А теперь, дорогие друзья, я расскажу вам про свою работу, держитесь за стулья. Я создала небольшую группу друзей, и буду вам рассказывать о происходящих маразме чудесах, потому что невозможно носить все это в себе. В число тех, кто читает эти строки, почти не входит людей, которых я не видела лично. Тем, с кем мы пока не встречались в реале, я безусловно доверяю, и надеюсь с вами когда-нибудь увидеться! :)
Правда, я не буду упоминать никаких названий, поскольку надо мной дамокловым мечом висит документ о неразглашении конфиденциальной информации, "в том числе - наименование Заказчика", и опасаясь вездесущих поисковиков. Разве что иногда позволю себе делать намеки в стиле газетной статьи о Карлсоне, чье имя Малыш просил не публиковать: «Имя его начинается на КАРЛ, а заканчивается - на СОН». В общем, фамилия гостя и участника мероприятия, которое я сейчас готовлю, начинается на КЛИН и заканчивается на ТОН. Остальное - под катом. :))
Работаю я в пиар-агентстве, одним из главных пастухов ведущих менеджеров. Вести мне выпало самого крупного клиента - международную корпорацию, которая в ноябре празднует юбилей своей деятельности в России. В дальнейшем я буду называть эту компанию попросту - Клиент. Я занимаюсь полной подготовкой праздника и организовываю другие работы для Клиента - мы снимаем о них фильм, делаем книгу и пр.
Почему мне так «повезло»? Совладелица агентства - моя однокурсница, которая хорошо знает мои деловые качества. Активная, экспрессивная, симпатичная. Мое непосредственное начальство - совладельцы агентства - Однокурсница и ее друг - американец. Правда, он - еврей, вывезенный из Киева в детстве. Но говорит с акцентом и выглядит представительно, он незаменим при составлении презентаций на английском и первичных переговорах с клиентами, с его помощью агентство выиграло много тендеров. В дальнейшем я буду звать его Омериканец. Он неженат и привлекателен, вокруг кипят нешуточные страсти, о них - как-нибудь в другой раз.
Менеджер Оля, очень славная, хорошая девушка, которая вела Клиента до меня, выходит замуж за голландца, представителя другого клиента нашего агентства, и уезжает жить к нему на родину. Ее уже волнует не работа, а вопросы типа: «Где достать справку о том, что я не замужем? В Голландии она обязательна, а у нас таких не выдают». Я предложила ей, вспомнив миниатюру Райкина-отца, взять справки со всех мужчин, что они ей не мужья. Она согласилась, но только в том случае, если не подойдет справка, для начала взятая у нотариуса.
Две недели мы с Олей работали в паре, с понедельника я осталась одна.
В первый же день я была удивлена повышенным интересом коллег к моей персоне. Они кружили вокруг меня, звали с собой на обед и всячески пытались подружиться. В чем дело, было непонятно. Народ в конторе хороший и на записных льстецов не похож.
- Все просто - объяснила Оля - ты готовишь праздник, на который приглашены названный выше Билл К., потом почитаешь сценарий - подарком вип-гостям будет фотография с ним и его книга с автографом. А выступать будут группа U2, балет Большого театра, оркестр Гленна Миллера и другие известные лица. Все наши сотрудники мечтают попасть туда хоть в качестве уборщиков, а зависит состав присутствующих от менеджера проекта, то есть теперь - от тебя.
- Понятно, - деловито сказала я, в душе сползая со стула. - Ну, и солянка. Ты веришь, что Билл приедет?!
- Говорят, он - приятель главного шефа Клиента.
- А U2? Я слышала, они принципиально не ездят в Россию.
- Главный шеф договаривается с ними сам, поскольку группа выступала на 75-летии Клиента в Америке.
- А Большой театр что забыл на нашем корпоративе?
- Им Клиент помогал подниматься в 90-х.
- А оркестр Гленна Миллера?!
- Поскольку Клиент был создан в 1920- годах в Чикаго, они хотят воссоздать атмосферу того времени, и им непременно нужен хороший джаз. Мы готовим для них шоу, там будет много номеров, главное - все это увязать, но ты не волнуйся, программу готовит режиссер.
- Если они хотят воссоздать атмосферу, может быть, для начала выключить свет и устроить аттракцион «облава на бутлегеров»? - предложила я.
- Сомневаюсь, что этот замечательный номер утвердят. Вообще-то они сами не знают, чего хотят. Просили прислать им побольше музыкантов с расценками, чтобы выбрать кого-нибудь подходящего. Я тебе пришлю списки музыкантов, с которыми работают наши подрядчики, ты составишь из них общий список и вышлешь Клиенту.
