Аэродром Девау - Flughafen Devau
Год создания: 8 ноября 1922 года
Первый авиаполёт: 11 ноября 1919 года
Последний авиаполёт: 27 января 1945 года
Место расположения: Königsberg, Am Flughafen / Hünefeldstraße - Калининград, район пересечения улиц Молодая Гвардия и Пригородная.
Архитектор здания аэропорта: Ханнс Хопп
Сегодня мы прогуляемся с вами в районе конца улицы Гагарина. Тут, вдалеке от центральной городской суеты, расположен знаменитый на всю Европу и Мир, аэродром - Девау. О истории района, где он располагался, его создании, работе, послевоенной судьбе и будет мой сегодняшний рассказ.
Исторически Кёнигсберг имел очень выгодное географическое положение, стоя на стыке Западной и Восточной Европы. Город имел прямой выход к Балтийскому морю и развитые дорожную и водную сети. Но особняком стоял воздушный транспорт. Люди все больше и больше мечтали о небе, желая парить в нём как птицы. И первые попытки были сделаны уже в конце XVII века, когда в Европе появились первые прототипы аэростатов и дирижаблей. Так началась эра воздухоплавания, которая активно развивалась XVIII-XIX века. Но в начале ХX века она уступила своё место, новой и более современной, гражданской авиации.
Её начало было положено 17 декабря 1903 года, когда в США на самолете «Флайер-1» созданный братьями Райт, был осуществлен первый устойчивый управляемый горизонтальный полёт в истории. Кёнигсберг тоже был активно вовлечен в этот исторический период, в котором также можно было проследить все периоды развития авиации, описанные выше. Небо города активно бороздили многочисленные дирижабли и аэростаты, быстро став привычными глазу горожан, часто пролетая прямо над его историческим центром.
Историческая справка
В середине XVIII-XIX веков окрестности Кёнигсберга представляли собою малозаселенные предместья, с просторными полями и пашнями. Но время шло, город рос и активно расширял свои границы. Его недавние пригороды быстро становились новыми районами. Не стало исключением и северо-восточное направление. В начале XIX века тут очень компактно и уютно расположились два исторических городских района: «Кальхоф» («Kalthof») и «Девау» («Devau»).
Кальтхоф был основан во времена Тевтонского ордена, как хозяйственный двор комтура (минимальная административная единица в составе
рыцарского ордена). Его основной задачей в те времена, было снабжение продовольствием замка Кёнигсберг и его прилегающих поселений. В 1416 году тут появляется первая медная мельница. Во время секуляризации (изъятии государством у церкви её земельной и иной собственности) поместье Кальтхоф переходит во владения герцогского домена и в 1670 году передается в залог за 24000 талеров коменданту форта Фридрихсбург - Иоганну фон Хилле.
В 1817 году поместье Кальтхоф продается городскими властями в частные руки, без армейского плаца. На тот момент население района составляло 2020 человек. В частных руках оно прибывает до 1905 года, пока его последний владелец Бертольд Клейст снова не продаёт его городу. В честь этого знаменательного исторического события, городские власти дают местному парку название «Клейст-парк». И именно с этого времени Кальтхоф официально становится новым городским районом Кёнигсберга.
Кальтхоф начинает активно застраиваться двух и трех этажными домами, прокладываются новые мощёные дороги, улицы и своя собственная трамвайная ветка, которая соединяет район с центром города. В нём появляется собственная кирха памяти императора Фридриха, приходская община и народная школа для мальчиков и девочек. Просторные западные территории района городские власти отдают кёнигсбергским религиозным общинам, которые организовывают тут многочисленные кладбища. Всего их насчитывалось 14: пять по правую сторону от Konigsallee (ныне улица Юрия Гагарина) и девять по левую от неё. Параллельно, тут появляются крупные промышленные и военные учреждения.
Особенно стоит отметить: восточно-германскую хлебную фабрику и мастерскую Гебеля по производству органов. Военные здания были представлены казармами, расквартированного тут в 1889 году, саперного батальона князя Радзивилла, а с 1893 года и Замландского саперного батальона. Восточные территории нового района, отдаются городом под военный строевой плац, стрельбища, радиостанцию и учебный полигон. В итоге, территория Кальтхофа простиралась на северо-восток от Королевских ворот в сторону обводного вального кольца Кёнигсберга, с востока ограниченная аэродромом Девау, а с запада городским ипподромом.
