Минувшая суббота ознаменовала для нас начало вынужденных каникул, не корысти ради, а токмо волею пославшего нас отдыхать за свой счет начальства. А мы унывать не стали. Заварили побольше чаю в дорогу, насыпали в кулек пряников и ранним утром отправились на юго-юго-восток.
*все картинки кликабельны, фото, что не мои, помечены отдельно*
Касли - не вздумайте сказать Касли! тем не менее озера - каслинские и литье тоже каслинское.
Конь с попоной встречает гостей. Или защищает горожан. Мумбо-юмбо, конечно, постарались навязать на скульптуру ленточек... ничего не попишешь, обычай-с.
Касли - полу-город и полу-деревня, если признаком деревни считать одноэтажные частные дома с подсобными хозяйствами и большими огородами, и тем самым я вовсе не намерен обидеть каслинцев. На зависть мегаполису, тут много старых деревьев, подернутых нежно-зеленой дымкой распускающихся листьев, озерная гладь вокруг.
.
Приехали мы несколько раньше назначенного часа, а у ворот нас уже ждали.
Есть экскурсоводы и музейщики, которые выполняют служебные обязанности. Профессионально, добросовестно. Но есть люди, которые больше, чем "сотрудники музея". Люди, для которых музей - часть души. И это ощущается с первого взгляда, с первого жеста. Мне на такие встречи везет. Елена Дрёмова, она... именно такая, посредница между настоящим и прошлым. Застенчивая чуть-чуть, очень милая, при том говорит легко, свободно, просто, не заученными фразами.
Парадоксальная ситуация: каслинское литье известно во всем мире, в СССР и в России наверняка известно буквально каждому, чугунные Дон Кихот. Мефистофель, балерины и охотничьи собаки были едва ли не в каждом доме, а кто знает скульпторов, не говоря про формовщков, литейщиков? Увы. Я тоже имена Александра Васильевича Чиркина, Василия Федоровича Торокина, Александра Семеновича Гилёва слышал лишь вскользь, мимоходом.
Чиркин родился в Каслях, здесь рос и учился, здесь работал, мечтал, искал, творил. Внешне обычный. И дом, где жил он с родителями, - обычный деревенский дом. Но какая в нем особая теплота, благость и сосредоточенность!
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Фотографии дают, конечно, всего только тень непосредственного впечатления.
Обстановка комнат настоящая, сбереженная родственниками Чиркиных и потом музейщиками, и книги те самые, что читали и перечитывали в семье. На столике у большого зеркала лежит "Воскресенье" Л.Н.Толстого. а этажерке в кабинете А.В. - альбом, посвященный Ясной Поляне. Не случайность.
А.В. не только скульптор, он и рисовальщик, и живописец. Портреты его родителей, им самим написанные.
Портрет деда, кузнеца (помещен в мастерской).
"Список" (то есть копия) картины Константина Флавицкого, сделанный А.В.Чиркиным в шестнадцать лет.
Из пейзажей
Серия этюдов "Старый Урал":
"Несущий крест"
и "Отчаяние"
Вот только он не мрачный. Задумчивый, с ноткой внутренней тишины и с грустью подчас, но без горечи. Даже в этом скульптурном портрете
Павел Петрович Бажов.
"В числе прочих литейщиков был в те годы Торокин Василий Федорыч. В пожилых считался. Дядей Васей в литейном его звали.
За свою-то жизнь дядя Вася не одну тысячу отливок сделал, а сам дивится:
- Придумывают тоже! Все какие-то Еркулесы да Лукавоны! А нет того, чтобы понятное показать.
С этой думкой стал захаживать по вечерам в мастерскую, где главный заводской художник учил молодых ребят рисунку и лепке тоже.
Формовочное дело, известно, с лепкой-то по соседству живет: тоже приметливого глаза да ловких пальцев требует.
Поглядел дядя Вася на занятия да и думает про себя: "А ну-ко, попробую сам".
...Жена посомневалась:
- Барское, поди-ко, это дело. Они к тому ученые, а ты что?
- Вот то-то, - отвечает, - и горе, что бары придумывают непонятное, а мне охота простое показать. Самое, значит, житейское. Скажем, бабку Анисью вылепить, как она прядет.
