Заводной апельсин / A Clockwork Orange (1971)

Jun 23, 2015 00:13

Коллега i_ty_toje запустил очередную кинорулетку, и вот первый из фильмов, что мне выпали.

Режиссер: Стенли Кубрик
В главной роли Малкольм Макдауэлл

Главная причина, по которой я до сих умудрился не посмотреть этот фильм - я прочитал роман Берджесса до того и решил, что еще и просмотр фильма по с таким тяжелым сюжетом - перебор. Тем не менее, мне на глаза попадались отрывки и отдельные кадры их фильма, и я смог оценить необычайные визуальные решения Кубрика.

Сюжет всем знаком: Лондон недалекого будущего, банда подростков во главе с Алексом (Макдауэлл) всячески безобразничает - то изобьет бомжа до полусмерти, то ворвется в дом писателя, чтобы на глазах бедняги изнасиловать его жену. Довольно забавно выглядит для нашего зрителя (меня точно позабавило) сцена, когда банда летит ночью по встречке, заставляя прочие машины нырять в кювет. Забавно то, что английская встречка - для нас норма, и нет этого подкожного ощущения неправильности, которое по замыслу авторов должно посещать зрителя. Но я отвлекся. Вторгнувшись в очередной дом, Алекс случайно убивает хозяйку и попадает в тюрьму, где его отдают в лапы садистам-психиаторам, которые проводят над ним интересный эксперимент - как из «правоимеющего» сотворить «тварь дрожащую».


Кубрик в этом фильме оторвался на славу - костюмы банды Алекса, напоминающие кальсоны с пластиковым гульфиком плюс цилиндр, (облачение это только ленивый с тех пор не цитировал); футуристические, гипертрофировано-сексуальные интерьеры; опять же гипертрофировано натуралистичные сцены насилия и секса; яркая колористика, игра актеров, доходящая местами до клоунады. Манера Алекса выражаться и молодежный сленг - так называемый «надсат», использующий русские словечки (чтобы оценить этот жаргон, смотрите кино в оригинале с субтитрами) перешли в фильм из романа Берджесса, который как раз перед тем побывал в СССР. К слову, Берджесс - прообраз того пострадавшего писателя, его жену изнасиловали американские дезертиры, она так и не смогла пережить эту трагедию. К тому же автор писал роман, зная, что вскорости умрет от опухоли мозга - что перекликается с инвалидностью персонажа.

Название «Заводной апельсин» заимствовано из лондонского сленга и означает нечто несуразное. Берджес немного углубляет смысл метафоры: на малайском (а писатель долго прожил в Малайзии) оранж - человек.

Кубрик не первым экранизировал эту антиутопию, в 1965 году на нее положил глаз Энди Уорхолл, снявший фильм «Винил». Сомневаюсь, что его смотрел кто-нибудь кроме поклонников этого художника (по мне, так от слова «худо», но я - известный деревенщина).

Итак, причины смотреть «Заводной апельсин» Кубрика: во-первых, сюжет и диалоги - роман Берджесса стоит в одном ряду с классическими антиутопиями, такими как «1984», «Мы», «Дивный новый мир», ничем им не уступая. Во вторых, футуристическая, сюрная картинка, изумительный визуал, до сих пор вдохновляющий очень многих режиссеров фильмов и клипов. И в третьих, но не в последних - игра Малькольма Макдауэлла, создавшего образ одновременно и жалкий и демонический. К слову, в фильме практически нет положительных героев - все жертвы банды Алекса впоследствии не преминули всласть поиздеваться над обидчиком, ставшим абсолютно беспомощным, в том числе и родители Алекса. Единственный приличный человек в этом безумии - тюремный священник, да и то проскальзывают намеки на его педофилические наклонности.

10/10

рулетка, кино

Previous post Next post
Up