Поместье Девау изначально представляло собою загородное имение королевской четы, впоследствии переданные ею в пользование городу. Devau, в переводе с прусского языка означает: «Deywis» - «Бог». Видимо слава и успех этому району уже давно была предначертана свыше. Его широкие и просторные территории стали активно использоваться городом для военных сборов и парадов. В 1717 году прусский король Фридрих Вильгельм I учреждает на принадлежавшем Кальтхофу просторном поле, старейший в Пруссии армейский полигон, получивший название - «Плац Девау»(«Plaz Devau»). В поземельном кадастре Кёнигсберга 1883 года значилось, что Девау уже более полутора века использовался как военный плац.
Не зря тут были проведены два знаменательных военных смотра: 5 июня 1798 года парад принимал лично король Пруссии Фридрих Вильгельм III, а в 1808 году сам император Наполеон. До начала Первой мировой войны тут начала базироваться военная авиация. В середине XVIII века этот район сменил свое название на «Gemeinde», но уже через пол века вернет себе свое историческое и более привычное название - «Devau». Именно тут будет суждено возникнуть, первому в истории, европейскому аэропорту и стационарной авиационной метеослужбе, ставшими воздушными воротами Кёнигсберга.
Девау - первая ласточка мировой гражданской авиации
После Версальского мирного договора, установившего запрет для Германии на обладание военной авиацией, всем немецким военным летчикам пришлось перейти в гражданскую авиацию. В Европе и Мире начиналась эра пассажирских авиаперевозок. Кёнигсберг и тут не остался в стороне, став знаменитым на весь мир, благодаря своему первому собственному аэродрому и аэропорту, получившему название - «Девау».
Мировую известность и славу он снискал 11 ноября 1919 года, когда с его взлетной полосы в небо поднялся первый гражданский самолет с пассажирами, взявший курс на Берлин. Однако, это был ещё не официальный полёт, так как сам аэропорт в то время представлял собою закрытую авиабазу Кёнигсберг-Девау (Königsberg-Devau). В 1921 году на территории аэродрома открывается здание первой в мире стационарной авиационной метеослужбы.
Официальной же датой открытия аэродрома считается 8 ноября 1922 года, когда в Кёнигсберге торжественно открылся, первый в Европе и один из первых в Мире, гражданский аэропортовый комплекс «Девау». Этому факту активно поспособствовало Русско-Германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт» («Deruluft») с уставным капиталом 250 тыс. золотых рублей, которое было самым успешным и самым продолжительным совместным предприятием России и Германии до начала Второй Мировой войны.
Оно было основано 24 ноября 1921 года, и одним из первых в мире стало осуществлять регулярные воздушные авиаперевозки. Первыми директорами общества были назначены П. Фетте (Берлин) и Е. Гвайта (Москва). А Кёнигсберг был выбран им в качестве своего базового аэродрома, откуда 30 апреля 1922 года стартовал первый самолет по направлению Кёнигсберг -Москва с посадками в Ковно и Смоленске под управлением немецкого пилота Э. Юста.
Авиалиния Кенигсберг-Москва была первой регулярной международной авиалинией в России еще до создания отечественной гражданской авиации в нашей стране. Её первые 10 самолетов «Фоккер» FIII были оснащены российскими регистрационными знаками с РР1 по РР10 и перевозили пассажиров и корреспонденцию регулярными рейсами с периодичностью 2 раза в неделю за 8 часов 45 минут.
С «Дерулюфт» связаны имена известных пилотов Германии и России. Это И. Ф. Воедило - первый из советских летчиков начал полеты в Кёнигсберг, Н. П. Шебанов и Ю. И. Арватов; И. Штольброк - первый в Дерулюфте налетал 100 000 км, В. Гофман - во время войны совершил последний пассажирский рейс из блокированного Кёнигсберга и вывез из окружения 40 мирных жителей. В 1930-е годы работа Дерулюфта была наиболее успешной, общество было одним из лучших в мире по регулярности и безопасности полетов. Через Девау Громов летал на АНТ-3 «Пролетарий» в Европу, а Чкалов на АНТ-25 на авиасалон в Париж. И именно с этого аэродрома до войны был поставлен мировой рекорд дальности полета на планере.
