После 1935 года постепенно более важным аспектом
кампании осведомительства становится защита родины от внешних врагов, возрастает внимание к теме защиты наших границ и достижений советской науки от происков капиталистических разведчиков. В стране разворачивается настоящая шпиономания. О новом виде врага - шпионе - дети постепенно начинают слышать больше, чем о ликвидированных кулаках.
Согласно пропаганде, иностранный лазутчик бывает как засланным в страну иностранцем, так и завербованным капиталистической разведкой советским гражданином, поэтому бдительным надо быть всегда и везде. Способ борьбы с чужими среди своих - не только привычное сообщение властям, но и самостоятельное выслеживание и поимка врага. Важно не физически уничтожить диверсанта, а поймать живым, чтобы получить от него сведения о его зарубежных хозяевах. Для удобства персонификации врага на свет извлекают из сундуков останки, казалось бы, растоптанных и добитых «троцкистов». Вожатые на сборах, учителя, приходящие в школы пограничники и милиционеры, пионерские издания предупреждают детей о новом враге: «Беснуются фашисты, хотят напасть на нас, погасить светоч человеческой культуры. Засылают капиталисты и фашисты в наш тыл шпионов и диверсантов, но славная советская разведка, руководимая большевистской партией, рвет вражескую паутину, как бы хитро ни была сплетена она. В тылу нашей страны обрели фашисты наемных убийц из троцкистско-бухаринской банды, сторговались, затеяли темный сговор, но просчитались и на этот раз!
Твердо помнит весь народ указание товарища Сталина о том, что надо быть всегда бдительным, не забывать о капиталистическом окружении. Советский народ растоптал белогвардейских козявок, выкорчевал шпионские гнезда и сурово расправился с изменниками». (Восемнадцатый съезд ВКП (б). Пионерская правда. 1939, № 15, 20 января.)
Стоящие у власти справедливо опасались, что, растя детей живущими по
принципам новой морали и готовыми во всем слушаться старших товарищей, они создают риск того, что дети могут легко попасть под влияние внутренних врагов, иностранных разведчиков, а еще того хуже - внешнего и внутреннего врага в одном флаконе. В советское время считалось, что детская преступность - не результат неблагоприятной социальной среды, как это признавали до революции, а следствие влияния на неокрепшую детскую психику «недобитых троцкистов» и прочих «врагов народа». Которые наверняка имели связи с империалистической разведкой. Детям активно внушали, что их прекрасная советская родина кишмя кишит иностранными шпионами, пытающимися вызнать наши военные и технические тайны и нанести вред советскому хозяйству. Впрочем, эта пропаганда была рассчитана на всех советских людей. Детское движение, как обычно, повторяло то, что происходило в мире взрослых.
Союз красных галстуков и зеленых петлиц пограничников к концу тридцатых годов становится темой советской пропаганды номер один. Пионеров учат проявлять не только бдительность, но и самостоятельную активность. Советский ребенок должен быть морально готов взять на себя ответственность за происходящее и физически способен вступить в единоборство со взрослым человеком.
Лозунги на плакатах гласили: «Не болтай у телефона, болтун - находка для шпиона!», «Болтать - врагу помогать!», «Товарищ, будь бдительным!»
(Еще лозунги и пословицы о бдительности.) В детских изданиях ставят фотографии знаков отличия, принятых в красной армии, и дают их подробные описания. Пионер должен знать, как выглядит правильный знак отличия каждого воинского подразделения; уметь опознать шпиона, во что бы он ни был одет; увидев самолет, вычислить, где приземлились вражеские парашютисты и пр.
Все больше места на страницах пионерских изданий и книг занимают дети, выследившие подозрительных личностей в приграничных территориях.
Дети, живущие в приграничной полосе, должны быть особо внимательными и знать в лицо всех «своих», причем не только людей, но даже животных. «Пионерская правда» под рубрикой «Рассказы о советских патриотах» печатала развернутые истории, прославляющие бдительность пионеров. Вроде рассказа о 10-летней школьнице Вере Гайбут, которая жила с родителями в хуторе у границы. Однажды в их избу, озираясь, юркнул подозрительный человек. Он стал спрашивать у девочки, где сейчас ее родители, часто ли к ним приходят гости, задавал другие вопросы, которые показались Вере подозрительными. «Что это он так следит за мной?» - подумала Вера про себя. Она начинала подозревать, что этот человек не наш. Девочка знает - на границе закон: к незнакомцу присматривайся, незнакомец может оказаться посыльным с чужой стороны». В итоге Вера сказала, что ей надо сходить во двор, заперла посетителя снаружи и побежала за пограничниками, которые обыскали незнакомца и нашли у него оружие. «Гость» оказался шпионом. За этот подвиг Веру наградили грамотой и ценным подарком.
