«Крылатое племя людей»

Mar 06, 2007 11:55


Мы вышли на битву за воздух,
Крылатое племя людей.
Мы люди широких просторов,
Высоких и вольных идей.

Отдельно следует сказать о культе авиации и парашютного спорта, развернувшемся в стране в 1930-х годах. Многие школьники тогда стремились стать летчиками. Они закаляли волю, делали зарядку, занимались спортом, записывались в кружки юных планеристов и авиамоделистов, отмечали на картах маршруты знаменитых перелетов, наклеивали над кроватями вырезанные из газет и журналов портреты прославленных летчиков и летчиц. Точно так же мечтали стать летчиками их дети и внуки, а после первого полета советского космонавта в космос в 1961 г. - еще и космонавтами.

Один из персонажей детской книги Льва Кассиля «Черемыш - брат героя» сформулировал общее настроение того времени так: «Ламартин говорил, что конь - пьедестал героя. А в наше время пьедестал героя - аэроплан!»




Важной составляющей жизни будущих строителей коммунизма и молодых победителей планеты было стремление к покорению недоступного прежде пространства: гор, пустынь, Северного полюса, достижению спортивных рекордов - ко всему, что связано с прорывом, с победой над соперниками, над природой или над самими собой. А особенно - к покорению неба, к полету. Лётчики и парашютисты стали в те годы основными культовыми фигурами, признанными героями и образцами для подражания. Их перелеты служили наглядной агитацией технического прогресса, а сами они подавали примеры героизма, энтузиазма, дисциплинированности и силы воли.

Прославленные летчики совершали сверхдальние беспосадочные перелеты, их подвиги и мировые рекорды гремели по всей стране. В прессе и на радио, в романах и рассказах, в картинах художников и в фотографии, в кинофильмах и в песнях ведущей темой стало покорение неба и расстояний.

Моя бабушка, которая в 1930-х годах училась в школе, вспоминала: «Мальчики и многие девочки хотели попасть в летчики. И у меня была такая мечта, я даже раздобыла модную тогда шапку типа летчицкого шлема. Если мальчик записался в аэроклуб, он уже становился для нас героем. Недалеко от нашего дома была Артиллерийская школа, мальчиков агитировали поступать туда, но в артиллеристы те шли не очень, все мечтали - в летчики. Помню стишок, который был популярен во время войны:

Смелый в полете,

Дурак в пехоте,

Лихач в кавалерии,

Лодырь в артиллерии.


 Вот такой шлем был у бабушки, как у второй девушки на плакате (все маленькие картинки кликабельны).
Как видим, даже в фольклоре летчикам приписывалась одна из самых важных и благородных черт. А после спасения челюскинцев героическим летчикам посвящались такие частушки:

Мое сердце ранено

Летчиком Каманиным.

Эх, пропасть бы среди льдин,

Да чтоб вылетел один.

Горячий интерес детей и молодежи к авиации активно развивался и поддерживался на государственном уровне. Осоавиахим создает аэроклубы для взрослых и военно-прикладные кружки для детей по всей стране.

Вслед за призывом наркома обороны К.Е. Ворошилова «Каждой школе, каждому пионерскому отряду - кружок авиамоделистов» юные авиастроители, действительно, появляются почти в каждой школе.

Конструирование планеров приобрело поистине массовый размах, в стране проходило множество всесоюзных и местных конкурсов для взрослых на лучший легкий самолет или планер. Для юных авиамоделистов тоже ежегодно проводились слеты и соревнования.

Везде строились парашютные вышки, под которые тогда приспосабливали все, что только можно - от фабричных труб до церковных колоколен. Если в 1930 г. в СССР было всего 4 аэроклуба, то через шесть лет их стало 150, в 1936 г. насчитывалось 240 планерных станций с 1200 инструкторами и 2000 планеров, а также 600 парашютных вышек.
 