Описание структуры гражданского аэропортного комплекса «Девау»
Аэропортный комплекс Девау был построен в 1922 году по проекту архитектора Ханнса Хоппа и располагался на пересечении двух кёнигсбергских улиц: Am Flughafen (ныне улица Молодой Гвардии) и Hünefeldstraße (ныне улица Пригородная). Он состоял из следующих расположенных под прямым углом к друг другу частей: главного здания аэропорта с залом ожидания, здание стационарной авиационной метеослужбы, здание командно-диспетчерского пункта управления полетами, два отапливаемых авиационных ангара, централизованную систему заправки топливом, подземные ёмкости для его хранилища, дренированное лётное поле, отдельную стоянку для самолетов, рулежную дорожку и взлётную и посадочную полосу.
Ко всем регулярным рейсам подавались специальные автомобили для доставки авиапассажиров. Все эти элементы были настоящими ноу-хау того времени и не имели аналогов в Европе, а сам аэропорт Девау считался одним из лучших мировых аэропортов того времени. Он занимал особое место в воздушных перевозках Германии и являлся предметом особого внимания государства ввиду того, что по окончании Первой мировой войны провинция Восточная Пруссия оказалась в эксклавном положении.
Главное здание аэропорта представляло собою трехэтажное здание в готическом стиле, выполненное из отштукатуренного красного клинкерного кирпича составленное в виде прямоугольных блоков. С обеих сторон к нему примыкали два одноэтажных боковых флигеля. По всему его периметру шла галерея вытянутых прямоугольных окон и серия входных порталов с отдельными фонарями. Лицевой фасад здания был дополнен 8 выступающими прямоугольными декоративными колонами и двумя равнозначными центральными входными порталами.
По всему периметру карниза крыши тянулась кованая оградка с причудливым декоративным орнаментом. На крыше был установлен флагшток, для торжественного водружения флага Пруссии в честь проходивших тут торжественных событий. Вход в здание для пассажиров осуществлялся со стороны перекрестка улиц Am Flughafen и Hünefeldstraße, далее пассажир проходил все процедуры оформления на рейс, после чего через центральный выход с обратной стороны здания оказывался на месте посадки в самолет.
С обоих сторон, к главному зданию аэропорта, примыкали два больших лётных ангара. Они имели вытянутую прямоугольную форму с основанием из кирпича и куполообразную навесную крышу, покрытую листовой медью. Они были изготовлены на местном городском заводе «Union» («Унион»). В каждом ангаре размещались 12-15 самолётов. В 1923 году в них разместились ремонтные мастерские немецкой авиастроительной компании «Junkers» («Юнкерс»), которые, помимо ремонта и обслуживания самолетов, еще и производили тут их сборку.
Далее шли небольшие здания технического и хозяйственного обслуживания. Но гордостью аэродрома, по праву, являлась его взлётная полоса - она имела длину около 1400 метров и состояла из бетонных плит уложенных по специальной бесшовной технологии. Она позволяла принимать самолеты любых типов того времени и являлась настоящим произведением технической мысли.
В середине 1930-х годов старое здание аэропорта было перестроено, уступив свое место новому, более современному и функциональному зданию. Оно представляло собою трехэтажное оштукатуренное здание с закругленными боковыми флигелями. Лицевой фасад был представлен крытой террасой с центральным входом и серией широких трёхсекционных прямоугольных окон.
На крыше третьего этажа здания располагался ветроуказатель и ограничители высоты пролёта над ним. Внутри располагались стойка регистрации пассажиров, зал ожидания, ресторан, багажное отделение и комнаты отдыха пассажиров и персонала. С новой перестройкой главного здания, аэропорт приобрел большую функциональность и комфортабельность для самих пассажиров и обслуживающего его персонала.
В конце 1941 года из-за разногласий, истек срок действия договора Девау с фирмой «Дерулюфт». И это, несмотря на отличные многолетние показатели работы общества в Кёнигсберге. В результате чего, аэропорт Дэвау навсегда прервал свое воздушное сообщение с СССР и такая популярная авиалиния навсегда исчезла с туристических буклетов авиапассажиров Европы.
Но на этом его история и жизнь не закончилась, а стала активно продолжаться, но уже с уклоном на внутренние авиарейсы. В августе 1930 года в Девау гостил всемирно известный дирижабль «Граф Цеппелин». Это был его первый визит в город, а последний состоялся за четыре дня до Второй мировой войны, 26 августа 1939 года. Он совершил показательную посадку на взлетную полосу аэродрома и несколько демонстрационных полетов над Кёнигсбергом, на глазах многочисленных и довольных горожан.
В 1922 году самолеты Девау налетали 479.404 км, перевезя 819 пассажиров. В 1927 году, воспользовавшихся его услугами гражданских авиаперевозчиков, было уже 4109 человек, а самолетами налётано в общей сложности 1.097.507 километров.
