Крым 2014 часть 3

Jul 25, 2014 00:42

Третья часть повествования про поездку - теперь уже непосредственно про "как там".


Обстановка в Крыму

Когда едешь в то место, которое три месяца назад отделилось от одной страны и примкнуло к другой, что стало еще одним источником раздора между этими странами, ожидаешь чего угодно. Поэтому я был приятно удивлён, что ничего особенно в глаза не бросилось. Когда я перешел бывшую границу таможни в аэропорту, то понял, что не изменилось практически ничего. Единственное, что было заметно - пропали обменники и менялы. Таксисты-бомбилы остались на месте и всё так же спрашивают, не надо ли куда поехать. Прямо напротив выхода пассажиров из здания прилёта стоят палатки, которые продают местные sim карты для прибывающих туристов.
Никаких "зелёных человечков", "вежливых людей" и военной техники мы за месяц не увидели ни разу за одним исключением, о котором скажу чуть позже. Если бы я не знал о том, что произошло, то и не заметил бы сразу никаких отличий. Светит солнце, люди спешат на моря, таксисты зазывают. За месяц, проведённый там, мы не видели:
- демонстраций и митингов
- военных
- агрессивно настроенных групп граждан
- негативного отношения к отдыхающим
Крымчане живут так, как будто ничего не случилось. Отдыхающие ведут себя точно также. От референдума только кое-где остались пожухлые плакаты, призывающие голосовать за присоединение к России. Впрочем, сильно бросаются в глаза густо натыканные биллборды с цитатой Путина о возвращении Крыма и Севастополя в родную гавань. Обилие такой рекламы выглядит неуместным. Также очень много плакатов с рекламой товарища Константинова-единоросса.
За время отдыха удалось пообщаться с крымчанами на предмет того, как они теперь тут живут. Как выяснилось, эйфория от перехода уже прошла, остались рабочие будни. В основном говорили про замену документов - что смена паспорта занимает больше месяца, а там еще права и т.п. Рассказывали про огромные очереди на то, чтобы подать заявление на замену. Один таксист пожаловался, что они в этом году из-за Украины останутся без местного риса, т.к. перекрытие канала не позволит его вырастить. На виноградниках это никак не сказалось, потому что их и так не поливают. Другой таксист порадовался, что теперь не надо сдавать финансовые документы на украинском языке.
Собственно, из числа недовольных попалась только одна бабулька весьма крупных размеров, которая ехала с нами в автобусе. Она жаловалась на то, что цены поднялись после перехода на рубли, а пенсия очень маленькая. Впрочем, после этого она была зашугана другими бабульками, которые поставили её слова под сомнение. К слову сказать, мы съездили по старой памяти в санаторий, в котором отдыхали в прошлые года, и там встретили тётечку из персонала привычного нам корпуса. Тётечка нас узнала и поведала, что санаторий Минобороны Украины передали Лениградскому военному округу и у них теперь всё хорошо. Зарплата раньше у неё была в переводе на российские деньги 1000 рублей в месяц, теперь стала 2500 и она очень довольна. Как там люди живут на такие деньги - непонятно.
Итого, в целом по больнице настроение рабочее, всё тихо и спокойно, словно всё так всегда и было.

