Братцы, прежде, чем начать финальную часть разбора, хочу внести некоторую ясность.
Применительно к данному разбору.
Первое: Я разбираю не книгу! Я разбираю ФИЛЬМ! К книге я обращаюсь в те моменты, когда в истории на экране опущено что-то важное, когда рушится структура истории, нарушена логика или возникает какой-то неочевидный, спорный момент. В этом случае книга помогает определить, что же было в первоисточнике. Что имели ввиду авторы. Я беру за основу разбора не книжную историю, а киношную!
Второе: Весь этот разбор - мое личное мнение о фильме. ЛИЧНОЕ! МОЕ! Я не пытаюсь заставить кого-то в него поверить. Сходите в кино, посмотрите фильм. Если он вам понравится - я только порадуюсь. Честно. Я же высказываю соображения, которые возникли у меня по ходу просмотра фильма. Причем, В КИНОТЕАТРЕ! Я честно заплатил за свое право высказать то, что думаю! Что касательно скачанной авишки - сделать разбор я мог и без нее, но по ней удобно проставлять тайминги, на случай, если кто-то захочет пересмотреть конкретный момент. Вот и все. Я не настаиваю на безусловной правильности своих выводов! Просто МНЕ так кажется.
Третье: Обычно я не занимаюсь подобными разборами.
Четвертое: Спасибо всем, кто внес уточнения и поправки и сделал это в корректной форме.
Пятое и самое главное. То, что я думал написать в финале разбора, но напишу здесь и сейчас. Я уверен в следующем: если бы первый час фильма по структуре сконструировали более тщательно, задали правильные мотивации, поставили актерам правильные, внятные задачи, - вторая половина фильма работала бы. И фильм был бы совершенно иным. И реакции у зрителей были бы совсем другими. Это, опять же, МОЕ ЛИЧНОЕ мнение.
Итак, продолжим. Благо, осталось немного. Финал первого фильма вполне внятен.
01:24:00 - Максим пробирается к Гаалам. Его замечает какой-то старик. Любовная сцена между Максимом и Радой.
По логике все понимаю. «Выродки», (во всяком случае в фильме), никакого направления поисков Максиму не задали, идти ему некуда. Они идет к людям, которых знает и которым доверяет - к Гаю и Раде.
Я только не понял, что это за старик в окне и откуда он знает Максима. Но это условность, которую легко можно объяснить.
Встреча Максима и Рады мне понравилась. В частности, кадр с руками, тянущимися к дверной ручке с двух сторон.
01:25:35. - разговор Гая и Максима. Гай уговаривает Максима не вмешиваться. Приходят гвардейцы.
Смысл сцены ясен. По идее, Максим должен убеждать Гая. Это отправная точка в решении Сквозной задачи. Гай - единственный человек на планете, которого он знает, которому верит и который может ему помочь. И при этом Максим не должен кричать. Если, конечно, он не хладнокровный мучитель лягушек. Потому, что (по идее) Максим умный и понимает- только что, двумя-тремя фразами он разрушил человеческую жизнь. Разрушил мир, в котором вырос Гай, его идеалы, все, во что тот верил и ради чего жил.
А что делает Гай?
Федорова в этой сцене дико жаль. Правда. Он пытается отработать логику поведения своего персонажа и, в общем, отыгрывает ее правильно: Гай уже понял, что Максим говорит правду. И он напуган, ему страшно! У него в душе бардак не меньший, чем на улицах города. Гай - ребенок, закрывший в ужасе глаза и говорящий: «Чудовищ не бывает», в то время как монстр уже капает на него слюной. А его крик - это не уговоры Максима не лезть в историю с вышками! Это мольба о пощаде!
Но! Партнер (Максим) просаживает сцену наглухо. То ли не понимает задачи, то ли у него зубы болели, не знаю. Факт остается фактом. В этой сцене Степанов пустой, как барабан, играет из рук вон плохо и все мимо кассы. А без «отклика» партнера Федоров, к сожалению, тут же сбивается. Начинает давить из себя эмоции, как пасту из тюбика. В общем, зрелище довольно жалкое.
Крик ротмистра Чачу: «Не стрелять, брать живыми!» я не очень понял. Он же сам стрелял в Максима в лесу? Чего это Чачу сейчас таким «жизнелюбством» воспылал?
01:27:15 - Схватка Максима и Гвардейцев на крыше.
