Удар / Impact (1949)

Nov 17, 2018 22:09

В рамках кинорулетки "Классические нуары (второй заход)", спасибо коллеге altereos

Режиссер: Артур Любин
В ролях: Брайан Донлеви, Хелен Уокер, Тони Барретт, Элла Рейнс, Чарльз Кобёрн, Анна Мэй Вонг

Уолтер (Донлеви), директор крупной автостроительной компании выезжает про делу из Сан-Франциско в Денвер. Жена (Уокер) отказывается составить ему компанию, ссылаясь на зубную боль, в которую зритель не особо верит. Вскоре выясняется, что зритель прав, женушка навязывает Уолтеру попутчика - какого мутного кузена Джима, который вдруг возник в ее жизни, и которого надо срочно доставить в Денвер к любимой тетушке.

Сомнительный кузен оказывается (сюрприз!) любовником женушки, пытается в дороге убить Уолтера, но преуспевает ровно наполовину. Он бьет Уолтера монтировкой по голове, но добить не успевает, пустынная горная дорога вдруг кишит какими-то проезжающими машинами, и все суют нос не в свое дело, предлагают помощь и не дают нормально поработать железкой. Джим улепетывает на красивом уолтеровом родстере, но в расстроенных чувствах врезается в бензовоз. Все считают, что обгоревший труп принадлежит самому Уолтеру. Лейтенант Куинси быстро раскапывает, что у дамочки был хахаль, ее сажают в тюрьму за соучастие в убийстве, но найти Джима, конечно же не могут.

Помятый Уолтер вылезает из канавы, и отправляется бродяжничать, но недолго, в Неваде его подбирает молодая вдова Марша (Рейнс), которая унаследовала от мужа, погибшего на войне, бензоколонку, но в моторах не сильно разбирается. Уолтер же начинал с автомеханика, и уж потом сделал головокружительную карьеру.

Марш тут же влюбляется в импозантного механика, хотя он и сильно ее старше. Она уговаривает Уолтера вернуться и освободить женушку от обвинения в убийстве, которого не было. Просто потому, что несправедливо это как-то.

Но Уолтер глупит, врет копам про какую-то амнезию, в итоге уже его сажают в кутузку по обвинению в убийстве Джима из ревности. Ну а дальше процесс, детективы, адвокаты и хэппиенд.

Любин известен больше как постановщик комедий, в частности с весьма популярными в штатах Эбботом и Костелло. Но серьезные детективы ему не давали покоя, вот он и решил поиграть в нуар. Наверное, мог бы получиться очень недурной фильм, если бы Любин твердо решил, о чем он снимает. Детективная составляющая на нуле, интрига с любовником понятна с первых же минут, нам, собственно, все показывают, не скрывая. И что делать дальше? Вроде как начинается раскручиваться история о переоценке ценностей, о преимуществе честной работящей женщины перед расфуфыренной фифой, но и тут как-то сразу все понятно. К тому же это не история о дауншифтинге, Уолтер был вполне доволен жизнью директора, и кстати его уверенное поведение в офисе и на встрече с акционерами, с которой начинается фильм, - лучшие моменты картины. И получается, что внутренний конфликт Уолтера, с которым он всю дорогу разбирается, - это обида обманутого мужа. Именно об этом он переживает, но как и положено, с этими рефлексиями он быстро покончено, стоило ему оказаться за решеткой.

Наверное, главная тема фильма - система способна разобраться в ситуации, обелить невиновного, наказать виновных. Лейтенант расследует до победного конца, ему помогает (и как такое возможно) Марш, которая по факту становится его напарником. И так любовь и система на страже справедливости.

Лучшие моменты в фильме - это перепалки между лейтенантом и капитаном, оба - предпенсионные стариканы, и, наверное, тема их отношений как раз и унаследована из Эббота и Костелло. Хорошо также смотрится начало, мы еще не знаем, как развернется афера женушки и Джима, и пока все вдруг не увязло в самокопании Уолтера, убив интригу, следить за развитием событий интересно. В итоге, все что в фильме серьезно, показано слишком схематично, слишком наивно. И не стоит оправдывать сценарную слабость возрастом фильма. К сорок девятому году Гарднер написал большую часть своих книг. Случились Касабланка и куча экранизаций почтальона, который звонит дважды, в 1946 снят шедевральный "Глубокий сон", в 1942 - Стеклянный ключ, в котором играл тот же Брайан Донлеви. То есть уже состоялся нуар как жанр, подарив миру всю свою классику. Так что слабость - просто слабость.

Забавный для меня момент, что Джим выбрал для себя псевдоним Джек Барнс. Тоже мне тезка нашелся.

6/10

рулетка, кино

Previous post Next post
Up