Италия-9, день 5, часть 10: Brescia (Chiesa di San Francesco d'Assisi)

Jun 09, 2019 21:02

Как совершенно очевидно каждому, кто хоть немного знаком с вопросом, церковь Св. Франциска (wiki) была построена монахами-францисканцами. Более искушенный турист заодно скажет, когда и почему именно здесь: когда - примерно в XIII-XIV в. (точнее, монастырь здесь был основан в 1265 г.), поскольку до того, как у францисканцев массово появились свои святые, все свои церкви они называли в честь отца-основателя, почему - потому что здесь была уже граница города и самое болотистое место: очень уж францисканцы любили трудности. Впрочем, в отличие от других францисканских мест (Болоньи, Модены и т.д.) здесь на строительство церкви ушло больше 50 лет, за которые романика постепенно стала уступать место готике.



Казалось бы, обычный фасад, довольно скромный, с растительным фризом. Обычный - да не совсем: архитектор явно был не лишен чувства юмора.







Внутри церковь, как и положено францисканскому храму, "темна и полна ужасов", пристроенных в эпоху барокко.



Однако если покопаться чуть глубже, можно обнаружить фрески Треченто, и немало. Правда, не все они поддаются однозначной идентификации.



Что-то можно определить довольно легко ("Положение во гроб" - кстати, довольно редкий по тем временам сюжет)...



...что-то методом аппроксимации (похожий сюжет с большим количеством священников, монахов и отшельников мы давеча видели в Кастильоне-Олона)...



...а что-то и вовсе по наитию (помните танцующих святых в апсиде миланского Сан-Марко?).



Впрочем, местами из-под фресок школы Джотто выглядывает чистейшая Византия...



...а рядом с ней - "Схождение Св. Духа" Романино.



Дальнейшее настолько фрагментарно, что непонятно, кто из под кого вылезает. Часть, к сожалению, с дичайшим зерном, поскольку снимать приходилось в абсолютной темноте.





Редкий случай, когда для Богобабушки поставили отдельный трон. Респект.



А здесь более традиционный вариант.



Честно говоря, не думал, что в подобного рода храмах могут остаться синопии - ан нет, вот же они.





Вообще ничего не понятно, но главное дело сделали...



...зайца спасли!



Поразительная по своей глубине... гм... черного цвета фреска.



Я даже не сразу заметил, что примерно треть фрески занимает вовсе не пятно, а вполне себе рыцарский конь в пальто.



Потрясающая Мадонна.



Судя по всему, все-таки Св. Георгий.



Мадонна со Св. Антонием и Св. Антонием. И это, заметьте. два разных человека! Возможно, стоящий на коленях рыцарь - тоже Антоний? Или он просто, попав между двух Антониев, решил загадать желание, а оно вон как получилось?



Тут Мадонне снова кого-то представляют, но не очень понятно, кого.



Весьма неожиданный Св. Петр в греческой манере. Против света не видно, но, похоже, ему кто-то из темноты на ногу наступил.



Разбавим готику очередным Романино.



Видно, что с момента основания церкви святых у францисканцев сильно поприбавилось.



А Мадонна выглядит далеко не подростком, какой ее отдали замуж за Иосифа.



Снова фрагмент Дученто, по которому можно представить, как церковь выглядела изначально. И с сожалением оглядеться вокруг.



Немного Треченто на понятные сюжеты.













И того же времени деревянное распятие.



Романино? Нет, довольно интересный мастер Франческо Прата да Караваджо (в Караваждо не только Микеланджело Меризи родился).



Его же "Сретение Девы Марии".



И "Алтарь Св. Маргариты Венгерской" Моретто. Удивительно, но в более-менее станковой живописи и Романино, и Моретто выглядят гораздо лучше, чем во фресках монастыря Санта-Джулия.



"Пьета" Альтобелло Мелоне, учителя Романино. Не знаю, как вам, мне - очень.



"Поклонение пастухов" Гаспаро Каирано.







Наконец, на базах колонн алтаря Св. Иеронима - "Битва тритонов" Бернардино делле Крочи, вместе с Каирано работавшего над мавзолеем Мартиненго.









Что бы ни говорил великий просветитель sibeaster, Сан-Франческо очень даже стоит осмотра. Разве что имеет смысл задуматься о каком-нибудь освещении - братья-францисканцы явно не собираются облегчать туристам жизнь.



На этот рассказ о Брешии завершен. Мы очень много не посмотрели, но, мне кажется, за день успели выжать максимум - что из себя, что из города. А вообще, конечно, сюда надо приезжать минимум на два дня - удивительно, но до поездки мне казалось, что те, кто так говорят, преувеличивают.
Дальше вас ждет еще немного Милана.

продолжение следует

italia, brescia, lombardia

Previous post Next post
Up