Никак не пойму, то ли у меня что-то с восприятием, то ли действительно в фильме все вкусные экшн-сцены слишком скоротечны и от этого практически лишены напряга. Драка закончилась как раз в тот момент, когда я начал ерзать в кресле, устраиваясь поудобнее, предвкушая, наконец-то, полноценную красивую потасовку (раз уж с нападением на башню не задалось).
Ну вот, теоретически, могла быть ну хотя бы классическая «киношная» потасовка - крутой парень Мак-Сим, съел наконец ножик, разогнал всех по щелям, разбомбил не только квартиру Гаал, но и весь небоскреб до фундамента, и когда уже собрался, вместе с Гаем и Радой свалить с дымящихся руин, выяснилось, что ухмыляющийся ротмистр Чачу сграбастал Раду потной солдатской ручищей, со всеми вытекающими. Ну, или Максим хотел отвернуть Чаче голову, вместе со шлемом, а тот…
Короче, подъем героя, его практически полная победа и тут же, через мгновение, полная катастрофа. А в реальности?
А в реальности драка состояла из трех ударов и длилась ровно 11 секунд. Вот скажите мне, если создатели не собираются делать потенциально очень напряжный момент напряжным, зачем вообще затевать возню? Ну пошел бы Максим к двери, чтобы гордо уйти насовсем, открыл бы створку, да и огреб тут же прикладом по улыбке. Прилег поскучать, очнулся - тюрьма, камера, поехали дальше. Нет. Сбитые костяшки артиста Степанова - причина слез всех девушек России и стран СНГ.
01:30:00 - Разговор Странника с Умником.
Второй разговор в фильме, в котором не возникает вопроса о чем говорят эти люди и чего хочет и добивается каждый из них. Внятные задачи, внятная логика. Странник презирает Умника, Умник ненавидит Странника. Странник вынуждает Умника согласиться на его условия. Умник ненавидит Странника еще сильнее. Хорошая почва для обострения конфликта, кабы конфликт был заявлен и тянулся через весь фильм.
01:32:43 - Разговор с Максима и Зефа в лесу.
Все понял, кроме одного: почему нельзя убежать за периметр? Ну ладно бы на них хитрые ошейники были, взрывчатка, ампулы с ядом какие-нибудь в теле. Так нет. Чуть позже Максим спокойно проезжает на танке через все кордоны и ничего. Ну, не было танка, обошел бы кордоны стороной. В чем проблема-то? Так и не понял.
01:35:00 - Умник читает личное дело Максима и понимает, что с Максимом что-то не так «в обоих смыслах».
Знаете, для Верховного Прокурора, товарищ как-то слишком уж невнимателен. Нам показывают монитор, на котором, извините, два абзаца текста. Что трудно было раньше прочесть внимательно, что там написано? Плюс к этому, Умник-то понял, что значит эта вот белиберда, про какую-то там «сопротивляемость в обеих смыслах», а я лично нет. Посему мне ни фига не понятно, чем это чревато.
01:37:00 - Зеф и Максим проваливаются в крепость.
Фраза Максима: «А нам обязательно туда идти?» повеселила. А что еще он может сделать? Взлететь, аки птичка, с Зефом на плечах? Мелочь, конечно, но смешно.
01:37:12 - Умник хочет заполучить Максима и отправляет за ним личный автопоезд.
Ощущение, что Ф.С. на ходу лихорадочно вспоминает текст. Опять же, мог бы быть саспенс, - чуть больше напряга у Умника, чтобы «завести» зрителя - Зритель-то понимает, что ничего хорошего у Умника Максима не ждет, - мчащийся автопоезд, крушащий все на своем пути, какой-нибудь орущий фельдфебель на Базе: «Живо! Доставить! Найти! Все пойдете под трибунал, сукины дети!» Солдаты ломятся через лес. Фактически - задел на кульминацию первого фильма.
01:38:35 - Крепость.
«Видел? Видел? - Точно, на собаку похожа». Что похоже на собаку? Вот это вот, двухметровое, которое за деревом пряталось? Видать в 22 веке селекция на Земле достигла невиданных успехов. Так изменить обычную чихуа-хуа!