Вот, как рассказывается о создании общества Друзей Воздушного Флота в детском доме в романе Вениамина Каверина «Два капитана», одной из самых замечательных и искренних советских книг для детей:

«Актовый зал был полон, яблоку негде упасть, и еще много ребят стояло у дверей, в коридоре...

Но вот выступил Кораблев, и все стало ясно.

- Товарищи! - негромко, но отчетливо сказал он. - Советскому правительству предъявлен ультиматум*. В общем и целом, вы очень правильно оценили значение этого документа. С вашей точки зрения, авторы его - типичные империалисты. Совершенно верно! Но было бы ошибкой предполагать, что они этого не знали или что от вас они об этом услышали впервые. Нет, мы иначе должны ответить на ультиматум! Мы должны создать в нашей школе ячейку Общества друзей воздушного флота!

Все захлопали и потом хлопали после каждой фразы Кораблева. Между прочим, в конце он показал на мой плакат, и я почувствовал с гордостью, что вся школа смотрит на мой аэроплан парящий в облаках, и читает надпись: "Молодежь, вступай в ОДВФ!"

Потом… тетя Варя объявила, что комсомольская ячейка полностью вступает в ОДВФ. Желающие могут записаться у нее завтра от десяти до десяти, а пока она предлагает устроить сбор в пользу советской авиации и собранные деньги послать и адрес газеты "Правда".»

Развитие авиационной техники способствовало повышению обороноспособности Советского Союза, который хотел перегнать большую авиационную четверку - США, Великобританию, Германию и Францию. Международное положение страны советов продолжало оставаться шатким, и необходимо было быть готовым к нападению извне, или же, в соответствии с основными целями коммунистического государства, - принять участие в революциях в других странах.

Но главным было не столько повысить обороноспособность страны и увеличить воздушный флот, сколько с помощью авиационного бума решить серьезные воспитательные задачи. Советский человек должен был не просто превратиться в винтик государственной машины, но сам стать в послушной, дисциплинированной машиной со стальными руками-крыльями и моторами вместо сердец. Самолет и человек сливаются в единое целое, как пелось в песне «Все выше», написанной в 1920 г. В начале 30-х она была несколько изменена и приобрела небывалую популярность. Другие её названия «Марш сталинской авиации» или «Авиамарш»:

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть пространство и простор,

Нам разум дал стальные руки-крылья,**

А вместо сердца - пламенный мотор.

Припев:

Всё выше, выше, и выше,

Стремим мы полёт наших птиц,

И в каждом пропеллере дышит

Спокойствие наших границ.***

Летчик не просто поднимал самолет в небо и управлял им. Чтобы сделать это, он должен был стать выдержанным, дисциплинированным, уметь работать четко, как механизм, сам слиться с самолетом. Молодежи необходимо было внушить: чтобы овладеть техникой, прежде всего надо научиться владеть собой. Мотив жесткой самодисциплины (пионерской, комсомольской, партийной, военной) красной нитью проходит через все советское искусство. От молодежи страны, особенно от комсомольцев и пионеров, требовалось расти сознательными, дисциплинированными, умеющими владеть собой. И техника стала одним из важнейших инструментов, призванных дисциплинировать советскую молодежь.

«Чтобы летать грамотно, чтобы летать культурно, для этого недостаточно знания матчасти и умения «шуровать ручкой». Современная авиационная техника требует от пилота не поверхностного, а глубокого знания основ авиации, высокой культурности, личной дисциплины» - по-отечески наставляет Сталин советских летчиков, побуждая их к строгой самодисциплине и сознательности, желанию самосовершенствоваться.