Из этих списков я узнала много интересного. Например, что привезти в Москву для одного выступления группу Radiohead стоит от 800 тысяч евро (пока остановились на них как на запасном варианте, если не приедет U2), что Элтон Джон стоит от полутора миллионов, Тина Тернер - от миллиона трехсот тысяч, Джо Кокер - от 600 тысяч, а ветераны вроде Лайзы Минелли - от 350-ти. Все эти цены их агенты обычно резко увеличивают, когда узнают, что выступать придется на корпоративном мероприятии. А еще - что существует русская панк-рок группа из Нью-Йорка с названием, которое я перевела как «Бордель имени Гоголя» (Gogol Bordello). Они только что снялись в фильме у Мадонны и будут с ней скоро вместе выступать. Жаль, что они не привлекли Клиента, хотелось бы посмотреть на этих типчиков!
Особенно меня умилили комментарии Клиента к списку. Например: «Чтобы мы больше никогда, ни в одном списке музыкантов не видели французских названий! У нас же американская компания!» Сразу вспомнилось гневное восклицание кого-то из героев то ли Филдинга, то ли Теккерея: «Да я лучше съем живую лягушку или попаду в плен к французам!» Помимо этого спрашивали, «сколько стоит Морис Бежар». В ответ на что Омериканец, присутствовавший при телефонном разговоре с Клиентом, предложил составить новый список, включив в него Элвиса Пресли, а я добавила Ростроповича и отца Гамлета. Впрочем, не буду отвлекаться, а то не успею пожаловаться.
В первый же день кроме списка цен на «звезд», мне пришлось делать то, чего я больше всего боялась - составлять сложный юридический документ (договор с Клиентом на разные виды работ) и счет (на английском языке, поскольку агентство у нас тоже международное). Мне это приходилось делать и раньше, только на русском, но давно не брала я в руки шашек, с математикой и английским у меня с детства плохо, а к юридическим документам я отношусь очень ответственно - заразилась от бывшего генерального прокурора, с которым приходилось тесно работать во время банкротства Инкома. В итоге, пока я боялась, руки сами все вспомнили, посчитали, написали, и бояться я перестала. К тому же - было некогда. Я даже не представляла, до какой степени Клиенты не знают, чего хотят!!
Дело в том, что с их стороны менеджер по подготовке праздника - новая сотрудница, которая мечтает выслужиться и до смерти боится принимать самостоятельные решения (я буду звать ее Занозой). Поэтому она каждый час требует от нас новых списков и идей, все это копит и идет к руководству с кипой предложений, ее руководство обалдевает и тоже не может ничего решить. Потому что все зависит от главных шефов в Америке, а они никак не могут утрясти свое расписание и сказать, когда смогут прилететь на праздник.
Заноза очень сильно тормозит процесс, и мое начальство пытается договориться, чтобы ее сняли и поставили другого менеджера. Очень на это уповаю!
Приведу простой пример того, как Клиенты принимаются решения. Дальше 2 абзаца можно пропустить. Для организации праздника Клиенту на выбор предложили несколько площадок, они уперлись в довольно известный московский клуб, в который на отведенную площадь зрительного зала никак не влезают столы для 400 сотрудников. Правда, там есть еще ряды сидений, расположенные ярусами, и балконы, но Клиенты в целях демократичности хотят, чтобы все сотрудники и гости сидели на одном уровне. Значит, главный шеф в Америке сказал, что этот клуб ему нравится, и что он может прилететь в Москву 20 ноября. Заноза пишет нам, чтобы мы договаривались с клубом на этот день. Оля пытается донести до нее расчеты, доказать, что все приглашенные в зал не влезут, и предлагает другие площадки. Заноза, говорит, что это не обсуждается (читай - раз шеф утвердил клуб, больше его беспокоить не будут). Наши сотрудники звонят в клуб и узнают, что на 20 ноября там запланирован концерт известной западной группы. Поскольку договор с ними не подписан, путем сложных переговоров концерт переносят на 28 ноября. Клуб для нас бронирует 2 дня: 19-е (на монтаж декораций уйдет 24 часа) и 20-е - день праздника.
Дизайнеры начинают рисовать макеты оформления клуба, рисуют столы разных форм и прикидывают, сколько человек за них влезет, предлагают заказать столы в форме капель или молекул - за них влезет не 200 человек, как за круглые или квадратные, а 300. Куда девать еще сотню приглашенных, непонятно! Тут звонит Заноза и говорит, что руководство не может приехать 20, а сможет 28 ноября, надо срочно передоговариваться с Клубом - на 27-28. Клуб нас посылает, поскольку ту самую группу, у которой отняли отданный нам день, перенесли на 27. Клуб наших людей посылает и отказывается еще раз переносить исполнителей.
