Лекция 17: Эпоха Просвещения.

Aug 29, 2018 20:29

Лекция 17:
Эпоха Просвещения.

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Просвещение и эра Ньютона

Эпоха Просвещения - термин, который использовали писатели восемнадцатого века, говоря о своем времени.
Формально можно сказать, что она начинается с опубликования «Математических начал натуральной философии» Ньютона в 1687 году, хотя не менее, если не более важным, по крайней мере для философии, было издание Джоном Локком его «Опыта о человеческом разумении» в 1690 году.
Ознаменовавшим окончание эпохи Просвещения можно считать «Критику чистого разума» Иммануила Канта, вышедшую в 1781 году.

Значение Ньютона

Значение и влияние Исаака Ньютона на научную мысль этого периода сложно переоценить. Появившийся на свет в 1642 году год смерти Галилея, сам Ньютон скромно, но верно оценил свой вклад следующими словами:

«Если я видел дальше (других ученых), то лишь потому, что стоял на плечах гигантов»

Еще со времен Аристотеля принято было считать, что имеется огромная разница меж положением вещей, как оно есть на земле, и тем, как дела обстоят в космосе. Космос, как полагали древние, функционирует иначе, и подчиняется своим собственным, отдельным законам. Начиная с Ньютона, однако, и благодаря его работам, устанавливается иное убеждение: и космос, и Земля не только состоят из одной и той же материи, но и устроены по одним и тем же принципам.

Был ли Ньютон рационалистом или эмпириком?

И рационалисты, и эмпирики утверждали, что Ньютон разделяет их позицию. Это, отчасти, верно - Ньютон синтезировал оба подхода, и, с одной стороны, использовал в своих работах дедуктивный, математический подход, ассоциировавшийся с таким учеными и философами-рационалистами, как Галилео Галилей и Рене Декарт, а с другой - индуктивный, экспериментальный подход эмпириков Франсиса Бекона и Роберта Бойля.
Однако следует признать, что в целом результаты работы Ньютона склонялись в сторону эмпирического подхода.

Философия «по-Ньютону»

В этот период времени все действия человеческого сознания, морали и политики стали восприниматься ведущими умами как нечто объективно измеряемое и объяснимое посредством набора правил. Философы соревновались за звание «Ньютона» гуманитарных наук.
В частности, популярна стала теория, согласно которой идеи в нашей голове тоже являлись «мыслительными частицами», сравнимыми с физическими атомами.

Последствия для религии

Многое из того, что раньше понималось как «территория Бога», получило свое объяснение на основе теорий Ньютона. В результате, к восемнадцатому веку свое развитие получила идея, согласно которой вселенная сравнима с огромным механизмом, работающим согласно четко определенным принципам. Очевидно, что это входило в прямое противоречие с религиозными объяснениями принципов устройства мира.
Однако надо иметь ввиду, что сам Ньютон был глубоко религиозным христианином, и менее всего хотел подорвать своими работами веру в Бога.

«Бог промежутков»

Ньютон периодически использовал теорию «божественного вмешательства» для объяснения событий или элементов картины мира, которые были выше его понимания.

Однако, этот подход, известный как «Бог промежутков», несет в себе ряд опасностей, поскольку зачастую в науке изначально необъяснимые детали находят свое объяснение, что еще больше подрывает религиозные верования людей.

Исторические этапы разрушения религиозного верования:

1. Изначально, большинство ученых и философов, таких, как Ньютон, смотрели на науку и религию как на равноправных партнеров в поисках истины.

2. Постепенно, однако, стала возникать точка зрения что религиозные доктрины могут быть приняты лишь постольку, поскольку они соответствуют научным познаниям (Локк)

3. По мере развития науки стала возникать позиция, известная как «деизм»

4. В работах таких мыслителей, как Дэвид Юм, стал проявляться агностицизм.

5. Наконец их стал все чаще сменять полный натурализм или атеизм.

Деизм и агностицизм.

С точки зрения Деистов, говоря упрощенно, Бог создал мир как хорошо работающую машину, которую можно изучить исходя из нее самой, а для познания истины достаточно применения рассудка, и нет необходимости прибегать к Священному Писанию.

Следовательно, хотя они и согласны с тем, что Бог создал мир, его дальнейшее вмешательство в мирские дела более не требуется. Природа развивается и действует согласно изначально заложенным в нее законам.

Агностики, с другой стороны, шли несколько далее, и утверждали, что даже само по себе существование Бога нельзя считать несомненным, поскольку оно не подтверждено рассудком. С другой стороны, нельзя уверенно утверждать и то, что Бога нет.

Эпоха Просвещения во Франции

Во Франции дух Просвещения воплощала группа писателей восемнадцатого века, известная как philosophe (от французского «философ»).
Члены этой группы использовали свои литературные способности с целью популяризации идей Просвещения среди образованной публики.
Ведущими представителями philosophe были Монтескьё, Вольтер, Ла Меттр, Руссо, Дидро, Кондильяк, Гельвеций, д'Аламбер, Гольбах, и Кондорсе.

Philosophe были твердо уверены в силе разума, идеалах прогресса, и возможности совершенствования человечества.

философия, лекции по философии

Previous post Next post
Up