"На борьбу за культурную избу"

Aug 07, 2007 12:38

«Общественно-практически полезной» или «общественно-политической» работой в широком смысле в советское время называлась любая деятельность, направленная «на пользу окружающему населению и организациям». Таким образом понятие трактовалось достаточно широко и позволяло использовать пионеров сразу на всех фронтах государственной борьбы.
Один из пионерских законов, принятых в 1931 г., гласил: «Пионер борется за новый быт против неграмотности, бескультурья и религиозного дурмана. Пионер охраняет здоровье свое и других». В соответствии с этим юные ленинцы помогали взрослым, активно участвуя во всех проводящихся в стране агитационных кампаниях. Обучали других детей грамоте, вели антирелигиозную пропаганду, боролись с пьянством, с курением, с антисанитарией в домах и на рабочих местах, проводили агиткампании за культурный быт, за чистоту, за экономию электроэнергии, и прочая, и прочая.
В эти кампании могли входить массовый сбор подписей и написание писем протеста или поддержки; демонстрации, шествия, участия в митингах; рейды с проверками по домам, организациям, магазинам и пр.; изготовление плакатов и стенгазет, написание и расклеивание лозунгов и многое другое. Пионеры даже подписывали ультиматумы взрослым.



Первые три пункта плаката - распространенные в то время лозунги, которые пионеры использовали в своей агитационной работе, можно привести еще такие экземпляры: «Вместо бутылки вина - учебник для ребенка!», «Долой пьянство среди наших родителей!», «Мы, новая смена, запрещаем курить в школе и дома», «Мы боремся за свежий воздух-основу здоровья», «Курильщик - вор кислорода и друг туберкулеза!»
Пионеры как представители советской общественной организации, вооруженные соответствующими мандатами, самостоятельно или с вожатыми ходили по организациям, по домам и квартирам, залезали во все углы любопытными, как у Буратино, носами, вытаскивали на свет грязное белье хозяев, и давали им наставления о том, что необходимо привести в порядок. Почитаем выдержку из статьи в журнале «Огонек», рассказывающей о том, как пионеры участвовали в кампании и против курения. Отряд из 28 человек, участвующий в одном из таких рейдов, в дневниковой форме записывал отчеты о своей работе в тетрадку.
«9 апреля 1928 г. Работа в Мосздраве. Работало 7 человек. Разбились по квартирам. Один заметил, что на 5-м этаже нет об'явлении о запрещении курить. Заявил об этом. Просьбу выполнили. На 3-м этаже работником Мосздрава было оказано упорное сопротивление, и пришлось всем поочереди посетить его. Часто приходилось напоминать машинисткам. Работа прошла весело, с большим интересом. Со стороны взрослых полное п о д ч и н е н и е просьбам".
10 апреля 1928 г. Работа maм же. Произошло очень долгое об'яснение с сотрудником 9 квартиры 5 этажа, который указывал на свой возраст (60 лет), и долгий стаж (40 лет) курения и заявил о послушании детей взрослым. Мною отмечено: «Приходится нам, маленьким, учить взрослых, а если не можете сами бросить курить, идите лечиться. А то ведь не трудно пойти и в уборную и там покурить».
«Постоянные напоминания машинисткам, ухитрявшимся прятать папиросы в рукава. Но все же при настойчивых напоминаниях недовольные бросали. Работа прошла оживленно».
„13 апреля, Мосздрав. Работали с 10 до 1 часу. Часто проходилось напоминать машинисткам, прятавшим папиросы за уши. Одна сотрудница не пожелала выйти из рабочей комнаты. После долгих просьб была записана. Задавали вопросы о мандатах.
Из «протоколов» собраний этих детей мы узнаем, что они обсуждают эти обследования, что они постановляют не пить и не курить, что они поручают вести борьбу и дома и в школе, что они сами пишут плакаты для дома и школы: «Каждый должен быть дисциплинирован и вежлив», «Постановлено следить за товарищами, которые пьют, так как большой вред приносит вино». Не выдерживающие искуса, плохо дисциплинированные исключаются из кружка - есть и такие!
Эти дети пришли на собрание учредителей Общества борьбы с алкоголизмом, приветствовали старших и просили их бросить курить и пить. Потом окружили т. Бухарина и заставили его написать свое обещание в их лиловую тетрадку.
Хорошая молодежь подрастает. «Приходится взрослым учиться у маленьких».»
Иллюстрирует материал пример правильного отношения к курению. Тогда еще находящийся на вершине власти Бухарин записывает свое обещание пионерам: «Полтора месяца тому назад я бросил курить и обещаю больше не курить. Н. Бухарин.»
Остальные рейды проводилась схожим образом. О показательном рейде за чистоту и культурный быт рассказывала выездная редакция «Пионерской правды», посетившая один из колхозов в Крыму. Сначала пионеры прошлись по избам, потом написали путевки с советами хозяевам и раздавали их на публичном собрании, комментируя увиденное. На стене была повешена выпущенная специально к этому событию стенгазета «На борьбу за культурную избу». Репортаж об этой инициации, переводившей крестьян в homo soveticus, не имевших ничего личного, кроме того, что позволит советское общество, кажется сегодня настолько диким, что, дабы нас не обвинили в выдергивании цитат из контекста, приведем из него существенный эпизод без сокращений.
«В зале раздался оглушительный смех.
- Убрать курицу из-под кровати, - повторил Петя Едников.
Он стоял около стола освещенный желтым светом лампы. Он стоял, смотря в зал, где шумело и волновалось колхозное собрание.
Кроме «курицы», насмешившей всех, Носиковым советовали приобрести рукомойник, приделать ручку к двери, завести половик на крыльце.
Все это было очень правильно и очень по существу. Носиков спрятал путевку в карман.
Петя продолжал дальше. Перешептывались хозяйки. Ни одна мелочь не укрылась от пионеров, побывавших во всех избах.
Паутина у Шимановской, грязь у Пфайфер, беспорядок в шкафу Третьяковых - все это было записано в путевках и громко произнесено на собрании.
За Петей от 2-й пионерской бригады выступила Лея Егель, затем Перонко, Миша Макаров, Аня Фоменко. Перед глазами присутствующих всплыли грязные, неубранные постели, разбросанная посуда, присохшая к полу грязь, каждый вспомнил все «грехи» своей избы.
А когда Миша Перонко подсчитал, что из пяти изб, обойденных бригадой, только в одной выписывают газету, очень многим стало стыдно. И хлеб есть, и деньги есть, всего вдоволь, а вот газет нет. Пшеницей полны закрома, в сараях коровы, свиньи, птицы, а вот в комнате - грязь.
- Разве это дело? - спрашивал Перонко.
Потом опять вернулись к избам.
- Паутину надо со стен обмести, - советовала Лена Каверзина колхознику Манделю.»
Читая подобные статьи, понимаешь, почему въедливых и пронырливых пионерских активистов в сталинское время, мягко говоря, недолюбливали. Несложно представить себе ощущение взрослых людей, чьи дома перестали быть их крепостью, которых выставляют на смех и поучают дети в красных галстуках. В закромах у крестьян, как известно, ветра было больше, чем зерна. И сильно сомневаюсь, что они испытывали стыд за отсутствие в их домах большевистских газет. В стране тогда было немало людей, которые не выписывали их принципиально.



