Режиссер: Сет Холт
В главной роли: Бетт Дэвис
В рамках кинорулетки
"Студия Хаммер", спасибо коллеге
altereos
Студия Хаммер знаменита прежде всего фильмами ужасов, но именно "Нянечка" по большому счету хоррором не является, хотя фильм безусловно страшный и да, это триллер, там есть смерти и безумие.
Для хоррора в "Нянечке" слишком богатый сюжет, изобретательная драматургия, и смысл по мере просмотра меняется.
В центре внимания обеспеченная, но не благополучная семья - мама, папа, няня, которая служит здесь практически всегда, растила и мать, и сестру матери, а теперь и трудного сыночка. В самом начале они забирают десятилетнего мальчика из интерната для трудных детей. Мать в таком глубоком кризисе, что не может заставить себя сесть в машину и встретить сына. Парень в жестком конфликте с няней, причины нам непонятны. Причем няня - стандартная Мэри Поппинс, этакий Дживс в юбке, который без малейшего нарушения субординации держит в ежовых рукавицах всю семью. И кажется, что перед нами облегченная "ужасная" версия "полета над гнездом кукушки" - бунт свободной личности, мальчика, против няни-деспота. Мать и отец же целиком на ее стороне, игнорируя любые жалобы сына. Они и ведет себя так что мне лично хотелось его выпороть - настолько наглым и откровенным было его хамство по отношению к няне. При этом ясно, что за этим хамством скрывается страх перед этой женщиной.
Но действие развивается, мы узнаем, что была младшая сестра, и вроде бы (нам очень долго ситуацию раскрывают только намеками) они обвиняют сына в ее смерти, за это и в интернат, считай, в психушку. засунули.
Действие накаляется, и наконец нам показывают глазами мальчика историю смерти его сестры. И хотя уже почти конец, но мы ждем, что дадут и няне "высказать" свою версию. Что и происходит практически под занавес.
"Нянечка" - не хоррор, это драма. Несчастье с девочкой, в котором не то, чтобы никто не виноват, но в происшедшем нет злой воли ни мальчика, ни няни, ни кого-либо еще. Просто случился такой день, когда на бедную женщину. свалилось слишком много беды. Няня узнает о смерти дочери, которую бросила давным-давно, а потом еще несчастный случай с подопечной девочкой, в котором няня виновата постольку, поскольку оставила ее на восьмилетнего брата, который и тогда не отличался мягким нравом и открытостью. Брат в свою очередь конечно же ничего плохого не делал, только оттолкнул ее и заставил саму себя развлекать.
И "Полет над гнездом кукушки" превращает в триеровского "Антихриста". Насчастье сводит с ума всю семью. Няня страдает теперь раздвоением сознания, одна ее строна - идеальная Мэри Поппинс, которая выполняет свой долг, другая до сих пор страдает от происшедшего, видит в мальчике опасного свидетеля, пытается переложить на него свою вину, а главное - оберегает главную ипостась, няню, место которой в этом доме.
Мать превращается в абсолютного овоща. любое волевое усилие вызывает у нее невыносимую мигрень, так что она не только боится собственного сына, не может заставить себя даже забрать его из детдома (не то что самой съездить. а сесть с мужем в машину), она вообще не способна принимать любые решения, абстрагируется от семейного кризиса, даже не игнорируя его, а не пытаясь хоть как-то его разрешить.
Отец превратился в робота. Его метод - доверить семью няне, а сам он отдается исключительно работе. Ни капли эмоций он не проявляет, только досаду, что все идет не идеально.
Ну и мальчик смертельно боится няни, он не в состоянии по молодости пожалеть ее, понять, что она тоже в какой-то степени жертва случившегося с его сестрой. Он постоянно растравляет боль няни, он подчеркнуто и демонстративно боится ее, также демонстративно бойкотирует ее заботу, и именно его сопротивление в конечном счете провоцирует ее безумие.
Есть еще и тетя (тут я должен сделать комплимент кастингу - все члены семьи выглядят реально похожими друг на друга, сестры похожи как сестры, в мальчике есть черты и отца и матери), у нее из-за ранней травмы больное сердце, и она со своим сердцем сыграет роль в развязке.
Итак, няня - драма про семью, которая оказалась не способна справиться со обрушившимся на них несчастьем. Достаточно сложный сюжет, и очень грамотная подача, когда каждый эпизод добавляет новый элемент мозаики, которая сложится полностью только в самом конце. И лично мне было жалко всех участников этой трагедии.
7/10