Начала читать Зимние заметки о летних впечатлениях Достоевского. Летние впечатления -- это путешествие Федора Михайловича в Европу. С юности он мечтал поехать на Запад, но осуществил свою мечту только после 40 лет. И что же он увидел?
После путешествия Достоевский задался вопросом, почему наша элита так стремится в Европу?
<<Почему Европа имеет на нас, кто бы мы ни были, такое сильное, волшебное, призывное впечатление? ... я про нашу привилегированную и патентованную кучку теперь говорю>>
Согласитесь, данная тема актуальна в наше время. После развала СССР наша элита ожидала, что Европа нас примет с распростертыми объятьями. Но реальность все таки сняла пелену с глаз Кремля. Прибалтам удалось продать свою историю и своих предков в обмен на Европейскую статусность, а Украине повезло меньше. До сих пор глотает завтраки и обещания Европейского союза.
Но самое важное, возвращаясь к 19 веку, Достоевский удивляется, почему, будучи частью европейской культуры, живя по ее канонам, копируя ее нравы, мы, россияне, до сих пор не стали европейцами? Как такое произошло?
<<Ведь всё, решительно почти всё, что есть в нас развития, науки, искусства, гражданственности, человечности, всё, всё ведь это оттуда, из той же страны святых чудес! Ведь вся наша жизнь по европейским складам еще с самого первого детства сложилась. Неужели же кто-нибудь из нас мог устоять против этого влияния, призыва, давления? Как еще не переродились мы окончательно в европейцев?>>
Увидев Европу, Достоевский разочаровывается в ней. В юношеских мечтах его это была "страна святых чудес", но стоило ему только увидеть, так он сразу оправдывается: "времени мало мало было рассмотреть, погода плохая была, самочувствие не очень,...". Но сам-то Достоевский понимает, что Европу он увидел такую, какая она есть на самом деле. Не святую, а самую обыкновенную.
Размышляя о славянофильстве и западничестве, Достоевский приводит пример Пушкина. В царcкое время было принято отправлять детей знатных родов на учебу заграницу или, как минимум, иметь дома иностранного учителя, который разговаривал с ребенком на французском языке. С самого детства давали аристократам европейское воспитание и нравы, оторванные от реальности простолюдин. Что еще больше увеличивало разрыв между богатыми и бедными.
Пушкин же был воспитан Ариной Родионовной, простой русской няней, которая рассказывала ему русские сказки, прививала ему любовь к русской земле. Будучи аристократом он "Белкина в душе заключал". Мне кажется, именно в этой самобытности по отношению к своей среде и заключается святость Пушкина. Он не копировал европейские нравы, а показывал их ущербность. "Он художнической силой от своей среды отрешился и с точки народного духа ее в Онегине великим судом судил." (поэтому слава Богу, что Татьяну Пушкин не свел с Онегиным в конце. Это ж как Александр Сергеевич унизил европеизированного молодого аристократа, предпочтя ему старого хрыща).
Мне эта идея поиска нашего русского пути близка. Чем копировать чье-то, так лучше свое создавать.