Дом "Утюг". Угол Петропавловского и Певческого переулков.
Когда-то на этом месте была усадьба, принадлежавшая дворянскому роду Свиньиных.
По их фамилии и Певческий переулок до 1929 г. именовался Свиньинским*. Великолепный барский дом, стоявший посередине теперешнего двора, попал как одно из красивейших зданий Москвы в "Альбомы" архитектора М. Ф. Казакова.
"В адресной книге Москвы за 1826 год в списке домовладельцев значится:
"Свиньин, Павел Петрович, статский советник, по Певческому переулку, дом № 24, Мясницкой части, на углу Солянки". Свиньин воспет Пушкиным: "Вот и Свиньин, Российский Жук".
Павел Петрович Свиньин родился в 1787 году в усадьбе Ефремово Галичского уезда Костромской губернии. Матерью его была Екатерина Юрьевна, урожденная Лермонтова, родная сестра деда великого поэта М. Ю. Лермонтова - Петра Юрьевича Лермонтова. Бабушкой его была Анна Ивановна Лермонтова, урожденная Боборыкина, которая приходилась внучкой казненного по приказу Петра Первого стольника Федора Матвеевича Пушкина. Следовательно, Свиньин приходился родственником и А.С.Пушкину, и М.Ю.Лермонтову.
П. П. Свиньин, путешественник, бытописатель и довольно известный художник, получивший звание академика за картину "Отдых Суворова по одержанию победы».
Как сын богатых и родовитых дворян, образование получил в московском университетском Благородном пансионе, а сразу по его окончании, определенный в министерство иностранных дел, оказался в составе эскадры Сенявина в Средиземном море. Свиньин был свидетелем сражений в Далмации и Греции.
Отличавшийся великолепным знанием языков, он объездил почти весь мир - всю Европу, Северную Америку, большую часть России: Волгу, Каспий, Урал, Западную Сибирь, Прикамье, Крым, Кавказ, Бессарабию. Обо всех своих странствиях Павел Петрович составлял подробнейшие отчеты, оснащенные к тому же живописными зарисовками. Среди русской читающей публики всякий знал его книгу «Картины России и быт разноплеменных ее народов», изданную в Санкт-Петербурге в 1839 году с иллюстрациями автора. Множество зарисовок и описаний технических изобретений Свиньин привез из Соединенных Штатов Америки, где находился в составе дипломатической миссии - в 1811-1813 служил секретарём русского генерального консула в Филадельфии.
Пароход Фултона. Рисунок Свиньина.
Кроме того, он коллекционировал произведения русского искусства 18 века - его уникальное собрание Русский Музеум содержало много древностей и произведений искусства: картин, портретов, медалей, рукописей, книг... Причем раритеты были удивительные: например, в особом булевском шкафу хранились непристойные картины Буше (221 шт.) или Фрагонара. На эти картины претендовало немало покупателей, в том числе посол Наполеона III граф де Мерин, но Свиньин так и не продал их.
П.П.Свиньин.
К сожалению, большую часть Русского Музеума в 1834-м он был всё же вынужден продать с аукциона - для уплаты многочисленных долгов. Как это часто бывает, натуры увлекающиеся весьма непрактичны.
Именно П. П. Свиньин основал альманах «Отечественные записки", переданный впоследствии Краевскому. Популярность Свиньина в русском образованном обществе была огромна благодаря увлекательности его произведений. Брошюра Свиньина «Прогулки по Кремлю» долгие годы служила путеводителем для желающих познакомиться с Москвой. Им были опубликованы такие издания, как «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1816-1828) и «Указатель главнейших достопримечательностей, сохраняющихся в Мастерской Оружейной палаты» (1826), не утратившие своего значения и поныне. Свиньин - автор первого жизнеописание механика-самоучки И. П. Кулибина (1819). Также он является автором двух исторических романов: «Шемякин суд» и «Ермак, или Покорение Сибири».
Свиньин был хлебосольный и радушный хозяин. Его дом посещали многие известные люди. В гостях у него бывали И.А.Крылов, А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин (в доме Свиньина Пушкин прочитал только что написанные им две главы "Евгения Онегина").
П.П.Свиньин.
Но был за Павлом Петровичем небольшой грешок. Он врал. Вполне безобидно, так что при желании его милую слабость можно назвать и куда как вежливее: фантазировал.
Однако уже при жизни Павла Петровича о его развитом воображении, непередаваемой словоохотливости и поразительном самомнении слагали басни и сказания.
«Павлуша был опрятный, добрый, прилежный мальчик, но имел большой порок - он не мог сказать трех слов, чтоб не солгать, - пишет Пушкин в сказке "Маленький лжец" и "Детской книжки". - Папенька в его именины подарил ему деревянную лошадку. Павлуша уверял, что эта лошадка принадлежала Карлу XII и была та самая, на которой он ускакал из Полтавского сражения... Сначала все товарищи ему верили, но скоро догадались, и никто не хотел ему верить даже тогда, когда случалось ему сказать и правду».
