Буржуазная физическая культура, служившая средством против ожирения и геморроя, бесконечно далека от нужд рабочего класса в эпоху социалистического строительства.
Наша мораль определяется борьбой за коммунизм - физическое развитие есть одно из средств этой борьбы.
Муравьиная мораль. (Муравей, 1923.)
Скаутов муштруют и дрессируют для будущей войны точно так же, как муштруют солдат.
Недоросли императризма. Пушечное мясо. (Пионерская правда, 1933.)
На плакате Дейнеки написано четверостишие, которое мне тоже хотелось бы поставить эпиграфом к этому посту:
Работать, строить и не ныть!
Нам к новой жизни путь указан.
Атлетом можешь ты не быть,
Но физкультурником - обязан!
Среди задач, которые решались после революции, стояла выработка теории новой, пролетарской физической культуры, принципиально отличающейся от физкультуры дореволюционной. Необходимость восстанавливать народное хозяйство из разрухи и будущие великие стройки социализма требовали от рабочих быть физически сильными и здоровыми. Журнал Пролетфизкульта «Муравей» писал в 1922 году: «Перед рабочим классом в настоящее время стоит одна задача - это поднятие производительных сил страны, что даст возможность вывести страну из нищеты и разрухи. Эту задачу можно будет выполнить, если пролетариат овладеет техникой производства, т.е. наукой и физически себя укрепит.» Однако на пути к этой цели существовало серьезное препятствие - слабое здоровье большой части рабочих, подорванное тяжелым трудом, зачастую - вредными условиями производства, голодом, курением, алкоголизмом и плохими жилищными условиями. Медицинское обследование, которое проводилось среди рабочей молодежи в Москве, показало, что «положение со здоровьем… обстоит куда плохо, чем мы это предполагаем…» (Рогов В. Задачи ячейки РКСМ в области физической культуры. Муравей, 1922 г., № 1. С. 7.)
Телесное здоровье каждого советского гражданина, и особенно оздоровление молодого поколения признано задачей государственной важности. Комсомолу было поручено выработать принципы новой пролетарской физкультуры и наладить занятия спортом среди рабочей молодежи. В резолюции, которую вынес 6-й губернский съезд РКСМ, было сказано, что дело физической культуры должно стать задачей всего рабочего класса..
Взамен и в противовес старым спортивным обществам в СССР начали создаваться новые организации, в том числе Красный Спортинтерн и Пролетфизкульт, у которого были отделения во многих крупных городах - «Красный молодняк» в Минске, «Спартак» в Ленинграде, «Муравей» - в Москве. (Отметим, что муравьи в советское время прославлялись как полезные насекомые, трудолюбивые коллективисты, устройство жизни которых напоминало образец идеального общества-коммуны.) Некоторые виды спорта были тогда признаны буржуазным наследием и не поощрялись в молодой советской стране. Журнал «Муравей» писал: «Старая физкультура - физкультура буржуазного мира. Основная ее особенность - состязания, единоборство, которые приводили к успеху отдельных лиц…
Но буржуазному строю, как и индивидуализм - столь же присуще стремление к извлечению прибыли. Единоборство или получение рекорда в борьбе, в беге, на подобие скачек лошадей, в боксе, на подобие боя быков в Испании, - становится зрелищем для толпы, из которого извлекается доход… Опасность этой старой идеологии физкультуры двояка: она проходит мимо весьма важной для нового строительства черты физкультуры - ее коллективизма, с одной стороны, и совершенно пренебрегает здоровьем, укреплением организма, как одним из существенных достижений физкультуры - с другой...
Пролетариат через пролетарскую физкультуру, благодаря общей легкости достижений, создаст свою пролетарскую культуру. Такая физкультура, объединяя рабочий класс в большие коллективы облегчает задачи классового воспитания самой рабочей молодежи». (Радин. Е. Пролетарская идеология физической культуры. Муравей, 1923 г., № 2. С. 5.)
Итак, главным в развитии физкультуры признаются не рекорды, а здоровье, не личный успех, а коллективные победы и классовое воспитание. По всей стране создаются ячейки пролетарской физической культуры, спортивные кружки и секции, туда активнейшим образом привлекается молодежь, проводятся многочисленные вечера и праздники спорта и физкультуры на заводах и фабриках.
