Автор сценария и режиссер: Нейлл Бломкамп
В ролях: Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Вильям Фичтнер
Далекое будущее. Земля потеряла свою привлекательность, богатые улетели на огромную эмблему Мерседеса, которая вращается на околоземной орбите, разбили там райские сады, поставили в каждом доме медицинский автомат, который может вылечить гражданина хоть от рака, хоть от смерти и даже от цвета кожи. Те же, кому кишка тонка в граждане, остались на экологически противной Земле, которую превратили в сплошную бразильскую фавелу. И хотя действие происходит в Лос-Анджелесе, по странному стечению обстоятельств все жители Земли кроме Макса, похожего на Мэтта Дэймона, потерявшего талант и харизму, сплошь латиносы.
Когда Макс был маленький, с курчавой головой, он в католическом приюте познакомился с девочкой Фрай, пообещал сгоряча накопить много денег и купить гражданство в раю. Для чего тырил мелочь на базаре. Фрай темпы роста его личного ВВП показались незначительными и она уехала искать счастья в другой фавеле. Прошло двадцать лет, ничего в этом мире не изменилось. Макс профессионально вырос до угона авто и поножовщины, отсидел за это и устроился на завод. В один прекрасный день у Макса начались сплошные неприятности. Во-первых, Макс неосторожно пошутил с копами, и те в порядке общего курса этикета сломали парню руку. Во-вторых, гипс ему наложила неожиданно вернувшаяся Фрай, которая явно не хочет развивать отношения дальше первой медицинской помощи. В-третьих, черствый и безалаберный мастер подставляет Макса, и тот получает смертельную дозу радиации. Жить парню осталось пять дней.
В раю тем временем трещит по швам демократия. Правит Элизиумом чернокожий президент, ему предстоят выборы, поэтому он играет в мягкий курс, запрещает стрелять ракетами в нелегальных иммигрантов. Всегда же можно их тихонько хлопнуть под кустом. После. Чтобы никто не видел. Такая мягкотелость бесит министра обороны Делакур (Фостер). Она считает, что корабли с этими черномазыми нужно сбивать еще на взлете, а то добрая традиция всех прилетающих - разбить стекло в ближайшем коттедже и полежать в медцентре, пользуясь фальшивым гражданством, клейменным на руке - раздражает обывателей.
Министр договаривается с бездушным олигархом Карлайлом (Фичтнер), чтобы тот перепрограммировал правительственную базу данных, так чтобы все решили, будто президент - Делакурт, а не этот черный слизняк.
Макс приходит к криминальному авторитету Пауку, на которого работал, пока не завязал, и просит по старой памяти билет в рай и фальшивое гражданство - полежать в медцентре. Паук подкидывает бедолаге ту еще работенку - поймать Карлайла и скачать у него память из мозгов. Там наверняка куча банковских паролей и других ценных сведений. Макс, хоть понимает опасность предприятия, но соглашается - чего терять смертнику. Тогда люди Паука монтируют парню в кости экзоскелет, такими оснащены все крутые ребята в обоих мирах. Они не знали, что у Карлайла в мозгу не просто так денежки, а все правительство Элизиума на блюдечке с голубой каемочкой. Конечно же с Макса шкуру спустят за такой куш.
А ведь я говорил, что Бломкамп - идиот, а мне почти никто не верил. Так вот, что я вам скажу, на что был нелеп и пафосен Район 9, но Элизиум его по всем статьям переплюнул. Но по порядку.
Визуал: отсутствует. Бломкампу понравилось снимать помойку, он этим самоотверженно занимается. Рай же напоминает скриншот из Симсити, не потрясает ни оригинальностью, ни красотой. Кстати, странные там "умные дома". По всей видимости, на Элизиуме царит полный коммунизм, каждый может войти в любой дом, и его встретят обязательной лекцией класса "Добро пожаловать на Элизиум".
Игра актеров. Как ни странно, ниже плинтуса. Деймона я давно, точнее никогда не видел таким тусклым. Но у него и роль унылая, ни фразочки интересной, ни движения души. Его подруга Фрай вообще не играет, так подает реплики с кислым лицом. Истерящий Паук, скучно отвратительные злодеи-наемники. Только гениальная Фостер производит сильное впечатление. Но тоже сдувается к финалу.
