Невеста была в чёрном (Новобрачная была в трауре) / La mariée était en noir (1968)

Jul 27, 2016 22:40

В рамках кинорулетки "Новая волна", спасибо коллеге altereos

Режиссер: Франсуа Трюффо

В ролях: Жанна Моро, Мишель Буке, Жан-Клод Бриали, Клод Риш, Мишель Лонсдель, Шарль Деннер, Даниэль Буланже.

Пятеро молодых раздолбаев неосторожно обращались с оружием и случайно подстрелили новобрачного на ступенях церкви. Они тут же разбежались на все четыре стороны, чтобы никогда больше не встречаться, и каким-то образом убийство сошло им с рук. Через много лет Жюли Колер (Жанна Моро), невеста-вдова, решает вдруг отомстить всем пятерым.


Все они распорядись этими годами по-разному.

Первый - молодой повеса и бабник Блисс (Клод Риш). В роковой для себя день он как раз устраивает вечеринку в своей роскошной холостяцкой квартире с панорамной лоджией с видом на море - отмечает помолвку. Но даже на таком «семейном» празднике он не пропускает ни одной юбки и загадочная немногословная леди, неизвестно откуда взявшаяся, явно его привлекает.

Второй - неудачник, одинокий клерк Корал (Мишель Буке). И его квартира может вызвать только слезы. Встречу с таинственной незнакомкой он воспринимает как подарок судьбы - женщины в его жизни появляются только на постерах.

Третий - политик и промышленник Моран (Мишель Лонсдель). Моран - примерный семьянин, что не мешает ему приставать к красивой учительнице сына, когда там оказалась вечером в его доме, пока жена была в отъезде.

Выстрелил в жениха четвертый. Дельво (Даниэль Буланж) - мелкий аферист, мошенничает с автомобилями. И тут Жюли столкнулась с трудностями - Дельво спасло от мести правосудие. Как раз перед встречей с возмездием его забрала полиция.

Пятый - художник Фергюс (Шарль Деннер). По всей видимости он сумел рассмотреть невесту на в тот трагичный момент, потому что галерея Фергюса - храм Жюли. Она изображена на всех его картинах. Тем не менее он умудряется не узнать свою богиню при встрече, хотя конечно же тут же в нее влюбляется (что не мешает ловеласу мимоходом склеить случайно забежавшую в студию модель прямо в присутствии богини).

Так потихоньку от рулетки к рулетке мы продвигаемся по истории кино. От неореализма к новой волне. На самом деле нет ярко выраженного художественного течения «новая волна» и творцов «волны» объединяет главным образом время и место. Как мне кажется, «волна» впитала в себя два направления в кинематографе - итальянский неореализм и американский нуар (что неудивительно - неореализм и сам вырос из нуара - я уже писал, что его предвестником была итальянская версия «Почтальон звонит дважды» - «Одержимость» Висконти). Самые яркие представители течения увлекались Хичкоком, Фордом и другими знаменитыми американцами.

«Новую волну» можно назвать предтечей авторского кино, иначе говоря кино для критиков. И это неудивительно, режиссеры волны вышли из критиков - включая Годара и Трюффо. Они отрабатывали в своем кино собственные кинотеории.

Хватит лирических отступлений, вернемся к фильму. Уже анонс заставляет прежде всего вспомнить о Тарантиновском «Убить Билла». Невеста в трауре мстит обидчикам по списку за какое-то давнее убийство. Тарантино любил не только гонконгские боевики, но и новую волну. Он был поклонником Годара (даже его компания A Band Apart - версия Годаровского Bande à Part). И конечно в Билле полно прямых цитат из «Невесты» - Беатрис Киддо, сидя в самолете вычеркивает из списка в блокноте убитых врагов. Жюли делала именно это.

Фильм называют «хичкоковским детективом», но никакого саспенса нет и в помине. Все предрешено, и все всем известно, кроме разве что способов убийства - Жюли ни разу не повторяется, хотя и особых изысков в ее методах не наблюдается, кроме разве что убийства политика - там она действовала очень даже нетривиально.

