Рассказ об одном из самых главных пересадочных узлов французской столицы.
Подземная станция в Париже RER "Шатле - Ле-Аль" (Châtelet - Les Halles), расположена на 4 и 5 подземных уровнях торгового центра "Форум - Ле-Аль" (Forum - Les Halles), состоит из верхнего распределительного зала и нижнего уровня, на котором расположены 4 платформ и 7 путей.
В день через него проходит 1500 поездов, в час-пик - больше 120 поездов в час. Непосредственно жд. станцией пользуются 520 тыс. человек в день, вместе со станциями метро - 720 тыс. человек в день. Считается, что это самый большой подземный жд. вокзал в мире.
Этот план составлен в начале 80-х, подробно его можно посмотреть
здесь.
На крайние платформы приходят поезда одного направления линий RER A (красная) и RER B (синяя), таким образом получается удобная и быстрая кросс-платформенная пересадка, пассажиры экономят время. Средние две платформы отданы линии RER D (зелёная). Часть поездов идут только до Châtelet - Les Halles, для них предусмотрен средний путь.
План путей линий RER A, B и D.
Википедия.
Станция RER соединена под землёй с западной стороны со станцией Les Halles 4-й линии. Между южной стороной распределительного зала RER и станциями Chatelet 1, 4 и 14 линий расположен 1-й траволатор. С южной же стороны есть дополнительный переход, ведущий на платформы 14-й линии. Здесь же, на площадке у траволятора со стороны 1, 4 и 14 линий,
обычно играют украинские музыканты.
Между платформами 1, 4 и 14 линий и платформами 7 и 11 линий расположен 2-й траволатор. Таким образом, самый длинный маршрут проделывает пассажир, намеревающийся попасть с 7-й линии на одну из линий RER, пересадка займёт до 5 минут.
Актуальный план пересадочного узла Chatelet - Les-Halles.
Википедия
Станции RER строилась в составе подземного торгового комплекса Forum-Les Halles и открылась в 1977 г. Сам комплекс открылся двумя годами позже, в сентябре 1979 года.
Начало строительства. 1974 г.
(с) Jean Gaumy Photos / Magnum. Подсмотрено у
td4halles Немного истории
В 1960 г., руководствуясь санитарными и транспортными соображениями, было принято решение о закрытии
главного рынка Парижа - Ле-Аль ("Чрево Парижа"), который находился на этом месте с 1137 года. Рынок должен был переехать в южный пригород Рунжи, что и произошло в 1969 году. Теперь это
самый большой продовольственный рынок в мире. Вопреки мнению парижан в 1971 и 1973 гг. были снесены
старые (середина XIX века)
крытые павильоны архитектора Виктора Бальтара (так называемые павильоны Бальтара). Два из них были сохранены: один "уплыл" в японскую Йокогаму, другой - в
Ножан-на-Марне, что к востоку от французской столицы.
На месте бывшего рынка образовался большой котлован. Долгое время парижане называли это место "дырой Парижа".
(с) Jean Gaumy Photos / Magnum. Подсмотрено у
td4halles С конца 60-х до середины 70-х гг. года власти и общественнность не могли опеределиться, что будет на этом месте ещё, кроме нового пересадочного узла RER и метро: коммерческий центр, застройка или парк. Долго время, со скандалами, не могли выбрать и архитекторов будущего проекта.
В итоге остановились на проекте Жоржа Панкрича и Клода Васкони - "Форум - Ле-Аль". Это был компромис: наверху - парк, внизу - подземный торговый многофункциональный центр (торговля, общепит, кинотеатры, парковки, спортивные залы и даже бассейн с пляжем(!).
Проект.
www.viennaslide.com
Строительство. Интересная деталь: из-за строительства подемных уровней были сооружены новые платформы станции "Ле-Аль" (Les Halles) 4-й линии. Старая станция и часть тоннеля, располагавшиеся восточнее, были разобраны; на их месте сейчас располагаются нижние этажи Форума.
www.franceinpictures.com
Вид внутреннего двора снаружи.
Википедия
Общий вид.
gogobot.com
Внутренний двор находится ниже уровня проезжей части.
krystofer.over-blog.com
Квадратный двор внутри Форума.
Википедия
Во второй очереди строительства (надземная часть) принял участие архитектор Жан Виллерваль с его "зонтиками".
(c) Checco
(c) Meteorry
Сейчас все эти виды -
достояния фотоархивов. Началась новая реконструкция комплекса, как торгового центра так и пересадочного узла "метро-RER". Победил
совместный проект архитекторов Патрика Берже и Жака Анциутти.
Работы по сносу старых конструкций, февраль 2011 г.
Википедия
В июле 2014 года, когда планируется официальное открытие обновленного центра, он будет выглядеть так:
Click to view
P.S. Это не самый большой пересадочный узел в Париже. )