Есть ли там драйв и экшн? В общем-то есть. Одна не такая уж дурная перестрелка с применением калаша будущего, драки, в которых то Максу дадут по морде, то Макс даст. Ну и орут все на всех, характер такой, латиносы и примазавшийся Деймон - горячие парни.
Дальше про нелепости сюжета со спойлерами
Сюжет. Тут совсем плохо. Логика отсутствует как класс. То есть первоначальный сеттинг, конечно, избит и банален, но вполне годен, чтобы развернуть нормальную боевитую антиутопию. Однако события развиваются нелепо и бестолково. И персонажи и ситуации безмерно пафосные и картонные. Картонный бездушный тупой мастер, картонный бездушный жадный олигарх. Но при этом олигарх - гениальный программист, способен устроить революцию, посидев пять минут у компа. Президент просто пустое место - его мотивации я вообще не понял. Он в общем и целом существующее положение вещей приветствует. Землян не жалеет ни разу. Выборы на носу? Так его явно будут выбирать "граждане", а он их как-то не слишком бережет. Фрай тоже исполняет роль пустого места. Ни одного значимого поступка или решения за фильм не принимает. Ну да, подлечила рану Максу, а в остальном, куда ее тащят, туда и ползет.
С Максом все совсем уныло. Ну завязал и устроился на завод. Мастеру в рот смотрит. Вроде как декларируется, что все это ради гипотетической поездки в Элизиум вместе с Фрай. Но как только запахло жареным, он тут же забывает подружку, почти с ноги посылает ее нафиг, когда та ноет про больную дочку. Зато в финале геройствует ни с того, ни с чего. Макс уже сделал свой выбор дважды - он не собирался брать с собой Фрай с дочерью (ни даже защищать ее от наемников). Он не собирался дать Пауку устроить революцию, его волновал только медцентр для себя лично. И когда Макс попадает на Элизиум и остается один, он не бежит лечиться, а вдруг резко становится альтруистом и подвижником.
Прилично во всей этой истории смотрится героиня Фостер - женщина, способная принимать трудные решения в трудных ситуациях, по сути единственная в этой истории безоговорочно исполняет свой долг. И совершенно непонятно, почему она вдруг на пустом месте сдается (особенно, если учесть, что их техника способна мертвых из могил поднимать, а уж интриги плести тетка явно способна).
Ну и все повороты сюжета и милые подробности - нагромождение нелепостей. Я уж молчу, как они сбивают шаттлы с живой контрабандой - там глубоко законспирированный под бомжа агент достает из фургона гранатомет и посылает три ракеты земля-космос, которые прекрасно догоняют два шаттла перед самой посадкой на станцию. А третий шаттл простейшим маневром от этого чуда самонаведения волшебно уклоняется. На самой станции по всей видимости защиты нет, что подтверждается в дальнейшем.
Знак гражданина клеймится на руке эмигрантов, но сами граждане явно без таких обходятся. Однако именно это клеймо сканирует медцентр, прежде чем начать работу. При этом Паук хочет всех землян сделать гражданами одним нажатием кнопки Enter, как он поступит с татушками непонятно.
Три беззащитных шаттла элементарно обнаруживают со станции и в итоге либо их сбивают, либо сразу арестовывают пассажиров. На что надеется Паук, собираясь на штурм с тремя подручными, непонятно. Или он таки гражданин, и его кораблику можно шастать туда-обратно? Непохоже.
Почему бандиты так запросто захватывают правительственное здание? Перебивают весь трудовой коллектив, при этом у них на пути не встал ни один охранник или боевой дроид, которыми там все кишмя кишит.
Ну и главная интрига с электронной революцией - это вообще за пределами добра и зла. Можно где-то как-то в компьютере поменять президента, никто этого не заметит, да и выборы для этого не нужны. Просто какие-то коды. Откуда их знает простой олигарх Карлайл, почему он при таких способностях еще жив и не при власти? Просто в какой-то момент гениальному министру приходит в голову такая идея, а продажный богач ее ничтоже сумняшеся выполняет. И все это так запредельно легко.
Вы скажете что все это - кинематографические условности, и фильм не про это. Но про что он? Ответа не было в прошлый раз, сейчас его в разы меньше. Или опять кто-то сочтет кино философским только потому, что действие происходит на помойке?
2/10