Участвуя в разных пропагандистских кампаниях, школьники в обязательном порядке ходили на праздничные шествия и демонстрации, приветствовали съезды, говорили речи и читали стихи на митингах и конференциях... Например, когда разворачивалась программа индустриализации страны, начал осуществляться первый пятилетний план развития хозяйства, «Пионерская правда» от имени всех юных ленинцев провозглашала «Пионеры СССР клянутся все силы отдать на выполнение пятилетки», а дети шагали по улицам с плакатами и лозунгами вроде «Выполним пятилетку в четыре года!»
Сатирики Ильф и Петров так описывали участие пионерки в торжественном митинге, посвященном смычке рельсов железнодорожной магистрали в Средней Азии:
«На стол, рядом с графином и микрофоном, поставили девочку-пионерку.
- Ну, девочка, - весело сказал начальник строительства, - скажи нам, что ты думаешь о Восточной Магистрали?
Не удивительно было бы, если бы девочка внезапно топнула ножкой и начала: «Товарищи! Позвольте мне подвести итоги тем достижениям, кои...» - и так далее, потому что встречаются у нас примерные дети, которые с печальной старательностью
произносят двухчасовые речи. Однако пионерка Гремящего Ключа своими слабыми ручонками сразу ухватила быка за рога и тонким смешным голосом закричала:
- Да здравствует пятилетка!»
Получить представление о том, какие речи учились произносили пионеры, поможет письмо Ленину, которое 21 декабря 1922 г. отправил президиум детской конференции Севастополя. Заканчивалось оно так: «…мы, дети провинции Севастополя, не тратим время бесполезно и организуемся и воспитываемся так, чтобы быть достойными последователями наших старших товарищей, которым мы придем на смену и сохраним и продвинем вперед то, что куплено дорогой ценой наших родных. Пусть знают все, что мы есть крепкий авангард для смены уставшим товарищам, которые дали нам возможность жить по-настоящему и организовываться».