Разумеете, любезный читатель? Коли уж сам автор «Полтавы» не преминул, то что уж говорить о других...
Конкурент дедушки Крылова - баснописец Александр Измайлов (тоже, кстати, не без греха был человек) наваял о Свиньине басню «Лгун». Причем Александр Ефимович уже не так церемонился: «Павлушка - медный лоб (приличное прозванье)...»
Да что - сам Гоголь называл Свиньина прообразом Хлестакова. Во время путешествия Павла Петровича по Бессарабии его приняли за чиновника из столицы, что Свиньина нимало не смутило, и он ничтоже сумняшеся воспользовался оказанной честью, а уж после хвастался о том в Петербурге. Кто, спрашивается, за язык тянул? Впрочем, с «Ревизором» непросто: легенды вокруг лжеинкогнито приписывают подобные провинциальные подвиги и самому Гоголю, и Пушкину...
Как бы то ни было, стал Павел Петрович персонажем нарицательным. Тем интереснее узнать правду о русском лгунишке и увидеть, что не так порой прост мир, как о том подчас полагают баснописцы...
Не повезло ему и с фамилией… Особо убивались дочери Павла Петровича. Девицы Свиньины просили дьякона предупреждать их накануне, когда за обедней будет читаться евангельский текст об изгнании бесов и водворении их в стадо свиней. В эти воскресения семейство являлось в церковь только после чтения Евангелия.
По падкой на слухи Москве ходила молва, будто в доме Свиньиных никогда не подавалось на стол свинины, так они боялись намека на свою фамилию.
Между тем, род древний, уважаемый, предки Павла Петровича, выходцы из Литвы, появились в России еще в 15 в. и верой и правдой служили нашим государям.
Семейство Свиньиных проживало в Подкопаях до середины 19 века.
Во второй половине 19 века двор Свиньиных приобрел И. А. Ромейко, после чего дом с колоннами был разобран, а флигели на стыке трех переулков - Свиньина, Подколокольного и Петропавловского - объединены и надстроены. В результате образовался большой доходный дом с тупым углом, который местные жители прозвали «Утюгом», длинный дом по Петропавловскому переулку - "Сухим оврагом" и все вместе - «Свиным домом», памятуя о прежних владельцах. Позади него стоял еще ряд ночлежек - 767 человеко-мест на 64 квартиры, то есть свыше 11 человек на помещение.
План 1925 г. (ЦАНТДМ)
С 1887 года он принадлежал почетному потомственному гражданину купцу Ивану Петровичу Кулакову - королю хитровского ночлежного бизнеса, который начинал простым буфетчиком в трактире «Каторга». Кулаковский двор стал самым чудовищным хитровским притоном. По словам Гиляровского, в «Свиной дом», или в «Кулаковку», боялась заглядывать даже полиция. Кулаков, разбогатев, купил усадьбу в селе Константинове, на родине Есенина. Дочь владельца, Лидия Ивановна Кашина, приезжала в Константиново, и с нею, "молодой, интересной и образованной женщиной", был знаком поэт.
Ты знаешь,
Он был забавно
Когда-то в меня влюблен, -
говорит Анна Cнегина, героиня одноименной поэмы, прототипом которой была Л. И. Кашина. Ей же было посвящено и стихотворение "Зеленая прическа". В советское время она жила в Москве, в Скатертном переулке, работала переводчицей, машинисткой. Скончалась в 1937 г., и немногие знают, что Сергей Есенин и прототип его "Анны Снегиной" похоронены недалеко друг от друга, на Ваганьковском кладбище...
Трёхэтажное здание Утюга в середине 1920-е гг. было основательно перестроено и надстроено двумя этажами. Хотя у Гиляровского и написано, что дом был разобран, но последние исследования показали, что три этажа сохранились.
От местных жителей я слышал, что в "Утюге" начинал свою творческую карьеру А.Макаревич. За достоверность ручаться не могу.
___________________________
* До конца 18 - нач.19 века - Певческий переулок. Название обусловлено проживанием здесь в 17 - нач.18 вв. певчих архиерея Крутицкого монастыря (переулок иногда назывался и Крутицким). Впоследствие - Свиньинский - по фамилии домовладельцев Свиньиных. В 1929 году переименован в Астаховский, по фамилии революционера убитого неподалёку. В 1994 году возвращено название - Певческий.
___________________________
Источники:
Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. Под общей редакцией доктора искусствоведения Баталова А.Л. М., 2006.
С.К. Романюк Из истории московских переулков. М., 1988.
В.А. Гиляровский Москва и москвичи. М., 1989.
http://www.archnadzor.ru/?p=845#more-845 http://his.1september.ru/2003/28/10.htmhttp://www.strana-oz.ru/?numid=4&article=228http://kospenaty.narod.ru/sudby_svinin.htm Необходимо отметить, что помимо Павла Петровича Свиньина владельцами усадьбы в разных источниках называются также капитан I ранга Сергей Иванович Свиньин и полный тёзка "Российского Жука" полковник Павел Петрович Свиньин.
"Карфаген должен быть разрушен"(с)
Хитровка должна быть сохранена!