Продолжим.
Итак, диссертация в Оксфорде. Тему нужно было выбрать к началу второго года.
Это оказалось невероятно сложно.
Изначально я хотел писать по экономике России. К сожалению, тут возникло непредвиденное препятствие:
Научным руководителем в этом случае у меня должен был быть
профессор Кристофер Девис, специалист по экономике стран Восточного Блока.
Те, кто когда-либо занимался написанием диссертации, знают, насколько важно иметь хорошего и доступного руководителя. Девис, возможно, был и хорош, и даже очень хорош, как эксперт, но с точки зрения доступности это был просто кошмар. У него постоянно не было времени! Между лекциями он ездил на различные конференции, и ловить приходилось буквально на улице за рукав, на одну минуту, после чего он тут же убегал. Поняв, что так "каши не сваришь" я вообще отбросил тему экономики, и решил подыскать что-то другое.
Следующей по интересам темой была история, и в идеале я был хотел работать под руководством профессора Сервиса, о котором писал в прошлый раз, но мой первый год в Оксфорде был его последним годом, он ушел на пенсию (точнее получил статус
профессор эмерит) и более научным руководством не занимался. В начале второго года я взял курс "Российская общественно-политическая мысль 19 века" с
профессором Катей Андреев (да, дочь иммигрантов, родилась в США, потому такое странное имя), и стал выбирать темы из того, что там было.
На лекции профессора Сервиса в экзаменационных школах:
Книга Сервиса "Сталин" с дарственной надписью "Яну, с наилучшими пожеланиями, Роберт Сервис":
Это, кстати, был совершенно классический оксфордский курс, состоявший из 10 тьюториалов и 10 письменных работ в течении 10 недель.
Тьюториалы это вообще классика обучения в Оксфорде, его "изюминка". Как проходили тьюториалы?
Каждую неделю вы получаете список литературы по теме, обычно 10-15 книг, и список вопросов.
Вам нужно прочесть книги и написать сочинение размером 2000 слов (примерно 8 страниц) с ответом на один из вопросов.
После этого вы встречаетесь с "тьютором" и обсуждаете свое сочинение.
Точно так же идет преподавание и у "додипломных" студентов, с той только разницей, что они пишут сочинение в два раза меньше (1000 слов, 4 страницы) и их тьюторы - это не полные профессора а, как я писал в прошлый раз, молодые доктора, недавно защитившие диссертацию, которые еще не имеют право давать лекции. У нас же тьютор была профессор Андреев.
Если у вас глаза вылезли на лоб от необходимости за неделю (и каждую неделю!) прочесть 10-15 книг, то тут, конечно, не все так плохо:
Сколько из них читать и как дело ваше. Есть старый, проверенный способ ознакомиться с книгами, не читая их целиком - прочесть введение и заключение. Так можно отобрать одну-две, которые действительно придется прочесть. Сложнее написать за неделю сочинение!
То есть вам надо уже на второй-третий день выбрать тему, и начать писать, и максимум на пятый день закончить первый черновик, после чего начать в последние два дня его ревизию. И так, повторяю, 10 недель подряд! Да, додипломники делают то же самое. У некоторых нервы сдают.
Кстати, именно поэтому на сленге Оксфорда принято говорить не "I study at Oxford" (Я учусь в Оксфорде), а "
I READ at Oxford (я ЧИТАЮ в Оксфорде". Потому, что вы это будете делать день и ночь - читать! До тех пор, пока буквы не повалятся у вас из ушей :)
Точнее - вы будете читать и писать, читать и писать, и объяснять прочитанное, и рассуждать о нем на семинарах, и снова писать, и читать и рассуждать, и спорить, и объяснять...
При чем все оценки ваши за эти труды идут в НИКУДА! Их ставят, но они не имеют никакого значения! Потому что ЕДИНСТВЕННАЯ ОЦЕНКА, которая будет иметь значение и пойдет к вам в диплом - это оценка за последний экзамен в июне. В июне вы сдадите экзамены по всем предметам, и каждый из них будет вашей оценкой за весь курс!
Что это за экзамены? Вы придете при полном параде, в "саб фуске" - оксфордской мантии и шляпе - и с белым галстуком-бабочкой в положенный час в Экзаменационные школы, и вам дадут список из десяти вопросов, похожих (но не одинаковых!) с теми, на которые вы писали свои еженедельные сочинения. И вы за ТРИ ЧАСА напишите РУЧКОЙ, без каких-либо источников, с нуля, просто на бумаге, не на компе, ТРИ СОЧИНЕНИЯ с ответами на три этих вопроса, один за другим, страница за страницей. По всем правилам, даже со ССЫЛКАМИ на источники (да, по памяти, хотя страницы называть не обязательно, но откуда это, из какой книги - знать надо)! И вот оценка за эти три сочинения и станет вашей оценкой за весь курс.
Экзаменационные школы - внешний вид здания:
Внутри:
Расписание лекций, идущих в этот день (осень 2012).
Студенты Оксфорда могут посещать любые лекции, по желанию, или не посещать никаких вообще. За этим никто не следит.
Основная работа - это тьюториалы, о которых я написал выше, и семинары, где тема обсуждается в небольших группах под руководством профессора. Тем не менее посещать лекции очень интересно, и я ходил на многие, не относящиеся прямо к моей теме, или относящиеся, но не обязательные. Впрочем, не все проходят в Экзаменационных школах, многие в закрытых для публики колледжах, и тогда нужно заранее получать разрешение от профессора, чтобы иметь доступ.
Коридоры
Лекционные залы :
Но я отвлекся.
Вернемся к диссертации.
*продолжение следует*