Пионеры оказывали помощь в работе с беспризорными детьми, число которых в СССР почти не уменьшалось. За первой волной беспризорников, которых осиротили и выкинули на улицы война и разруха, появлялись новые - дети, чьи родители умирали от голода или были ликвидированы в результате компании по раскулачиванию и «великой чистки». Особенно много беспризорных было в больших городах центральной части России, а также в теплых краях. Эти голодные оборванные дети ночевали в подвалах и на чердаках, в разрушенных вагонах и теплых асфальтовых котлах, они просили подаяние на вокзалах и на улицах, пели жалостливые песни и продавали папиросы, воровали и разбойничали. Они могли себе позволить многое, что запрещалось пионерам и комсомольцам - пить алкоголь, курить, ругаться, хулиганить, не соблюдать правил гигиены... «Правда» приводила, например, такие данные, собранные о бездомных детях и юношах в Москве: «Основной возраст беспризорных в Москве 18-20 лет, 13-14-тилетних всего 20%, а самому младшему 10 лет. Занятия беспризорников: «нищий певец», «нищий музыкант», «нищий-воровство» или просто вор (в основном 13-15-тилетние). Основная масса беспризорных была обнаружена на Курском вокзале». Большинство из них не стремились бросать «свободную» жизнь, их отлавливали и помещали в детские дома, но они убегали оттуда и предпочитали опять попрошайничать или работать на казавшийся им вольным преступный мир. Да и не хватало на всех этих детских домов. Презрение беспризорников к жизни на казенный счет выражается в песне, которую пели герои «Республики ШКИД».
«Песенка, грустная тихая, тягучая, вплеталась в мерный рокот колес.
Сердитый и злобный, раз дворник меня
Нашел под забором зимою.
В приют поволок меня, злобно кляня,
И стал я приютскою крысой.»
Чтобы покончить с беспризорностью, принимались самые разные меры. В 1928 году VIII съезд ВЛКСМ на борьбу с этим злом призывает комсомольцев и пионеров. Еще через год партия намечает ликвидировать беспризорность за три года. Пионеры помогают взрослым работать с бездомными сиротами - берут их на учет, участвуют в оборудовании детских домов, занимаются агитацией в специальных столовых и общежитиях, созданных для беспризорников, пытаются заинтересовать их разными привлекательными для детей делами, собирают для них деньги одежду, и книги. Работали пионеры и с теми сиротами, которых поместили в детские дома - старались втянуть их в общественную работу, организовывали в детдомах пионерские отряды, создавали кружки и библиотеки, стремились сделать все возможное, чтобы воспитанники из детдомов не убегали.
Однако, несмотря на совместные усилия взрослых и пионеров, дело почти не двигалось. Спасать сирот призвана была ВЧК во главе с Ф. Дзержинским, беспризорников искали и ловили по всем городам, устраивали облавы по притонам и распределяли пойманных по детским учреждениям. В стране быстро росло число исправительных учреждений с режимами разной степени строгости: приемников-распределителей, изоляторов, детских домов-школ, специальных детских домов, трудовых колоний, где несовершеннолетних преступников воспитывали с помощью коллективного труда.
Макаренко, который разработал модель «воспитательного коллектива», организовывал трудовые колонии и школы для малолетних преступников, писал о важности трудового воспитания: «В трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т.е. воспитывается правильное отношение к другим людям, это уже будет нравственная подготовка… Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям, - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».
И беспризорность медленно, но верно пошла на спад. К началу войны беспризорных второй волны на улицах почти не осталось. Третья - началась в войну и не имела настолько ужасающего и массового характера. Чтобы прекратить детскую преступность, в 1935 году вводится закон о малолетках, который разрешил привлекать к уголовной ответственности детей с 12 лет. «Помните, что всех хулиганов и воров мы будем судить и приговаривать к самым строгим наказаниям», - напоминает читателям «Пионерской правды» заместитель народного комиссара юстиции И.А. Басавин, предостерегая пионеров от того, чтобы сочувствовать сверстникам-преступникам или становиться их сообщниками.