28 число пока свободно. Мы предлагаем Занозе или оставить за собой 19-20 или искать другое помещение. «Нет, - говорит она. - Только 28, только этот клуб». После долгих переговоров с участием дизайнера, режиссера, менеджеров клуба и наших технических сотрудников она соглашается с тем, что можно упростить и удешевить декорации, чтобы их можно было смонтировать за 8 часов. И тогда нам нужен только один день - 28. Наши сотрудники звонят в клуб и выясняют, что 28 уже занято - там должны выступать Чиж и компания. Заноза требует договориться с Чижом и перекупить у него день. Менеджеры клуба нас посылают. Тогда она предлагает выйти на Чижа через их головы и перекупить у него площадку или пригласить его тоже участвовать в нашем концерте (!!!!) Чиж снял клуб для сольного концерта, а мы должны звать его на подпевки к западной «звезде»?! Мы решаем больше никуда не звонить, выжидаем час, перезваниваем Занозе и говорим, что Чиж отказался. Она велит искать другие площадки. У нас остается на все один день - если мы не подтвердим оплату клуба, то теряем и забронированные 19-20 ноября, на них у клуба уже появились желающие. Один день мы судорожно ищем площадки, но все они не годятся то слишком маленькие, то не нравятся Занозе. В итоге она предлагает снять дом Пашкова, Колонный зал дома Союзов или какой-нибудь музей. Наши сотрудники должны их обзвонить, параллельно мы с Олей пытаемся объяснить Занозе, что в музее не позволят выступать никаким рок-группам. В итоге в тот день, когда мы должны отменять бронь на клуб или писать гарантийное письмо об оплате клуба, Заноза говорит, что ладно, оставляем этот клуб на 19-20, в Америке решили, что прилетит другой главный шеф. Все это происходит в первые дни моей работы.
Понимаю, вам надоело это читать, я больше не буду описывать наши мучения столь подробно. Достаточно пояснить, что таким образом мы с Занозой «решаем» ВСЕ вопросы по подготовке праздника. Куча людей у нас в агентстве и привлеченных со стороны составляют списки исполнителей, таблицы с расчетами стоимости столов и числа людей, которые туда могут влезть, я составляю параллельно договор с клубом, у которого мы арендуем площадь, и с Клиентом - которому мы эту площадь сдаем. Юристов у нас поблизости нет, к ним мы обращаемся только в крайних случаях - все проверяем сами. Посылаю Занозе всякие счета и договора, которые она велит по сто раз переписывать, яростно торгуясь по мелочам. Например, спрашивает, зачем вообще нужен режиссер, и почему ему платят такую большую сумму, требует детальную смету всех работ, которые он выполняет. Мои задачи - говорить с ней вежливо, как с тяжело больной восточной старухой, и на все ее письма с требованиями тут же отвечать: «Да-да, мы начали прорабатывать эти вопросы». Она периодически пишет Однокурснице конфиденциальные письма с жалобами на меня, ответы на эти письма тоже пишу я, прямо в почтовом ящике Однокурсницы, и отсылаю от ее имени. Раньше она она жаловалась на Олю. На наши неоперативность, непрофессионализм, безответственное отношение к делу и прочая... Например, в пятницу в 17:30 она пишет, что они согласны оставить клуб. В понедельник наши сотрудники запрашивают в клубе договор, я его правлю и отправляю им читать. Во вторник утром Заноза скандалит, что "прошло уже 4 дня, а договор с клубом не подписан".
Времени пока не хватает ни на что, даже на еду. Сколько я продержусь при таком режиме, не знаю. Пока поставила себе цель - выжить до 20 ноября. Этот пост я пишу ночью, утром выставлю в ЖЖ и пойду на работу. Заноза ждет! Новых идей насчет артистов, очередную версию сценария, очередной подписанный договор, еще я должна получить деньги по одному счету и выписать другой счет - на оплату работы дизайнера. И выполнить десяток-другой новых ее поручений. Помимо прочего она составила странный список из 6 русских групп и исполнителей - интересуется расценками БГ, Машины времени, «Александра Шевчука» (так она его обозвала), Гарика Сукачева, Арии и Умы Турман.
Но я не ропщу!
Помните, я писала об исполнении желаний? В прошлом году, планируя выходить на работу, я вспоминала всё, чем приходилось заниматься, и выбирала, чего бы мне хотелось делать. Больше всего мне хотелось опять самой делать свой журнал, и я как раз ждала такого предложения - тот издательский дом, для которого я писала о вилках-ложках, как раз планирует выпустить еще несколько новых журналов, и они уже закидывали удочку, интересуясь, что я скажу, если мне предложат стать главным редактором журнала о воспитании (эх, именно этим я и занималась до кризиса 1998 года). Но пока ничего конкретного не предложили.
И была у меня еще одна интересная халтура. Несколько назад я работала с прессой на выставке, посвященной индустрии развлечений. С тех пор мечтала в дальнейшем, если не возглавлять журнал, то найти работу, связанную с организацией каких-нибудь праздников. Это вам не банк банкротить - море положительных эмоций, вокруг веселые лица, все довольны, всем все нравится. И вот мне такая работа досталась! Теперь сижу с шилом Занозой в заднице и опять не знаю, плакать мне или смеяться. Жизнь снова бьет ключом - по голове. :)
Друзья мои, всегда четко формулируйте свои желания, если не хотите получить сверх меры! Помнишь, Лаэрта, мы это обсуждали, когда ты мечтала оказаться одна в избушке на севере, где тебя бы никто не трогал?! ;))