«Фальшивогазетчики»

Nov 19, 2007 12:31

Продолжим  знакомститься с образами врагов в советской карикатуре. Как мы помним из предыдущего поста о мировом буржуинстве, согласно основным установкам коммунистической пропаганды, капиталистическим миром правит злая воля капитал - толстый буржуй во фраке и в цилиндре. Его везет к богатству и процветанию на своей спине эксплуатируемый рабочий, наездник ловко правит им с помощью обманных посулов. На картинке французского коммуниста Жана Эффеля угнетаемый рабочий для наглядности скрещен с хрестоматийным осликом, бегущим за привязанной перед его носом морковкой.


Как ни странно, буржуин здесь - без своего цилиндра. На одной карикатуре Кукрыниксов мне удалось найти ответ на вопрос, куда делся его отличительный головной убор. 
Периодически буржуины снимали цилиндры с голов, насыпали в них землицы с поля чудес, щедро поливали долларами и фунтами стерлингов и растили в этом живительном перегное своих главных помощников: продажных журналистов-«фальшивогазетчиков», четвертую силу, помогавшую буржуям обманывать рабочих. 


Зооморфические образы врагов встречаются в политической карикатуре сплошь и рядом, поскольку такой враг не ассоциируется с человеком, его легче ненавидеть и, при случае, - уничтожить. Но эти кактусы - еще цветочки. Нас ждут настоящие шакалы от журналистики.
Ввыполняю обещание рассказать вам о важной для меня книге Р. Сильвестра «Вторая древнейшая профессия»  (М., 1957). Начнем знакомство с ней с послесловия: «Подлинный герой романа это газета [«Глоб»]. Сказать более широко, это буржуазная журналистика… Она как злой гений разрушает жизнь людей, вносит разложение в общественную среду. Она представляет серьезную социальную опасность». (Д. Заславский. Быт и нравы американской буржуазной печати.)
Две главные задачи буржуазной журналистики - антикоммунистическая клевета и восхваление западного образа жизни.


На карикатуре (1984) главный буржуин щедро заправляет волшебной микстурой Мэри Поппинс антикоммунистическим враньем сливной бачок, из которого черпают информацию его первые помощники - пропагандисты, пиарщики, редактора СМИ. Художник не забыл поместить на цилиндр буржуина аббревиатуру Соединенных Штатов - US.

Главные редактора транслируют ложь, которой их заправил хозяин-буржуин, своим послушным журналистам. Ложь приобретает совсем уж бредовый характер. Бедным читателям готовят слонов из мух, запугивая их кровопийцами-коммунистами и подкармливая жирными газетными утками. Журналистам есть, из чего готовить блюда для скармливания пиплу.



Главный редактор газеты «Глоб» Нед Горс не питает никаких иллюзий. «Уж кому-кому, а Неду Горсу было хорошо известно, что существование свободной, неустрашимой прессы не более как легенда. Он уже давно понял, что те, кто ратовал за свободу печати, добивались только одного - чтобы пресса могла свободно служить их целям. Порой это были благородные цели гораздо чаще - довольно сомнительные, а иной раз - весьма опасные и вредные. Свободная пресса служит общественным интересам? Пусть так, но она служит вместе с тем и интересам ее владельцев».
Интересы ее владельцев-буржуинов мы уже изучили - напасть с войной на СССР и уничтожить коммунизм. Поэтому прислужники Капиталиста, окопавшиеся в СМИ, - самые отъявленные бандюги. Они вооружены до зубов и защищены тремя символами воинствующего буржуинства. Это ку-клус-клановская виселица, фашистская свастика и американский доллар, подпитывающий всю компанию зарядом оголтелой бодрости.