Как мы уже писали, в союзе «равноправных» рабочих и крестьян пролетарии занимали главенствующее положение по отношению к жителям деревни. После революции хозяйственные связи города и деревни были нарушены, дружба народов и союз сословий существовали чаще на словах, чем на деле. Чтобы приблизить декларации к жизни, чтобы общими усилиями поднимать стройки социализма и всю экономику страны, партия поставила задачу «укреплять союз рабочих и крестьян». Сталин говорил в 1926 г.: «Диктатура пролетариата опирается на союз рабочего и крестьянства. Поэтому все наши задачи могут повиснуть в воздухе, если мы подорвем или ослабим союз рабочего класса и крестьянства».
Поэтому в первые десятилетия советской власти в стране организовывалось много кампаний по «смычке»: рабочих и колхозников, города и деревни, колхозов и производственных предприятий, пионеров и взрослых товарищей и др. Как мы уже рассказывали, чтобы организовывать отряды на селе, пионеры постоянно ездили в подшефные деревни. Они оборудовали там клубы, показывали театральные представления, устраивали чтения вслух ( «живые газеты») и киноутренники, проводили собрания, на которых рассказывали о своей жизни, учебе и борьбе, организовывали кружки, участвовали в радиофикации деревни - собирали приемники, устанавливали репродукторы, чтобы крестьяне могли слушать по радио советские радиопередачи и концерты.
Около деревень пионеры организовывали и первые летние лагеря, которым отводилось особое значение в пионерской работе. В этих лагерях ребята всё делали сами - устанавливали палатки, готовили еду, складывая все привезенные продукты в общий котел, мыли посуду, стирали, играли в командные, спортивные игры, устраивали костры, пели песни - словом, приучались быть товарищами и трудиться коллективно. А во-вторых, лагеря служили наглядной агитацией идеальной детской коммуны для местной деревенской ребятни. Ребята встречались с сельскими сверстниками, дарили им книги, агитировали вступать в пионеры и словом, и делом. В подшефные деревни пионеры должны были ездить круглый год. Газеты много писали о первом лыжном пробеге московских пионеров по деревням и городам московской области в 1927 году, в дальнейшем такие пробеги стали повсеместными.

Пионеры боролись и за коллективизацию, они помогали комсомольцам вести колхозную агитацию самыми разными способами, в том числе - с помощью доносов на укрывателей хлеба и крестьян, мешавших созданию колхозов, о чем мы отдельно расскажем в главе о государственной кампании осведомительства. С подачи вожатых юные ленинцы изобретали разные методы агитации. Проводились специальные дни коллективизации, конференции пионер-колхозников и прочие мероприятия для пионерских колхозных агитаторов. Первая конференция была проведена в августе 1929 г., о ней подробно рассказывала «Пионерская правда». Под общим заголовком «Деремся с кулаками за колхозы» делегаты конференции требовали:
«Труд сделать учебно-производственным
Школу с круглым годом обучения
Пионеротряд создать в каждом колхозе».
В письмах с мест юные корреспонденты рассказывали о своих успехах в агитации. Пионеры из Молдавии докладывали: «Наши отцы сначала не соглашались итти в коммуну «Маяк», боялись новшества. Тогда мы, пионеры, бросили сестер, братьев и родителей и ушли жить в коммуну. Потом уже за детьми потянулись в коммуну и старики».
Характерно по настрою и стилистике письмо с Северного Кавказа: «Наш отряд пионеров станицы Мечетки, Донск. окр., весной создал из ребят группу агитаторов за колхоз. Мы агитировали долго среди крестьян за колхоз. Очень трудно было работать, но в конце концов ребята добились своего и организовали колхоз из 22 крестьянских дворов. Этому колхозу все время помогают пионеры стать на ноги. И станет. Колхозники и станичники довольны нашей работой и говорят:
- Вот если б все так пионеры работали.»
«Детям бедноты больше помощи!» - зовет на очередную борьбу «Пионерская правда». «За горячие завтраки, за организацию питательных пунктов, за бесплатные учебники, бесплатный подвоз детей бедноты, живущих в деревне далеко от школы, за удешевление трамвайных талонов для школьников в городе и материальное пособие нуждающимся школьникам будет бороться «Пионерская правда».
Дети помогали бедным деревенским школьникам и голодающим, чем могли. Собирали для них вещи и книги, занимались с малышами... В воспоминаниях о первых пионерах Быковских хуторов (Волгоградская область) говорится о том, как пионеры помогали комсомольцам провести «день сухаря» - собирали продукты для голодающих семей. Дети приносили, кто сколько мог - горсть зерноотходов, одну тыкву или пять картофелин.
Пионеры оказывали реальную помощь колхозникам и бедным крестьянам: работали на колхозных полях и в садах, на наделах бедняков, в огородах, в мастерских, в крестьянских хозяйствах во время посевной и уборочной кампании. Деревенские ребята и пионеры, выехавшие в лагеря, занимались прополкой, обрезкой верхушек картофельных кустов, сбором урожая, отряды выходили на поля и отлавливали грызунов, которые могли покуситься на колхозный хлеб, занимались прочими сельскохозяйственными работами. Дети, которые не выехали летом в лагеря, тоже не оставались без присмотра. В городах для них организовывали специальные посты, педагоги, комсомольцы работали на летних детских площадках, в летних школах, организовывая досуг живущих в окрестностях пионеров и школьников.
О своих трудовых успехах они рапортовали в газеты, рассказывая о том, сколько собрали металлического лома или денежных средств по различным добровольно-принудительным подпискам, что сделали на субботниках, как работали в свободное время: «Наши пионеры пошли на помощь беднейшему населению: взяли лошадь в праздник, вспахали вдовам и семьям красноармейцев землю».
Уборочной техники тогда было мало, но и после нее на полях оставалось много колосьев. Пионеры объединялись в отряды или бригады от 3 до 15 человек, цепочками шли с мешками за хлебоуборочными машинами и собирали каждый оставшийся колосок. В день бригада из 7-10 детей могла набрать до 8 мешков зерна, потом его обмолачивали, замеряли вес и определяли победителей соревнования.