Финансы и экономика

Пишу то, что было в Крыму в июне, на момент прочтение ситуация могла измениться. С 1 июня 2014 года гривна прекратила свободное хождение на территории полуострова, поэтому все наличные расчёты производятся исключительно в рублях. Вместе с тем, банковская система в Крыму представлена в латентной форме. Специально банки мы, конечно, не искали, но банкоматы все стоят дохлые. Перед поездкой я где-то я читал, что на весь Крым 26 или что-то около того работающих банкоматов, поэтому в июне деньги было снять практически нереально. В новостях Темиргалиев обещал, что к июлю заработают 400 банкоматов, но так это или нет - мне неизвестно. Карточки нигде не принимали, поэтому все наши отпускные деньги были привезены в виде наличности. Значительная часть денег была в сторублёвках, т.к. с разменом могут быть трудности, купюра в 5000 рублей для местной розницы может представлять серьёзную проблему. Кроме того, я еще и мешок монет привёз на всякий случай, с ним было довольно удобно.
Про цены на продукты сказать ничего не могу, т.к. мы были на санаторном питании и продукты почти не покупали. Кроме крымского вина, конечно. Брали в основном массандровские и инкерманские вина. Акцизы на них были всё еще украинские, цены - смешные. Вино "Древний Херсонес" в нашем магазине стоило 175 рублей, массандровские креплёные средней категории - 150. Для сравнения - в магазинах Москвы крыские вина дешевле 500 рублей найти довольно сложно, даже портвейны. Шоколадки "Рошен" в нашем магазине были представлены в ассортименте, но народ их практически не брал.
Удивительная сложилась ситуация с крупными торговыми сетями. После присоединения почти все крупные забугорные ритейлеры из Крыма ушли. Закрылись "Метро" и "Ашан". Даже "Макдональдс" слинял. Закрытое пустое здание американского общепита на набережной Ялты выглядит довольно дико. Вряд ли господа западные бизнесмены сделали это в приступе единства с "цивилизованным мировым сообществом" - скорее всего, им помахали перед носом остро заточенными демократическими ценностями, которыми они были уже не в силах пренебречь. Вот такая вот свобода по американо-европейски.

Отдыхающие

Интересный факт - украинская речь, да и акцент тоже, словно вымерли в Крыму в одночасье. Все кругом говорили исключительно на русском языке. При этом ситуация с количеством отдыхающих сильно разнилась в зависимости от типа отдыха. В частном секторе отдыхало значительное количество туристов, особенно в районе крупных населённых пунктов. Когда мы приехали в Ялту, то были поражены обилием народа на набережной и улицах города. По-моему, их было даже больше, чем обычно. Кстати, если решите посидеть в ресторане на набережной - либо выбросьте эту мысль из головы, либо готовьтесь отдать огромные деньги. IMHO цены в ресторанах на набережной способны побить даже московские, если не брать в расчёт очень помпезные заведения.
С санаториями дела, конечно, обстоят значительно хуже. Цены не упали, а вот люди как-то испугались ехать отдыхать. Наш санаторий был заполнен совсем чуть-чуть - до такой степени, что можно было час гулять по территории и не встретить ни одного человека. В санатории "Крым" заполняемость была 25%. Существенный вклад в такой расклад вносит трудность приезда на отдых - через территорию Украины мало кто решается ехать, аэропорт имеет ограниченную пропускную способность, а на паром большая очередь. Еще один фактор - украинские путёвочники. В прошлые года именно они составляли значительную часть отдыхающих в санаториях Крыма. В этом году их уже нет. Российские предприятия, насколько я понимаю, не торопятся давать в Крым путёвки. В нашем санатории наиболее полно была представлена компания "Роснефть", причём именно самарский филиал, была даже девушка из тюменской "Роснефти". При этом одна семья из Самары получила на предприятии путёвку за три дня до начала отпуска, поэтому им и пришлось ехать на машине. Впрочем, когда я узнал, сколько они отдали за санаторий на четверых, то понял, что за такие деньги не грех и в очереди на паром постоять.
Про период отдыха отдельно скажу. На мой взгляд, самый благоприятный период отдыха - июнь. Погода, конечно, не самая тёплая, но самая безопасная. Дело в том, что Чёрное море по своей солёности уступает Средиземному, из-за этого при повышении его температуры - внимание, субъективная оценка, основанная на опыте прошлых поездок - выше 23 градусов там можно подхватить какую-нибудь заразу типа кишечного или респираторного вируса. В эту поездку мои спиногрызы купались несколько раз в 18 градусов, а за месяц вода теплее 22 не нагревалась, и никаких болячек у них обнаружено не было, чего не скажешь про предыдущие года. В июле же воздух прогревается до 30 градусов и выше, а море становится не совсем чистым. При этом в помещениях общего пользования, особенно в столовых санатория, начинаются сражения тех, кому душно, с теми, кому дует. В прошлом году у меня чуть до драки дело не дошло.