В 1931 году с аэропорта Девау ежедневно, утром и вечером, отправлялись самолеты в Берлин (583 км), Данциг (148 км), Тильзит (110), Хельсинки, Ковно (Каунас), Ригу, Ревель (Таллин) и Москву и обслужено уже 4394 пассажира и 1.233.540 налётанных километров. В 1934-м году уже 27962 пассажира и 2.255.212 летных километров.
В конце 1936 года на аэродром Девау прилетел АНТ-25 под управлением В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова - через несколько месяцев этот экипаж посадит свой одномоторный АНТ-25 в Ванкувере, совершив первый в мире беспересадочный полет по маршруту Москва - Северный полюс - Америка. В 1939 году здания аэропорта были расширены, Девау принял уже 1173 самолетных перелёта.
Последний пассажирский рейс из Кёнигсберга с аэропорта Девау был выполнен 27 января 1945 года, когда город уже находился в осаде советских войск. В Девау неоднократно лично прилетал рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер и рейхминистр Геббельс, а также командующий рейхсмарине адмирал Бенке, командующий рейхсвером генерал-полковник Ханс фон Сект, Риббентроп и гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох.
Некоторые интересные факты из истории аэродрома Девау
24.11.1921 - Создание совместного Русско-Германского общества воздушных сообщений Дерулюфт с уставным капиталом 250 тыс. золотых рублей. Первыми директорами общества были назначены П. Фетте (Берлин) и Е. Гвайта (Москва). Базовым аэродромом общества был выбран Кенигсберг. Первыми самолетами были 10 Фоккеров F III, оснащенные российскими регистрационными знаками с РР1 по РР10. 30.04.1922 - Первый полет по линии Дерулюфта Кенигсберг-Москва с посадками в Ковно и Смоленске на самолете Фоккер F III РР1 под управлением немецкого пилота Э. Юста.
01.05.1922 - Официальное открытие в Москве авиалинии Кенигсберг- Москва, которая стала первой регулярной международной авиалинией в России. В этот день самолет Дерулюфта сделал несколько показательных полетов над Москвой в сопровождении военной эскадры.
03.05.1922 - Первый полет самолета Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг под управлением русского летчика И. Ф. Воедило. С этого времени полеты на авиалинии выполнялись два раза в неделю в обоих направлениях, расстояние около 1200 км преодолевалось за 8 часов 45 минут летного времени.
10.05.1922 - Одним из первых пассажиров авиалинии стал русский поэт Сергей Есенин, который вместе с Аседорой Дункан прилетел самолетом Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг.
1922-1923 - На кёнигсбергском аэродроме смонтированы два первых ангара, изготовленные на местном заводе «Унион».
1923 год - Размещение в ангарах ремонтных мастерских Юнкерса, которые производили также сборку самолетов.
03.07.1923 - Пассажиром авиалинии был поэт Владимир Маяковский, под впечатлением от этого полета написано стихотворение «Москва- Кенигсберг». Повторно поэт воспользовался авиалинией Дерулюфта
Июнь 1924 - В этом месяце частота полетов на авиалинии Дерулюфта Кенигсберг-Москва в обоих направлениях увеличилась до 6-ти раз в неделю.
31.08.1924 - Доставка самолетом Дерулюфта из Москвы в Берлинский зоопарк медвежонка по кличке «Татьяна».
08.10.1924 - Первая катастрофа самолета Дерулюфта Фоккер F III из-за тумана на пути из Москвы в Кенигсберг. Погиб немецкий пилот Отто Штегер.
1925 - В течение 3-х месяцев Дерулюфт для нужд Аэро-Ллойда начал обслуживать авиалинию Кенигсберг-Берлин 3 раза в неделю в обоих направлениях. В 1926 году полеты по этой авиалинии выполнялись уже в течение всего сезона 3 раза в неделю.
Сентябрь 1925 - Среди пассажиров авиалинии Кенигсберг-Москва был известный немецкий спортсмен-планерист Ф. Шульц, который в составе спортивной команды направлялся в СССР на соревнования.
01.05.1926 - Люфтганза открыла первую в мире ночную пассажирскую авиалинию Берлин-Кенигсберг на самолете Юнкере G 24 (летчик Г. Кёль). Благодаря оборудованию этой трассы для ночных полетов, авиалиния Дерулюфта Москва-Кёнигсберг-Берлин начала выполняться в течение одного дня за 15 часов летного времени.