Вообще, было бы неплохо, если бы Максим продвигался как-то от одной сюжетной точки до другой, через перипетии узнавания. Узнал - двинулся, - преодолел препятствие - достиг некоей сюжетной точки - узнал - двинулся, - препятствие - достиг. Иначе получается, весь сюжет на не связанных между собой случайностях. Случайно пошел, случайно провалился. Посему и эпизод с крепостью выглядит (как и большинство смысловых кусков в фильме) дивертисментом, снятым с одной целью: «Мы такую маску в Штатах заказали, такой грим голованам забубенили, не пропадать же».
Честно говоря, не помню, как была найдена крепость в книге. Но меня это и не очень интересует. Книга - это книга. Всегда можно пролистать несколько страниц и «освежить». А в кино ничего не отмотаешь. И если в фильме логическая цепочка истории рвется, общее восприятие сразу рассыпается.
Вот я не вижу необходимости в эпизоде с крепостью в данном месте фильма. Смысла он сейчас (для меня, зрителя), никакого не несет. Провалились, зашли, постреляли, вышли. Либо его надо разворачивать подробнее и придавать ему сюжетный смыл, либо на фиг он тут не нужен.
Ну, скажем, солдаты, посланные Умником, идут по следу беглецов (цель Умника обозначить чуть яснее, чтобы зритель не сомневался - поймают Максима и все, трындец котенку, а заодно и дедушкиным часикам, бо они красивые и блестят). Зеф замечает солдат издалека. Шансы на отрыв минимальны. Зеф или Вепрь вспоминает, что где-то в этих краях есть крепость. Беглецы шустро-шустро отыскивают крепость и понимают, что это шанс взять под контроль технику и разметать отряд преследователей или, допустим, базу гвардейцев, или всю планету к едрене-фене. Короче, сделать нечто, что позволит Максиму (а с ним и Зефу с Вепрем) обрести свободу и продолжить борьбу против тирании за банку с мясом, классный халат со стразами и зубную палочку-выручалочку. Беглецы пытаются найти центр управления, но сталкиваются с ордами Голованов. Солдаты ищут их следы, прочесывают местность, выжигают проходы крепости огнеметами. Беглецы выбираются через другой выход и бегут. Половину солдат сжирают охреневшие от такой борзости людей голованы. Остальные кидаются за беглецами, с целью поймать и набить как следует морду. Зеф, Вепрь и гражданин Сим забегают в лес, а там танк. В результате полная ж… Спереди стреляющий танк, позади цепь солдат. Солдаты, естественно, беглецов догоняют… упс, Максим уехал на танке кататься. Понятно, что это грубый пример, для сценария надо было бы придумывать что-то поизящнее, но это пример развития эпизодов, объединенных в некий смысловой блок, с вполне понятными задачами.
А сейчас? Постреляли, голована схватили (как они такую тушу на себе уперли, ума не приложу) и убежали. А стробоскоп у группы классный, без вопросов.
01:40:30 - Ночь в лесу. Максим освобождает Голована.
«И бескрайние полчища волков сомкнутся за спиной нового вожака». Маугли, на фиг.
Тут ведь, ребят, главное что? Главное улыбнуться как можно добрее, глянуть ласково в глаза Акеллы и так душевно-душевно сказать «Мак-Сим»! И на вопрос Зефа: «Ты что, идиот?» Скромно потупившись ответить: «Да».
Ребята, каюсь, не дочитал я до крепости, не помню уже этого момента. А по фильму ни хрена не понимаю. С какого-такого перепугу Максим вдруг заговорил с голованом, решил, что «он не животное»? Что, Голован ему решение теоремы Ферма клыком на земле накарябал? Или «в его рыке Максиму почудилось что-то до боли родное»?
Нет, почему "его нельзя в комендатуру" я как раз хорошо понимаю - переть эту махину на себе через лес, начиненный смертоносной техникой, ради банки жратвы? Кто из них идиот? И чего бы им Голована не сожрать, раз уж для них банка мяса такая ценность? Не священная корова, поди. Сдать собрата в охранку - это пожалуйста, на здоровье, а голована прирезать и на антрекоты пустить - ни-ни. Они же КОГДА-ТО дрессировались отлично!
Извините, ребята, не верю я ни в гуманизм этот, ни в банку жратвы за Голована.
И не понимаю решения Максима. Я, зритель, не помнящий романа, ни фига не увидел в Головане НЕ ЖИВОТНОЕ.
Единственная отличная, абсолютно искренняя реплика во всем эпизоде гармашевское: «Не животное, б… массаракш. Сам ты животное!». Вот «массаракш» бы отбросить, то, на «б» оставить и реплика была бы на 5 с плюсом.