Знаменитые летчики, как другие герои советской мифологии, становились не просто детьми Сталина (таковыми считались и все остальные советские граждане), они играли роль его верных учеников. В официальных биографиях почти каждого из них присутствовала сцена встречи с товарищем Сталиным, где тот давал герою свои учительско-родительские наставления, после чего жизнь летчика коренным образом менялась в лучшую сторону. Как мы уже говорили, в каждой отрасли в тридцатые-пятидесятые годы был свой культовый герой. Сверхгероем авиации тридцатых стал Валерий Чкалов. 2 мая 1935 г. Сталин встречался с ним на аэродроме им. Фрунзе. Позже знаменитый летчик писал: «После встречи с великим вождем содержание моей жизни стало богаче, я стал летать более дисциплинированно, чем летал раньше, в меня, казалось, влились новые огромные силы для служения нашей прекрасной родине».

Думаю, не будет преувеличением сказать, что Чкалов вознесся тогда почти на одну высоту с самим Сталиным. Он парил в облаках не намного ниже главы советского государства, и не только - в глазах мечтающих о небе мальчишек. Когда он разбился, испытывая новый истребитель, его удостоили чести покоиться рядом с вождями - похоронили в Москве на Красной площади.
 
Чкалов стал прототипом многих героических летчиков в произведениях для детей.

Таким был Климентий Черемыш из книги Л. Кассиля «Черемыш-брат героя». За его беспосадочным перелетом через всю страну следили все её жители. Герой книги - детдомовец Гешка Черемыш - настолько мечтал быть похожим на своего знаменитого однофамильца, что даже выдавал себя за младшего брата летчика.

Сравним два литературных отрывка, где ясно указывается на роль партии и Сталина в воспитании советских летчиков.

Климентий Черемыш (как и Чкалов) выбирается в Верховный совет СССР. Обращаясь к своим землякам, которые решили его выдвинуть, он говорит: «Тут дело не во мне. Я же не сам по себе вот такой стал. Кому я обязан всем, товарищи? Партии я обязан. Это прежде всего. Коммунистической партии. Сталину. И нашей Рабоче-Крестьянской Красной армии. Вот кто меня воспитал и создал».

А вот - строки из некролога на смерть Чкалова: «Образ Чкалова - это дерзновенная воля, концентрированная сила, бесстрашие, знание и большевистское упорство. Чкалов выразил в себе все лучшие черты советского гражданина, поднявшегося из гущи народа, выросшего в сталинскую эпоху».

Герой «Двух капитанов» Саня Григорьев тоже мечтал стать летчиком. Он вырос и добился своего - стал полярным и военным летчиком, совершил открытие, о котором мечтал много лет. Часто в беседах упоминает он легендарного «летчика Ч.», который во многом стал ему примером для подражания. Одна из самых дорогих вещей, которую Саня всегда носил с собой в бумажнике вместе с документами - фотография Ч. с надписью, которую тот сделал на обороте: «Если быть - так быть лучшим».

Наряду с авиаторами и летательными аппаратами важными символами предвоенных годов стали парашютисты и парашюты. Обучаясь в парашютных клубах, осваивая технику и теорию прыжков, рабоче-крестьянская молодежь училась и владеть собой. Героизм парашютистов выражался прежде всего в умении преодолеть себя, свой страх перед открытым пространством, растерянность в первые моменты прыжка, довести свои действия до автоматизма - словом, опять в дисциплине и самоконтроле. 
Антураж сталинской эпохи: Плакат «Да здравствует авиация»; мозаики на потолке станции метро «Маяковская», шоколад «Дирижабль».


 



*Согласно хронологии книги (действие происходит в мае 1923 г.), речь идет о так называемом ультиматуме Керзона.

** Вариант1930-х: Нам Сталин дал стальные руки-крылья.

***Этот марш хорошо известен и сегодня - он остается гимном Московского Авиационного Института, МАИ. Интересная статья об истории Авиамарша - на сайте МАИ!

P.S. Если вам понравился этотпост, вы несомненно оцените и чудесный стих Михаила Придворова о том, как славные советские летчики по личному приказу товарища Сталина героически спасали пассажиров Титаника. Впрочем, я не представляю, как может кому-то не понравиться этот шедевр, образец героического эпоса. ;) Что до меня, то мне жалко только того, что стих очень короткий.

Пионерия

Previous post Next post
Up