Доходит очередь и до здоровья детей. Специальные детские спортивные секции тоже возникают повсеместно, однако их количество растет достаточно медленно. Поэтому в постановлении к 10-летию пионерорганизации партия обязала наркомпросы, наркомздравы и советы физкультуры обеспечить широкое развертывание среди детей спорта и различных форм массовой оздоровительной и военно-физкультурной работы. Все эти ведомства вместе с ЦК «Красного креста» и обществом пролетарского туризма призваны были «всемерно расширить охват оздоровительными мероприятиями пионеров и школьников, организуя лагери, летние площадки, дома отдыха, детские лыжные станции, детские катки, детский туризм» и пр. К участию в проведении детских оздоровительных мероприятий должны быть привлечены и родители. Правительство позаботилось обо всем, даже о производстве детского спортивного инвентаря, о чем было особо сказано в постановлении. Правда достать его долго было целой проблемой, то есть «временными трудностями», вспомним отчеты пионерских рейдов по магазинам.
Как видим, физкультурная работа в школах и пионерской организации называлась тогда «оборонно-физкультурной» и была призвана помогать школе «воспитывать детей в духе советского патриотизма».
Физическая культура с каждым годом играла все более важную роль в жизни советской молодежи. Культ здорового тела стал частью идеологии. Проводились многочисленные спортивные соревнования, парады юных спортсменов, спартакиады, строевые смотры и пр. Массовым красочным спортивным праздникам придавалось особое значение. Когда в 1932 году торжественно отмечали десятилетие пионерской организации, то праздник был разделен на шесть частей, большинство которых было призвано продемонстрировать спортивные успехи здоровой советской молодежи:
1. Парад-шествие и митинг.
2. Массовые упражнения.
3. Массовые пляски и игры.
4. Построение массовых пирамид.
5. Соревнования (спортивно-механическая часть).
Мероприятия праздника в числе прочего призваны были послужить «большой ступенью и для повседневной физкультурной работы в отрядах».
Парады проводились под музыкальное сопровождение, для участников была обязательна одинаковая форма, в руках они несли лозунги, транспаранты, плакаты с рапортами достижений, с конкретными показателями своих успехов на участках социалистического строительства и в учебе. Шествия шли по главным улицам городов и сел, митинги проводились на главных площадях или на стадионах. Специально к параду разучивались коллективные лозунги, приветствия и пролетарские песни, готовились спортивные номера.
Яркие шествия, слаженные выступления на юбилее пионерии показали, что советские дети способны принимать участие и во взрослых физкультурных парадах. Поэтому в 1933 году пионеры первый раз выступили вместе с комсомольцами и взрослыми спортсменами в физкультурном параде на Красной площади в Москве. И после этого участвовали в главных парадах страны ежегодно.
В 1931 году в стране был введен всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), рассчитанный, на молодежь комсомольского возраста, а позже - и на взрослых людей. Сдав определенные физкультурные нормативы, молодые люди получали предмет гордости - значок ГТО. В комплекс ГТО входили бег, гимнастические упражнения, несколько видов метания и прыжков, плавание, стрельба, лыжные гонки (для жарких районов - марш-бросок или велогонки).
В 1934 году были введены спортивные нормативы для детей и подростков «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Дети проходили меньшее число испытаний: бег, прыжки, метание теннисного мяча, подтягивание на перекладине, плавание и бег на лыжах.
Перед комсомолом и школой была поставлена цель - охватить всю советскую молодежь сдачей норм ГТО и БГТО.
Человек с оборонным значком на лацкане, бесстрашный и смело смотрящий в будущее, становится еще одним героем детских произведений. Например, таким, как в настоящей поэме о новом герое советского времени - «Рассказе о неизвестном герое» Самуила Маршака. Неизвестный герой - молодой парень со значком ГТО на груди - опрятен, ловок, крепок, спортивен и скромен. Он спасает девочку из горящего дома и уходит, не дожидаясь почестей и наград. Начинается и заканчивается поэма одинаково, для автора важно повторить, что в советской стране таких героев много:
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак ГТО
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.
Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!
Детские спортивные соревнования с каждым годом, действительно, становились более массовыми. В 1936 г. в местных спартакиадах принимали участие 150 тысяч детей. В 1937 г. значки БГТО получили около 500 тысяч пионеров и школьников. К 1939 г. значки БГТО получили полтора миллиона детей.
