нулевых)
Е. Смагина - Манихейство (много переводов текстов)
Про этих ребят более-менее накопаны библиотеки и примерно понятно, за что их не любили.
Лев Гумилёв, как обычно, про них фантазировал.
Reply
Reply
Хосроев копает немного с другой стороны - его интересует именно христианское влияние на Мани. Конечно, из Мани христианин, примерно как из Блаватской буддистка - но с другой стороны, дзен-буддисты тоже от тхеравадинов отличаются.
Reply
Leave a comment