Литературные герои подают детям должные примеры того, как надо себя вести, заметив что-то необычное в поведении или во внешнем облике окружающих. В 1937 г. Агния Барто написала поэму «На заставе» - о мальчике, заметившем в приграничном лесу чужую собаку. Пограничники выследили и убили собаку, и обнаружили, что в ее плетеном ошейнике зашито вражеское донесение. Лазутчик, хозяин собаки, был пойман живым. В награду за бдительность отважный мальчик получил щенка. Через год вышла знаковая книга «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара. Судьба ее героя, двенадцатилетнего пионера, в чем-то была типична. Его отец попал в лагерь, мальчик остался с мачехой и как-то летом, когда был оставлен жить в квартире один, связался с настоящими иностранными шпионами. Главный шпион выдавал себя за его дядю, и мальчик долго ему верил, но поскольку он, как настоящий пионер, был любознателен и наблюдателен, ему удалось «дядю» разоблачить. И в жизни пионера наступил настоящий хеппи-энд, включая возврат папы живым и невредимым из заключения раньше срока.
И в жизни, и в литературе, взрослые - милиционеры, пограничники, сотрудники органов внутренних дел - внимательно относились к сообщениям детей, заметивших что-либо подозрительное. Неимоверную популярность приобрела песня на стих Долматовского «Пуговка» - о бдительности ребят в приграничной местности и о том, как благодаря простой пуговице был вычислен иностранный шпион. Долматовский написал несколько «дальневосточных» стихотворений после вооруженного конфликта у озера Хасан 29 июля 1938 г., когда японцы перешли советскую границу и были отбиты нашими войсками. После потепления отношений с японцами песня была сокращена, и в таком виде её помнят многие люди, чье детство прошло в СССР. Вот первоначальный полный вариант стиха.
Коричневая пуговка валялась на дороге,
Никто не замечал ее в коричневой пыли.
Но мимо по дороге прошли босые ноги,
Босые, загорелые протопали, прошли…
Ребята шли гурьбою средь запахов цветочных,
Алешка был последним и больше всех пылил.
Случайно иль нарочно - того не знаю точно -
На пуговку Алешка ногою наступил.
Он поднял эту пуговку и взял ее с собою -
И вдруг увидел буквы не русские на ней.
К начальнику заставы ребята всей гурьбою
Бегут, свернув с дороги. Скорей! Скорей! Скорей!
«Рассказывайте толком, - сказал начальник строгий
И карту перед собою зеленую раскрыл: -
Вблизи какой деревни и на какой дороге
На пуговку Алешка ногою наступил?
Значок японской фирмы вот здесь, на этой штуке,
И пуговку такую нам выбросить нельзя!
Нам к пуговке, пожалуй, пришить придется брюки.
Нелегкая работа, скажу я вам, друзья.
Приладив быстро стремя движением привычным
И сапоги нагайкой очистив от земли,
С винтовкой за плечами помчался пограничник
По той дороге пыльной, где пуговку нашли.
Бойцы по всем дорогам четыре дня скакали,
Четыре дня искали, забыв еду и сон.
Седого незнакомца в деревне повстречали,
Сурово осмотрели его со всех сторон.
А пуговицы нету у заднего кармана,
И сшиты не по-русски широкие штаны.
А в глубине кармана - патроны для нагана
И карта укреплений советской стороны.
Вот так шпион был найден у самой у границы.
Никто на нашу землю не ступит, не пройдет!
В Алешкиной коллекции та пуговка хранится.
За маленькую пуговку ему - большой почет.
(Долматовский Е. Пуговка. М.; Л. Детиздат. 1939.)
На уроках литературы и русского языка изучали и обсуждали произведения, посвященные поимке шпионов благодаря внимательности советских детей, писали сочинения и изложения рассказов о бдительности. Каждое такое занятие заодно было и теоретической подготовкой к возможной встрече с врагом. Приведем детальный план разбора рассказа «Смелые» на уроке русского языка в 4 классе начальной школы из настольной книги учителя (1950).
Письменное изложение рассказа «Смелые».
Текст рассказа: «Сене было 11 лет, а его сестре Маше-12. Однажды они пошли в лес за ягодами.
Скоро они набрали ягод и вышли на лесную полянку. Дети сели на мягкую травку и весело разговаривали. Вдруг в лесу послышался слабый треск. Дети испугались, быстро вскочили на ноги, спрятались за толстое дерево и стали наблюдать. На край лужайки вышли два незнакомых человека. Они осторожно пробирались в сторону границы.
Маша подумала, что это шпионы, и сказала Сене: «Следи за ними, а я пойду позову отца. Маша побежала в деревню, а Сеня пошёл за незнакомцами. Скоро Сеня догнал их и с плачем сказал, что он заблудился и не может выйти из лесу. Незнакомцы стали расспрашивать Сеню о деревне, в которой он живёт. Сеня долго рассказывал, а потом услышал громкий голос «Руки вверх!».
