На днях пришлось вспомнить о своем посте, посвященном школе Рачинского, где простые русские дети решали (по мнению свидетелей секты РКМП) неподъемные для сегодняшних образованных взрослых задания. Демотиватор прилагается.
С самой по себе сложностью заданий разобрались. Но можно подойти к проблеме с другой стороны. Каким подвижник С.А. Рачинский видел российское образование конца 19 века? Что он говорил и писал по данному вопросу? Открываем...
и читаем:
Не буду сейчас вдаваться в рассуждения на тему, насколько чтение одних лишь книг «богослужебного круга» может дать полноценную пищу уму, воображению и наследственной жажде (к знанию, наверное?) «нашего грамотного крестьянина». Но Рачинский, по крайней мере, признает практически полное отсутствие светской литературы для простого сельского жителя.
А в сельские школы (автор говорит про «север страны», но вообще-то Рачинский родом из Смоленской губернии) дети были вынуждены ходить примерно так:
Нужно ли удивляться, что перепись населения 1897 года дала в результате информации у менее чем четверти грамотных в РИ?