PS. Как выяснилось, в фильме Голован прорычал "Мак Сим", прежде, чем Максим к нему обратился. Каюсь, мы этого в кинотеатре не услышали. Приношу извинения. Был неправ. Претензия с освобождением голована снята. Спасибо
garik64 01:41:30 - разговор Зефа, Вепря и Максима о вышках и центре. Зеф рассказывает Максиму всю правду об излучении.
Максим тут разговаривает, как обиженный ребенок, что абсолютно не вяжется с образом человека, который бегал под пулями, видел пытки, понял, что послужил в СС, которого убивали , который убивал сам и на руках которого умирали братья по оружию. Максим уже другой. Это человек, принявший решение ВОЕВАТЬ! Грубо говоря, это Рэмбо. Все. Улыбчивое инфантильное дитя осталось в первом часу фильма. Степанов же не меняется абсолютно. Каким был в начале фильма, таким и остался. Дурацкая улыбочка, тон обиженного козленка, повадки, манеры, всё. Гармаш, кстати, отыгрывает сцену блестяще. Вепрь… Ну, словом, до профессионального революционера ему как от Москвы до Пекина на корточках. Рисунок роли у Куценко меняется от сцены к сцене просто полярно. Никакими эмоциями этого не оправдать. Человек просто играет что на ум взбредет. Это грустно.
01:46:33 - Танк , «мотохреньки» и отъезд Максима «на Юг».
Тут вообще туши свет. Ребята, дело не в технике. Хрен с ней, как она выглядит. Ну вот такая на Саракше техника. Не о ней речь. Речь об её появлении.
Вот объясните мне, что это за «мотохреньки» чудные примчались? Откуда они взялись? Почему группа на них раньше не наткнулась? Почему они не покрошили Зефа сотоварищи в капусту?
Ни фига из эпизода не понял, если честно. Все всех быстро то ли подорвали, то ли кепками закидали, а Максим захватил Танк.
Очень хотелось бы, чтобы показывая в следующий раз бой, создатели бы все-таки хоть немного думали о зрителе. Вернее, о том, что из всей этой дергающейся свистопляски зритель таки поймет? Я вот лично ничего не понял.
Разговор про «Я ухожу на Юг» стоит всей сцены. Идет такой наигрыш, что артистам еще долго должно икаться. «А ты знаешь, как это трудно?» - многозначительно щурясь, спрашивает артист Гармаш, намекая, мол, там такое, от чего зритель сию секунду просто уделается в кинотеатре от страха. «Там сплошные минные поля.» «Ага», - отвечает Максим и за полминуты спокойно проезжает через эти самые минные поля по накатанной кем-то колее.
А теперь на полном серьезе. Братцы, у меня вопрос к посмотревшим. Хоть у кого-нибудь при виде вот этих взрывов сердце за Максима ёкнуло? Хоть кто-нибудь усомнился, что он промчится по минным полям, как тачанка-ростовчанка?
Кого-нибудь зацепило «Как погиб? Сгною!» - выкрикнутое Умником и эти вот разлетающиеся от стола стеклянные финтифлюшки?
Хоть кто-то во всю эту махровую лабудень поверил?
Братцы, Вы меня просите, но на мой взгляд, это полный п…
По всем правилам это - центральная поворотная точка истории. ПЕРЕЛОМНАЯ, КУЛЬМИНАЦИОННАЯ сцена серии! Ребята, она же наглухо загублена! То есть вообще. Мука, пыль! В ней ничего нет! Совсем! Ни эмоций, ни накала, ни конфликта, ни хрена! Она стерильна как презерватив!
Мальчик нагулялся тут и отправился играть в соседнюю песочницу! Они бы еще пледик на земле раскатали, тапочки домашние накинули и начали шашлычок под пиво потреблять!
Сказать, что я этим эпизодом потрясен - это ничего не сказать. Если создатели хотели убить хоть какое-то впечатление от фильма, то лучше способа сделать это они придумать бы не смогли, хоть полжизни голову ломай.
Лично для меня на этом фильм «Обитаемый остров» закончился раз и навсегда. Все.
Максим получил транспортное средство, на котором, прихватив с собой разжалованного в солдаты Гая, отправится во вторую серию, под бой барабанов и восторженные взмахи белых крыльев «ветряков».
Без меня. Поскольку лично мне абсолютно не интересно, что с ним будет дальше.