15.07.1927 - Открыт первый почтовый авиарейс Кенигсберг-Москва через Ригу, в этом году через эту авиалинию перевезено самое большое количество почты в Европе.
1931 - Маршрут на линии Кенигсберг-Москва был изменен и стал проходить через Ковно-Великие Луки.
1935 - Балтийский экспресс стал проходить по новому маршруту: Кёнигсберг-Тильзит-Каунас-Рига-Таллин-Ленинград.
Послевоенная судьба аэродрома
Во время бомбардировки Кёнигсберга английской авиацией в августе 1944 года и штурма города в апреле 1945-го, инфраструктуре аэропорта был причинен существенный ущерб, почти все его здания были полностью разрушены. Это немудрено, ведь аэропорт являлся стратегическим военным объектом, который в любой момент мог использоваться по своему прямому назначению.
Именно такие объекты и были целью №1 для союзной авиации. Был полностью разрушено здание аэропорта, также сильно пострадало здание метеорологической службы (до наших дней сохранилась всего лишь часть этого 4-х этажного здания), пострадали ангары аэропорта (до наших дней сохранился только один) и его взлётная полоса. После окончания войны, силами немецких военнопленных и советских рабочих в кротчайшие сроки были проведены восстановительные работы и вновь образованное калининградское авиапредприятие начало свою работу, но уже на других направлениях.
В основном это были местные авиамаршруты в города Прибалтики, которые были упразднены в 1970-е годы. Другими направлениями работы аэропорта в советские годы стали транспортные перевозки, содействие в сельском хозяйстве, участие в экспедициях китобойной флотилии и других судов промыслового флота.
В начале 1960-х в гражданской авиации СССР началось внедрение турбовинтовых самолётов Ан-10 взамен поршневых Ил-14. Аэродром Девау оказался непригодным для приёма новых машин и было решено использовать его для гражданской авиации совместно с военными аэродром Храброво.
С этого времени Девау утратил свой статус городского пассажирского аэропорта и уступив это место, новому на то время, аэропорту Храброво. В 1986 году на его базе был организован местный аэроклуб ДОСААФ. Так продолжалось до начала 1990-х, когда распался СССР и у аэропорта начались тяжелые времена.
Он практически не использовался по прямому назначению, заказы на обработку сельскохозяйственных полей поступать перестали, государство резко урезало его финансирование, начались проблемы с ремонтом, обслуживанием и заправкой парка самолетов, а в аэроклубе ДОСААФ резко сократилось число прыжков с парашютами. Чтобы выжить, аэропорту в тяжелые постперестроечные годы, пришлось сдавать часть своей территории и помещений в частные руки.
Тут открылись различные мелкие частные фирмы и организации и проходить музыкальные концерты. Из-за хронического недофинансирования последний авиаполёт тут состоялся в 2012 году.
Сейчас весь авиапарк АН-2 давно уже выработал свой ресурс и находится в неудовлетворительным состоянии, ржавея прямо под открытым небом.
В конце 2000-х недалеко от взлетной полосы, началось незаконное строительство частных жилых домов, что сделало невозможным его эксплуатацию, пока по решению суда они не были снесены.
Параллельно, к полосе уже вплотную подступает новая жилая застройка многоэтажных домов, что еще больше осложняет его эксплуатацию, из-за невозможности осуществления безопасных полетов при таких условиях их этажности.
Но взлетная полоса пока еще изредка, но эксплуатируется, хотя и не на регулярной основе. До 2012 года тут периодически приземлялись правительственные и военные борта из Москвы.
Также тут есть постоянная охрана, которая препятствует разграблению аэропорта и парка самолетов, функционирует учебная площадка для сдачи водителями на все категории прав от ДОССАФ, а также функционирует сам клуб, где совершаются парашютные прыжки, запуски парапланов и квадрокоптеров на территории широкого поля у аэродрома.
Послесловие от автора
В 2019 году аэропорт Девау должен отметить своё 100-летие со дня создания. И его нынешнее плачевное положение и существование вряд-ли можно назвать достойным его славной и очень богатой истории.
И лучшим подарком на свой день рождения, я уверен, для него было снова активно принимать и выпускать в небо самолеты, снова жить активной и насыщенной жизнью и вернуть себе былую славу и популярность.
Первой ласточкой к 100-ю аэродрома Девау может стать масштабное выступление 100 самолетов малой авиации из России и разных стран Европы. И будем надеяться, что это станет отправной точкой в возрождении на Девау полётов малой гражданской авиации, как это было век тому назад. Ждать осталось недолго…