К началу сороковых физическая культура приобретает все более военизированный характер. «Нельзя забывать, что физкультура является неотъемлемой частью оборонного дела» - напоминает пионерам Г. Орджоникидзе. Для детей организуются во множестве новые военно-спортивные, оборонные кружки: юных стрелков, пулеметчиков, кавалеристов и пр. При школах открываются оружейные и пошивочные мастерские, где юнармейцы шьют себе формы и рюкзаки, изготовляют знаки различия и деревянное оружие. Отряды переписываются с воинскими частями, пионеры в организованном порядке посещают близлежащие «красные казармы» и знакомятся с солдатами-красноармейцами. Военные, командиры армии и флота, в свою очередь, приходят на отрядные сборы, в пионерские дружины и на собрания в школы, проводят беседы о доблестной армии и будущей войне, рассказывают о том, как надо защищать родину - воевать или работать в тылу. Для всего этого нужно заранее овладевать соответствующими знаниями, расти крепкими, сильными и выносливыми.
Вслед за новыми взрослыми оборонными нормами вводятся и аналогичные детские: «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО), «Будь готов к противовоздушной обороне» (БГПВО), «Юный Ворошиловский стрелок» (ЮВС), «Юный моряк» (ЮМ), «Юный авиастроитель» (ЮАС) и другие.
В 1934 году в честь проведения двадцатого международного юношеского дня (МЮД) пионеров призывают: «Запомним, как один, что делом нашей чести встретить ХХ МЮД сдачей норм на значок «Будь готов к труду и обороне» и на значок «Юный ворошиловский стрелок». Как пелось в песне юнармейцев, «Когда война-метелица / Придет опять,/ Должны уметь мы целиться,/ Уметь стрелять». Обратим внимание - снова «когда», а не «если».
Ворошиловский стрелок - значок, внушавший уважение. Какой же мальчишка и в наши дни не мечтает хотя бы подержать в руках настоящее оружие, не говоря уже о том, чтобы научиться стрелять. У юных ворошиловских стрелков тоже была своя песня:
Мы играем.
Мы идем в учебу.
Но когда за веткой
Враг залег, -
За зеленой веткой
Смотрит в оба
Юный
Ворошиловский стрелок!
Острый глаз
Насторожен
И меток.
Час придет -
И только дрогнет куст…
Мы ведь
И по этому предмету
На «отлично»
Проходили курс.
Нам ничьей
Чужой земли
Не надо.
Но своей мы
Очень дорожим.
Родина!
Растут бойцов отряды
Сторожить
Родные рубежи.
Здесь встречается еще один важный пропагандистский штамп предвоенного времени, исходящий из лозунга о миролюбии советского государства - «чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим», как пелось в «Марше танкистов» из фильма «Трактористы», вышедшего на экраны в 1939 году.
В 1937 году комсомол призывает пионеров сдавать нормы сразу на три оборонных значка, потом - на 4 и больше. «Добьемся, чтобы у каждого пионера было по четыре оборонных значка,» - пишут в «Пионерскую правду» в 1939 году киевские пионеры. (У каждого пионера будет по 4 значка. Пионерская правда. 1939. № 4, 8 января.) После этого на первых страницах газет появляются новые юные герои - пионеры, сдавшие нормы сразу на 5 оборонных значков.
Тогда же для юнармейцев начали проводить региональные военно-физкультурные соревнования пионеров и школьников. В феврале 1939 года вышло постановление ЦК ВЛКСМ, ЦС Осоавиахима СССР и Исполкома Союза Красного Креста и Красного полумесяца «О проведении всесоюзных оборонных соревнований пионеров и школьников». До начала войны на территории Советского Союза их успели провести три раза.