Он быстро оглянулся и увидел отца и двух пограничников. Пограничники с оружием в руках окружили незнакомцев. Те подняли руки. Они оказались шпионами. Пограничники поблагодарили отца за помощь, а Сеню и Машу за догадливость и смелость».
1 - й у р о к
Подготовка к изложению.
Х о д у р о к а.
1. В в о д н а я б е с е д а. Прежде чем читать текст, учитель спрашивает детей, знают ли они, кто такие пограничники? («Пограничники - это бойцы Советской Армии, охраняющие границы нашего государства».)
«От кого они охраняют границы нашего государства?» («От врагов, которые могут проникнуть на нашу землю и принести вред нашему народу».)
2. Чтение текста в целом учителем. Учитель медленно и выразительно читает текст один раз и спрашивает, о чём говорится в рассказе? («О том, как советские дети помогли пограничникам поймать шпионов».)
3. Чтение текста по законченным частям и осмысление содержания каждой части.
а) Учитель читает первую часть рассказа, кончая словами: «... и весело разговаривали».
Прочитав, предлагает вопросы: «О ком говорится в этой части рассказа? («О Сене и его сестре Маше».) Сколько лет им было? («Сене было одиннадцать лет, а Маше двенадцать».) Что о них говорится? («Однажды они пошли в лес за ягодами».) Куда они вышли, когда набрали ягод? («На лесную полянку».) Что они делали на полянке? («Они сели на мягкую травку и весело разговаривали».)
б) Затем учитель читает вторую часть рассказа, кончая словами «...пробирались в сторону границы» и спрашивает детей: «Что вдруг послышалось в лесу? («Послышался слабый треск».) Как почувствовали себя дети и что они сделали? («Они испугались, быстро вскочили на ноги, спрятались за толстое дерево и стали наблюдать».) Почему слабый треск испугал детей? Почему они не убежали, если испугались? («Они жили на границе и знали, что если бы по лесу шёл свой, советский человек, то он не остерегался бы шума, слабый треск показывал, что кто-то чужой идёт тихонько, крадучись».) Почему же они испугались? («Враг, шпион мог бы их убить из опасения, что они расскажут о них пограничникам».) Почему же дети, испугавшись, всё-таки не убежали? («Они знали, что, живя на границе, нужно быть всегда настороже и не упустить шпиона, если он пробрался на нашу землю».) Что же они увидали? («Они увидали двух незнакомцев, которые осторожно пробирались в сторону границы».)
в) После этой беседы с детьми учитель читает третью часть рассказа, кончая словами «... стали расспрашивать о деревне, где он живёт», и также ставит перед детьми ряд вопросов: «Что подумала Маша о незнакомцах? («Маша подумала, что это шпионы».) Почему она так подумала? («Потому что на границе все люди знают друг друга, а это были незнакомые люди, и ещё потому, что они тихонько, крадучись, шли по лесу и направлялись в сторону границы».) Как они шли? Как об этом сказано в рассказе? («Они осторожно пробирались».) Как поступила Маша? («Она решила бежать в деревню и сказать о незнакомцах отцу, а Сене велела следить за ними».) Что сделал Сеня? («Он догнал незнакомцев и с плачем сказал, что заблудился и не может выйти из леса».) О чём разговаривали с ним незнакомцы? («Они расспрашивали его о деревне, где он живёт».) Зачем Сеня так поступил? («Чтобы задержать незнакомцев».) Как его можно за это назвать? («Догадливым и смелым: он догадался, как задержать незнакомцев, и не испугался их, хотя они могли его убить».)
4. Наконец учитель читает четвёртую часть рассказа (до конца) и спрашивает детей: «Что случилось дальше? («Вдруг послышался крик «Руки вверх! Это были отец детей и два пограничника с оружием в руках. Они окружили незнакомцев, которые действительно оказались шпионами».) Что сказали пограничники отцу и детям? («Пограничники поблагодарили отца за помощь, а Машу и Сеню за догадливость и смелость».) В чём выразилась догадливость Маши? В чём выразилась догадливость Сени? Почему рассказ называется «Смелые»?»
Далее дети под руководством учителя выясняют основную мысль (идею) рассказа, основное событие («Дети помогли задержать шпионов», «Честь и слава советским ребятам-патриотам»)…
2- й у р о к
Письмо изложения.
На втором уроке учащиеся выполняют работу письменно. Перед письмом учитель ещё раз читает рассказ в целом и предлагает детям в конце изложения выразить своё отношение к поступку Сени и Маши.
Дети выражают своё мнение, например, так: «Маша и Сеня были пионеры - пионер всем ребятам пример!», «Все ребята и взрослые любят и охраняют от врагов свою Родину», «Будьте и вы, ребята, смелыми!», «Есть в пограничной полосе неписаный закон: «мы знаем всё, мы знаем всех - кто ты, кто я, кто он!».
P.S. О шпиономании сегодня. Статья в "Коммерсанте"
"Измена родине - дело каждого. Правительство расширяет содержание "шпионских" статей УК".