По наказу партии пионеры стояли в дозорах и оперативно доносили о каждом человеке, пытавшемся набрать еды на колхозном поле, мы подробнее расскажем об этом ниже. В республиках Средней Азии существовали свои дозорные хлопковых полей, которые собирали рассыпанный хлопок. Проводились республиканские слеты, где пионеры рапортовали о спасенных от вредителей и собранных своими руками тысячах центнеров хлеба и эшелонах хлопка.
Призывая пионеров на борьбу за урожай, им подробно расписывали их трудовые обязанности. Вот выдержки из одной такой памятки:
1. Уберите урожай с пришкольного участка...
2. Изучим технику земледелия. Организуем тысячи кружков юных опытников, техников и пропагандистов сельхозтехники…
3. Несите в поле книги и газеты… [речь идет о культурно-агитационной работе с крестьянами в поле во время обеденного перерыва - А.Н.]
4. Боритесь с вредителями… 29 миллионов тонн хлеба попало в прошлом году в прожорливые глотки сусликов, мышей и других вредителей сельского хозяйства…
5. Берегите урожай, как зеницу ока!
Кроме сусликов, мышей, кротов, есть еще и другие, боле злые враги колхозного урожая. Они ходят на двух ногах и часто по одному внешнему виду не похожи на врагов. Это - кулаки и подкулачники - расхитители колхозного урожая. Их соратники есть и среди ребят. Сколько огурцов, моркови, яблок, груш пропадает из колхозных садов и огородов благодаря их «работе».
Отряды и звенья! Берегите колхозный урожай! Разъясняйте ребятам и родителям, что колхозную собственность надо беречь и охранять, как зеницу ока.



Средства массовой информации тех лет с восторгом рассказывали о соревнованиях пионеров, прославляя тех, кто собрал больше мешков хлеба, отловил больше сусликов или поймал воров колхозного урожая. В страду в каждом номере «Пионерской правды» помещали новости о том, сколько те или иные пионеры собрали пудов зерна, копен колосьев и т.п. Газеты пестрели примерами того, как юные дозорные стерегут поля и ловят воров хлеба, проверяя даже содержимое узелков и сумок у подозрительных им людей (разумеется, без санкций на личный досмотр.) В апреле 1926 г. пионерская летопись рассказывала: «Пионеры Одесского детского дома вышли в поход против грызунов - вредителей сельского хозяйства. Ребята за шесть дней уничтожили 45 тысяч сусликов, очистили от вредителей 615 десятин земли». «Тысячи центнеров зерна собрано на полях руками пионеров» - подводила итоги сбора урожая «Пионерская правда» в августе 1933 года.
В 1930 году рапорте ХVI съезду коммунистической партии пионеры отчитывались о проделанной общественной работе:
«Мы обучили грамоте свыше 1 000 000 неграмотных.
Мы отправили в подшефные села 20 000 радиоприемников.
Мы послали пионерам деревни свыше 500 000 книг.
Мы внесли на заем индустриализации 1 500 000 рублей.
Мы с радостью рапортуем, что на средства, полученные от реализации утиля, куплено для колхозов 4 500 тракторов».

В тему. О карнавале-демонстрации в защиту урожая!

Развернуть комментарии.

Пионерия

Previous post Next post
Up