Летом дети, как прежде, продолжают сторожить колхозный урожай, ухаживать за телятами и птицей, собирать колоски и ловить сусликов, однако занятия спортом и подготовка к войне становится неизмеримо важнее. «Лето - прекрасная пора для оборонной работы» - подсказывает «Пионерская правда». В лагерях и на детских площадках в городах с детьми занимаются тренеры и инструкторы физической культуры, в стране проходят постоянные спортивные игры, смотры подразделений юнармейцев, различные состязания и соревнования, дети сдают нормы на все возможные значки. Юнармейцы ходят в тренировочные походы, учатся бегать, плавать, стрелять, по тревоге натягивать противогазы, накладывать марлевые повязки и пр. В рубрике «Беседа редактора» в июле 1938 года читаем материал «О важном навыке, который должен приобрести в лагере каждый пионер»: «Прошел месяц лагерной жизни. Первая смена окончилась. Веселые пионеры разъезжаются по домам… Поправились пионеры, несколько лишних тонн тащат паровозы. Это не говоря уже о загаре, крепких мускулах, оборонных значках, веселых лагерных воспоминаниях, которые измеряются не килограммами, но без которых лагерь - не лагерь». Однако остаются и несамостоятельные пионеры, которые слабо проявляют себя в лагерной жизни и мало, что могут сделать сами. Таких детей призывают лучше работать над собой, им объясняется, что такое лагерь и для чего он нужен: «Лагерь должен учить ребят самостоятельности, смелости, ловкости, выносливости. Этому можно учиться и в походах, и в военных играх, и сдавая нормы на оборонные значки. Хорошие бойцы Красной Армии, смелые и закаленные люди вырастут из таких ребят. Из лагеря пионер должен вернуться таким, чтобы каждый человек, увидев, как он действует, сказал бы: «Ну, это понятно, он ведь был в лагере».
Особенную массовость военизация приняла после начала второй мировой войны и принятия закона о всеобщей воинской обязанности. Партия, а за ней - комсомольская и пионерская организации перестраиваются на военный лад.
В 1940 г. секретариат ЦК комсомола принял решение о проведении Всесоюзных военно-спортивных игр. И в начале сороковых годов проводятся игры «На штурм» и «Разведчики». Соревнования по оборонной работе и военно-спортивные игры проходят по всему союзу. На местах с детьми регулярно проводят много аналогичных военно-спортивных игр, пионерские издания приводят их правила, некоторые игры присылают в редакции сами ребята: «Маскировка», «Стой на месте», «Граница в бору» и др.
При перестройке пионерской организации на военный лад автоматически закончились многие вольницы - на детей повязали галстуки, научили их обращаться с оружием и поставили в строй. Корреспондент «Пионерской правды» восхищается: «Давно мы не видели на улицах города стройно шагающих пионеров с развернутыми знаменами, с бодрыми походными песнями. Теперь же, когда идут пионеры, прохожие останавливаются и любуются, как стройно, красиво маршируют ребята».
Дисциплина вкупе со строевой подготовкой стали важнейшими требованиями, которые предъявлялись к юным ленинцам в предвоенное время. «Пионерская правда» писала о том, как правильно строиться, и поясняла необходимость научиться хорошо шагать в строю: «Ходят строем красноармейцы не только потому, что это красиво. Строй - это дисциплина. Строй обязывает вас следить за собой и друг за другом, четко, организованно выполнять команду. Чем лучше строевая выправка у красноармейцев, тем крепче дисциплина, тем меньше потерь понесут они в бою…
В Сталинской Конституции сказано, что «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР». Значит, каждый из вас должен с малых лет начинать овладевать военным делом. А уметь ходить в строю и выполнять команды - это первое, что требуется в военном деле». (Пионер должен уметь ходить строем. Пионерская правда. 1940. № 133, 15 октября.)
Будущий солдат должен уметь подчиняться приказу беспрекословно. Пионерские издания больше не вызывали своих читателей на споры, критика и рассуждения почти исчезли с их страниц. Например, отпал вопрос о том, нужны ли пионерские линейки: «Отрядную линейку перед сбором нужно проводить. Она приучает к дисциплине и порядку». Разве что иногда в газетах критиковались «отдельные» недостатки в работе вожатых и поведении пионеров. К примеру, комментарий к письму в «Пионерскую правду» учеников 368-й московской школе, где «решили не проводить военную игру, так как это может помешать нам перестроить пионерскую организацию на военный лад», гласил:
Ты с военной игрой их не беспокой-ка!
Здесь уж месяц второй идет «перестройка».
Вожатый, перерыв в заседаньях устрой!
Потом «перестроитесь»! Сначала встаньте в строй!
Так постепенно выполняются сложные задачи вырастить новых людей преданными партии патриотами советской родины и привлечь к массовым занятиям физкультурой большую часть молодежи. Спорт окончательно втянут в орбиту политики и идеологии. Понятие физического здоровья и крепости рассматривается только в контексте их военно-прикладного значения. Прекрасная иллюстрация к сказанному - написанная в 1938 г. и сразу ставшая популярной «
Физкультурная боевая песня».