Фишка фильма в другом: Трюффо показывает жажду мести как психическое заболевание. Нам не показано, что послужило толчком для Жюли после стольких лет. Но мы понимаем из отдельных намеков (и из слов самой Жюли), что утрата стала для нее навязчивой идеей. Все эи годы она каждый момент вспоминала тот трагический момент на крыльце храма. Сперва это довело ее до несостоявшегося самоубийства, а после до плана мести. В принципе вполне в духе новой волны сказать, что в тот момент, когда Жюли пыталась выброситься из окна, человек в ней умер, а родился демон, одержимый местью.

И тут надо подчеркнуть, что убийство на самом деле было нелепой случайностью. Они дурачились с винтовкой. Дельво в шутку прицелился в свадьбу, Моран испугался и попытался отнять оружие, которое и выстрелило. Остальные трое и вовсе оказались в неправильном месте в неправильное время. И это делает месть Жюли особенно бессмысленной. Она не способна вернуть этой женщине ни погибшего мужа, ни душевный покой. Но понимаем, что женщины там уже нет. Только демон.

Как и положено хорошему французскому кино, «Невеста» наполнена живыми интересными персонажами и яркими деталями.
Например, холостяцкие тапки Блисса - это модельные кожаные туфли со смятыми напрочь задниками. Ну и разговор двух бабников очень даже забавен.

Корал прячет в постельном белье джин. Он подозревает уборщицу, что та отхлебывает из бутылки и делает на ней пометки ручкой. Но уборщица не лыком шита - она доливает выпитое водой из-под крана. Такая вот смертельная битва за джин.

Жюли ведет себя с Коралом надменно, она «снизошла» до этого ничтожества, но тем не менее он ей якобы непостижимо нравится. Диалоги между ними соответствующие:
- Я не осмеливаюсь предложить вам…
- Так осмельтесь.

- У меня нет слов…
- Тогда молчите. Встретимся завтра.

Политик Моран - отец-чудовище. Жюли приходит к нему в дом и представляется учительницей его сына. Он никогда не бывал на школьных собраниях и не знает ее в лицо. Но сын много раз говорит ему, что это не его учительница. Но горе-папаша его не слушает.
Дельво - уголовник и вор. Он ничтоже сумняшеся обкрадывает своего же подручного, стоило тому на миг отвернуться. И он единственный, кому плевать на женские чары Жюли. Ему тупо не до того.

Художник волочится за каждой юбкой. Он как и Блисс помешан на сексе. У него пол в ванной выполнен в форме многочисленных сисек - подарок некоего американского продюсера (мне сразу Прокош из Годаровского «Презрения» - с него сталось бы. Фергюс не узнает Жюли, хотя она у него на всех картинах. И когда Жюли отказывает ему в сексе, он преисполняется к ней уважением и даже не пытается приставать. Вместо этого он рисует ее обнаженную на стене у кровати, чтобы спать с ней.

Игра Жанны Моро меня не слишком впечатлила. Она большую часть фильма ходит с одеревеневшим лицом и расслабляется только когда играет с сыном Морана. В принципе это вписывается в образ безумной женщины. Интересно другое - ей на момент съемок слегка за сорок и персонажу видимо столько же. Выглядит она как красивая сорокалетняя женщина. Но четверо из пяти легко влюбляются в нее, предпочитая куче молоденьких нимф, которые вьются (по крайней мере вокруг Блисса и Фергюса). Это показывает отношение режиссеров новой волны к женщинам бальзаковского возраста - уважали они их.

Кстати, одета Жюли была исключительно в черное или белое. Ближе к финалу в костюм. в котором черное волнами наплывает на белое. Это тоже работает на идею ее безумия и демонической одержимости. Ну илипросто визуальна фишка.

Что меня довольно сильно доставало - это почти постоянный аккомпанемент оркестра. Хотя хватило бы Мендельсона в критические моменты.

Резюмирую. Фильм достаточно интересный, явно проложивший дорогу многим шедеврам кинематографа. В чем-то устаревший, но любовь к деталям делает Трюффо честь. Не сказал бы, что «Невеста в черном» - лучший фильм Новой волны. То же «Презрение» на порядок глубже.
7/10

PS Даниэль Буланже, сыгравший уголовника Дельво, не столько артист, сколько писатель и сценарист. Лауреат Гонкуровской премии.

кино

Previous post Next post
Up