Дороги

Дороги в Крыму по состоянию мало чем отличаются от среднестатистических российских. При этом автомобилисты умудряются по ним очень низко летать. Меня всегда удивляло, насколько многие люди не дорожат своей и чужими жизнями. Что характерно, после дождя средней руки на трассе Ялта-Севастополь сразу появилось большое для довольно короткого участка трассы аварий. Автомобилисты свободно пересекают сплошные разделительные и выезжают на встречку без зазрения совести. Таксист, который несколько раз возил нас в Ялту, показывал пальцем на пролетающие вперёд машины и говорил, что очень много таких вот хороших авто с донецкими номерами. Я в украинских номерах не разбираюсь, поэтому могу только поверить на слово.
Касательно номеров. В основном они, конечно, остались украинскими, но на большинстве из них украинский трезубец заклеен российским триколором. На некоторых авто трезубец заклеен не триколором, а значком династии Гиреев, ханов Крыма. Кто в них ездит, думаю, и так понятно. Поначалу меня обескуражило количество авто с московским 777 регионом, но потом всё встало на свои места. Во время прогулки я подошел к одному из водителей и спросил, сколько он стоял на пароме. Мужик оказался разговорчивым и объяснил мне, что сейчас в Крыму начали выдавать московские номера именно 777 региона, поэтому большинство "москвичей" никакие не москвичи, а крымчане. Впрочем, другие регионы России там тоже встречаются довольно часто - и Курская область, и Белгородская, и Ростов - даже Подмосковье катается.
За тонировку уже понемногу начинают штрафовать. Со слов того же таксиста, сейчас пока трясут в основном авто с российскими номерами, но он на всякий случай свою уже растонировал.
Машин с надписью ДАI уже нет, надпись либо закрашена и заменена на ДПС, либо вся машина перекрашена. Номера у полиции по большей части уже синие с 82-м регионом, но попадаются еще и украинские с триколором. На мой взгляд, имеющего количества экипажей на дорогах явно недостаточно для того, чтобы навести на них порядок.

Военная техника

Ранее я говорил о том, что одну единицу я всё-таки встретил. Когда самолёт уже почти сел в аэропорту, я увидел в иллюминатор характерные машинки - ЗРК С-300. Сегодня полез на Google Earth, чтобы удостовериться в том, что я не ошибся. Расположение дивизиона я нашёл достаточно быстро. Чтобы удостовериться, что объект идентифицирован правильно, я решил погуглить про С-300 в Симферополе и с удивлением прочитал, что ЗРК был доставлен в Симферополь только в марте этого года. Снимок на Google датирован 28 мая 2014 года. На спутниковых картах Яндекса этого дивизиона еще нет. Детальный анализ снимков в программе "Google Earth" выявляет еще более интересные факты. На фото отчётливо видны две вышки 40В6М, но не видно, что на них установлено. Сначала я думал,  что на одной стоит РЛО (радиолокатор обнаружения), а на второй РПН (радиолокатор подсвета и наведения), но на фотках в интернете видно, что как минимум на одной из них установлен НВО (низковысотный обнаружитель). Так вот, американский спутник первый раз в 2014 году сфотографировал этот участок 3 марта. Тогда дам стояли только два самолёта, похожие на Су-24. 21 марта Путин подписал закон о вхождении Крыма в состав РФ. В ответ на это Гугл сделал снимок этого места 22 марта. Потом 23 марта, и 24 марта, и даже 25 марта. Последний снимок - 28 мая. Один и тот же кусок снимали 4 дня подряд. На мой взгляд, довольно странно для мирного спутника фотографировать именно этот кусок Крыма с такой интенсивностью.
Если будет интересно - пишите комментарии, выложу сравнительные фото с пояснениями.

Итог

Езжайте в Крым, господа. Там хорошо, спокойно, безопасно и климат целебный. Военных нет, беспорядков нет, зато есть море, солнце, уникальная природа и восхитительные крымские вина :)
На этом повествовательная часть про поездку закончена, когда руки дойдут - выложу подборку фотографий из Крыма.

Симферополь, крымнаш, Крым

Previous post
Up