Кто же эти журналисты? Познакомимся с ними ближе. «Мы проходим вместе с Сильвестром почти по всем разделам современной большой американской газеты и убеждаемся: это рабовладельческие плантации. Перед нами проходят «белые негры». Есть старые, напоминающие бедного дядю Тома из классического романа Бичер Стоу. Они давно примирились со своим рабьим положением и верно служат хозяину-плантатору. Другие в душе еще сохраняют какие-то остатки человеческого достоинства, возмущаются, презирают издателя, редакторов и самих себя, но бессильны. Они завидуют Неду Горсу, которому «повезло». На себя они смотрят как на погибших людей.» (Д. Заславский.)
На этой карикатуре мы видим как раз таких «плантатора»-редактора и старого репортера-«дядю Тома»:


- Снижение цен в СССР усилило недовольство населения политикой...
- Скорее в набор! Печатаем!
- Но, сэр, недовольство н а ш е г о населения, политикой н а ш е г о правительства.

Когда  репортер выходит из редакции, он должен быть во всеоружии. Если верить советским карикатуристам, западный корреспондент походит на отпетого негодяя и убийцу. Вот он - журналист-«ковбой» с Дикого Запада, настоящий преступник в черной маске, с закрытой нижней частью лица, в знаменитой десятигаллоновой шляпе. Этот преступник вооружен газетой - лассо, которой он заарканивает доверчивого читателя, радио - дубинкой, чтобы оглоушить зрителя, и телекамерой - ружьем для контрольного выстрела в упор. На шляпе - автограф Дяди Сэма, шейный платок украшают изящные доллароподобные змейки от лучших советских кутюрье. Представляю, как главред заботливо напутствовал репортера перед выходом: «Не забудь прихватить Смит-и-Вессон и надеть шпоры, парень!»


Преступная внешность призвана высветить продажность и лживость - главные качества западного журналиста. Владелец газеты «Глоб» говорит на планерке:  «Великие писатели для газеты писать неспособны. Они пишут друг для друга, хотя и воображают, что трудятся для потомства. Мне нужны такие, которые пишут для сегодняшнего дня и забывают завтра все, что написали сегодня… Газетное дело не искусство, а ремесло. Это профессия почти столь же древняя, как… словом, это вторая древнейшая профессия». Как и для представительниц первой древнейшей, желание клиента хозяина - закон для журналиста. 
Редактор и спортивный комментатор сочиняют очередную лживую статейку, секретарша ретиво печатает под диктовку: 


Показательна беседа карикатурного Вудро Вильсона с его помощником из уже знакомой вам книги «Бедняга двадцать восьмой»:
- Какие сомнения вызывает наша добропорядочная и совершенно правдивая американская пресса?… [Удивляется Вильсон.]
- Взять, скажем, «Нью-Йорк таймс». Газета, как вы знаете, мой президент, солидная, тесно связана, как вам известно, с определенными кругами… Так вот, «Нью-Йорк таймс», по подсчетам моих людей, в период с ноября семнадцатого года по минувший недавно девятьсот двадцатый год, ни много ни мало, девяносто один раз называла различные точные сроки окончательного крушения Советской России…
И другие газеты не отстали от «Нью-Йорк таймс». И так же, как и она, - все невпопад, невпопад…

Разоблаченный пером Лисогорского, западный журналист окончательно теряет человеческий облик. Художник нарисовал корреспондента «Нью-Йорк Таймс» в образе шакала, прилежно подтявкивающего своим хозяевам-хищникам. Он красиво и исправно врет о прелестях западной жизни, полной насилия и убийств:



Своих собственных мозгов у западного журналиста быть не должно. Они у него есть только в том случае, если он встал на социалистический путь развития и работает в полуподпольной коммунистической прессе. Остальные журналисты умеют только, как попугаи, повторять любую чушь, которую слышат от своих хозяев.



Капиталистическая пропаганда платила советской той же монетой. Только вместо пузатого владельца заводов, газет, пароходов и буржуазных СМИ в черном фраке и цилиндре  она рисовала хозяина тайги, который по мере необходимости перевоплощался в различных чудовищ красного цвета, со своей стороны пытающихся поглотить и разрушить весь мир. Декабристы разбудили Герцена, а тот своим колоколом пробудил ктулху. Например, таких:


Разумеется, красному чудищу служила лживая советская пресса. Но это уже совсем другая история… Кстати, а вам что интереснее - очередные прислужники буржуинов или антисоветские плакаты и карикатуры? 

Советская пропаганда

Previous post Next post
Up