А по соседству с ними Бескресновы жили. У них в семье бабушка была, вовсе преклонных лет. Внучата у ней выросли, работы по дому сама хозяйка справляла, и у этой бабки досуг был. Только она - рабочая косточка - разве может без дела? Она и сидела день-деньской за пряжей, и все, понимаешь, на одном месте, у кадушки с водой. Дядя Вася эту бабку и заприметил. Нет-нет, и зайдет к соседям будто за делом, а сам на бабку смотрит. Жене, видно поглянулась мужнина затея.
Вот и стал дядя Вася лепить бабку Анисью со всем, сказать по-нонешнему, рабочим местом. Тут тебе и кадушка, и ковшичек сбоку привешен, и бабка сидит, сухонькими пальцами нитку подкручивает, а сама маленько на улыбе -вот-вот ласковое слово скажет.
Лепил, конечно, по памяти. Старуха об этом и не знала, а Васина жена сильно любопытствовала. Каждую ночь подойдет и свою заметочку скажет.
Дядя Вася о котором поспорит, которое на приметку берет.
Ну, вылепил фигурку. Тут на него раздумье нашло - показывать ли? Еще на смех подымут!
Все-таки решился, пошел сразу к управляющему. На счастье дяди Васи, управляющий тогда из добрых пришелся, неплохую память о себе в заводе оставил. Поглядел он торокинскую работу, понял, видно, да и говорит:
- Подожди маленько - придется мне посоветоваться. Ну, прошло сколько-то времени, пришел дядя Вася домой, подает жене деньги.
- Гляди-ко, мать, деньги за модельку выдали! Да еще бумажку написали, чтоб вперед выдумывал, только никому, кроме своего завода, не продавал.
Так и пошла торокинская бабка по свету гулять. Сам же дядя Вася ее формовал и отливал. И, понимаешь, оказалась ходким товаром. Против других-то заводских поделок ее вовсе бойко разбирать стали.
Дядя Вася перестал в работе таиться. Придет из литейной и при всех с глиной вожгается. Придумал на этот раз углевоза слепить, с коробом, с лошадью, всё как на деле бывает.
На дядю Васю глядя, другие заводские мастера осмелели - тоже принялись лепить да резать, кому что любо. Подставку, скажем, для карандашей вроде рабочего бахила, пепельницу на манер капустного листка. Кто опять придумал вырезать девушку с корзинкой груздей, кто свою собачонку Шарика лепит-старается. Однем словом, пошло-поехало, живым потянуло.
...В разных странах на письменных столах и музейных полках сидит себе чугунная бабушка, сухонькими пальцами нитку подкручивает, а сама маленько на улыбе - вот-вот ласковое слово скажет:
- Погляди-ко, погляди, дружок, на бабку Анисью. Давно жила. Косточки мои, поди, в пыль рассыпались, а нитка моя, может, и посейчас внукам-правнукам служит. Глядишь, кто и помянет добрым словом. Честно, дескать, жизнь прожила и по старости сложа руки не сидела. Али взять хоть Васю Торокина. С пеленок его знала, потому в родстве мы да и по суседству. Мальчонком стал в литейную бегать. Добрый мастер вышел. С дорогим глазом, с золотой рукой. Изобидели его немцы, хотели его мастерство испоганить, а что вышло? Как живая, поди-ко, сижу, с тобой разговариваю, памятку о мастере даю - о Василье Федорыче Торокине.
Так-то, милачок! Работа - она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то."
"Чугунная бабушка"
Мимо сказа о Каменном цветке А.В. тоже не прошел.
Данила, эскиз из пластелина
Хозяйка
В отличие от другой скульптуры на тот же сюжет, тут обозначилось жесткое противостояние.
Наш человек ))
.
.
.
.
.
Не все же о серьезном. В мастерской мы под руководством Елены мастерили птичек. Без ножниц и иглы, из одного лоскутка и нитки. На жаворонка похоже?
Дело близилось к полудню; совсем распогодилось. А на улице за воротами прогуливался...
