Конструктора ракет. Челюсть ему якобы сломали на допросе в 1938-м. А в 60-е, мол, Королеву делали операцию, и из-за челюсти он умер, не дожив до 60 лет.
Она имеет очень простую отгадку: в 20-е и начале 30-х будущие авиаконструкторы вместе с тысячами энтузиастов своими силами строили множество планеров, летали на них и, естественно, часто падали - планера строились на глаз безо всякой науки и опыта также не было. Есть немало фото Королева с товарищами и планерами.
Так вот при неудачной посадке или падении страдает в первую очередь голова и челюсть - именно они по инерции ударяются о верх обтекателя или фюзеляжа и даже изготовленных из дерева и фанеры достаточно чтобы сломать челюсть.
Из личного опыта:в середине 70-х студент нашего местного авиаинститута был в Австралии ( или просто достал много фото оттуда - не знаю точно) и рассказал как народ там долго парит на дельтапланах в восходящих потоках воздуха над обрывами берега океана . Мы все естественно мечтали летать и начали конструировать дельты ,опираясь на фото и свои расчеты.И тут же начали учиться летать - благо рядом были песчаные дюны на берегу реки высотой метров 10.И разумеется регулярно падали и ломали руки-ноги.Полеты вообще обычно кончались по исчерпанию целых аппаратов или летчиков. Но энтузиазм это не уменьшало и потом выросло в целую школу конструирования уже мотодельтапланов.
Поэтому прекрасно понимаю Королева - я всего лишь получил закрытый перелом ключицы. Естественно, никто в больницах не рассказывал откуда травма, иначе бы врачи написали бы в институт и лавочку прикрыли бы.Хотя там все прекрасно знали о полетах и травмах, но преподаватели и руководители были такими же как мы и сами мечтали летать и строили самолеты и автожиры. А так - официально никаких нет новостей и все в порядке.
На II Всесоюзных планерных испытаниях (ВПИ) в 1924 г. было привезено уже 48 планеров, из которых 11 конструкций представляли города Украины: Киев, Харьков, Одесса, Чернигов, Полтава, Конотоп. Планеры "Бумеранг" (Харьков) и КПИР (Киев) были в числе лучших. Наличие на испытаниях такого количества планеров свидетельствовало о большой и трудной работе, проведенной за год энтузиастами планеризма.
В этих и последующих состязаниях приняли участие будущие выдающиеся ученые и конструкторы авиационной и космической техники:
О.К.Антонов, С.В.Ильюшин, А.С.Яковлев, А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.К.Тихонравов, Ю.А.Победоносцев, В.Ф.Бол-ховитинов, Д.Л.Томашевич, М.И.Гуревич, В.С.Пышнов, С.Н.Люшин, И.П.Толстых, Г.Ф.Проскура, В.П.Ветчинкин, Б.И.Черановский, Б.Г.Раушенбах, Б.Н.Шереметев, В.К.Грибовский В.Вахмистров, А.В.Чесалов, М.А.Тайц, Г.П.Свищев и др.
В IV планерных состязаниях в Коктебеле впервые участвовал и переехавший в Москву студент МВТУ С.Королев.
На VII ВПС среди представленных планеров особенно выделялись: паритель "Город Ленина" О.Антонова и "Красная звезда" С.Королева. Модель планера "Город Ленина" в масштабе 1:5 продувалась в аэродинамической трубе Ленинградского политехнического института. Таким образом планер "Город Ленина" стал лучшим планером VII ВПС по аэродинамическим характеристикам и был охарактеризован как новое слово отечественной планерной конструкторской мысли.
https://risk.ru/blog/6690 Именно поэтому в 1942 году после катастрофы самолета под управлением Петлякова и его гибели Сталин специальным приказом запретил конструкторам летать.
Антонов в 60-80-е годы опекал молодежь в своей фирме и давал возможность им конструировать, строить и летать на СВОИХ аппаратах.