Пушистый-препушистый! С ошейничком. Чрезвычайно общительный. Экскурсанты наперебой ему предлагали сыр, колбаску и даже котлеты из своих запасов, он вежливо все обнюхал, но от угощения отказался, вместо того ко всем приласкался и громко мурлыкал.
Такие столовые приборы нам подали в кафе "Зебра" за обедом.
Вторая часть нашего путешествия посвящена была музею.
Сейчас экспозиция посвящена творчеству Александра Семеновича Гилёва, в связи с его 90-летием. Вообще же, как сообщила нам Екатерина Грачева, м.н.с. музея, экспозицию обновляют несколько раз в году. Ибо всего много, а места мало. Однако музейщики живут надеждой и ожиданием - им пообещали новое здание, которое пока на реконструкции, де будет не один, а шесть залов. Искренне желаю, чтобы так и случилось.
Бюст Карла Генриховича жил-был как городской памятник в 1924-1957 годах, судя по табличке. Почему его сняли, история умалчивает. Памятник Владимиру Ильичу стоит, около него ярко-красные цветы. В музее две статуэтки - авторства К.А.Клодта
и А.С.Гилева
. Мне вторая нравится больше, и правильно, что ее выбрали для отливки памятника.
Композиция А.С.Гилева "Гимн Советского Союза".
Четче не получилось, она против окна находится. Спасская башня, фигуры Колхозницы и Рабочего (не повторяющие скульптуру Веры Игнатьевны!), меньшие по размеры фигуры Ленина и Сталина. Основание - земной шар. Торжественно. И искренне.
Среди множества скульптур я выбирал те, которые не часто увидишь. Просто люди. Простые люди. Матрос, свинарка, девочка с мамой, склонившиеся над письмом, наверное, с фронта...
.
.
.
.
Прошу прощения, моя ошибка: скульптура - "Животновод Уфимцев". И при нем овечка. Скульптор А.С.Гилев (1961).
Об Александре Уфимцеве заметка в "Баймакском вестнике" за июль 1965 года. Спасибо коллеге
new_vodokachkin за наблюдательность.
А пограничник тут (фото из сети).
.
Есть, конечно, скульптуры и на литературные сюжеты
.
.
И анималистика
.
...И прелестные кружевные столики и диванчики
.
"Тот самый" павильон, что произвел фурор на Всемирной выставке 1900-го года под сенью Эйфелевой башни, воссоздан почти целиком и хранится в Свердловске (фото музея на Плотинке)
А ту самую Россию, которая не продается (согласно устному преданию, так ответил глава делегации приценявшимся к павильону и статуе), с 1996 года - и это несколько раз подчеркнули, с благословения ельцина, - разрешено тиражировать сколько угодно.
Если сравнить с европейскими гравюрами 1870-1880-х, наша Россия вполне в тренде. Не удивительно, что французам скульптура приглянулась.
Галлия-Франция с Германией скрестили мечи.
Свои фотографии с некрополя я не стану публиковать. Во-первых, они слабые. Во-вторых, то, что мы успели увидеть, - малая толика того, что следует посмотреть. Подробнейшие описания памятников каслинского некрополя, с планами и фото подготовил Юрий Владимирович Латышев
yuvlatyshev8 частей
https://arhistrazh.livejournal.com/115240.htmlА.С. Гилев, А.В.Чиркин, П.С.Аникин, В.Ф.Торокин, Н.Р.Бах, К.А.Клодт, Л.Титова, мастера художественного литья И.С.Мочалин, С.М.Гилев
https://arhistrazh.livejournal.com/115503.htmlмастера художественного литья И.П.Кочергин, М.И.Зацепин, А.А.Зобнин,Ф.М.Самойлин,
https://arhistrazh.livejournal.com/116253.htmlhttps://arhistrazh.livejournal.com/116560.htmlhttps://arhistrazh.livejournal.com/116843.htmlhttps://arhistrazh.livejournal.com/117020.htmlhttps://arhistrazh.livejournal.com/117288.htmlhttps://arhistrazh.livejournal.com/117671.html Сотрудники каслинского историко-художественного музея Вот так. Это была очень хорошая идея - наведаться в Касли. Уверен, будет у нас и другой раз, и третий.
p.s. Важное дополнение от коллеги
bb1755 -
про памятник борцам Революции.