Автор сценария и режиссер: Корали Фаржа
В главных ролях: Деми Мур, Маргарет Куолли, Деннис Куэйд
Вышедшая в тираж актриса Лиза (Мур) принимает участие в подозрительном эксперименте, в результате которого у нее появляется молодая и красивая версия Сью (Куолли). И поскольку у нас фильм ужасов, это не кончается ничем хорошим
Первым делом я хочу выразить свое восхищение роскошным визуалом. Фаржа упоенно выстраивает красивейшие кадры, которым я наслаждался на протяжении всего фильма. И на самом деле это главный комплимент фильму, не считая конечно игры трех ведущих актеров, которые тоже прекрасны. По содержанию у меня возникла парочка мыслей, которые я сейчас ворчливо озвучу.
В фильме масса культурных ссылок, ясно, кому Фаржа наследует. В плане картинки это конечно Кроненберг, скрещенный с яркими и статичными мизансценами Уэс Андерсон, в котором пробиваются и страшные коридоры из Кубриковского сияния. Все это безусловно радует глаз. Визуалом я восхищен, без какого либо сарказма.
В плане сюжета хотели снять "Смерть ей к лицу", но получилась "Шангреневая кожа", и к этому у меня уже есть вопросы. Первый из них: у Лизы-Мур вообще нет личности. Земекис раскрывал своих персонажей через их вражду и зависть. Мур не раскрыта вовсе. Единственное, что мы о ней знаем, она ненавидит себя стареющую. Создается впечатление, что едлинственное, что ей дорого в жизни - одобрение продюсера, забавного пожирателя креветок в исполнении Куэйда. Он кажется чудовищем, который не ценит красивое старение Лизы. Но Фаржа деликатно, но настойчиво оставляет за кадром вопрос денег. И только раз прорывается робкое "Сью, с твоим появлением рейтинги шоу взлетели до небес", из чего можно сделать вывод, что рейтинги Лизы перед ее увольнением упали, именно поэтому ее выгнали на мороз, а не из-за поганого эйджизма.
Промелькнула еще одна мысль, связанная с продюсером-Куэйдом и стайками престарелых ловеласов-акционеров: мужчинам дозволено стареть и радоваться жизни, окружать себя, например, молоденькими красотками. А оскаровской лауреатке Лизе запрещено. (там кстати озвучено, что оскар она получила в 30 году за роль в Кинг-Конге, но я без понятия, стоит ли за этим какой-то четкий отсыл, например, к Джессике Ланж, или Куэйд просто глумится над возрастом Лизы, мерзавец). Но мысль эта не получает развития, потому что фильм, что странно для феминистического памфлета, которым Субстанция хочет выглядеть, не про плохих мужчин, а про внутренних демонов самой Лизы. Это хорошо для фильма, но плохо для феминизма.
Итак, переходим к главному вопросу, который у меня возник. Я так понял, все это чей-то подпольный эксперимент. Его устроители вообще никак не проявляют. Вспомним, что у Земекиса была обворожительная Изабелла Росселини, и с ней все было ясно: она слупила с героини Стрип половину ее состояния. Фаржа настойчиво избегает говорить о деньгах. Но если бы экспериментаторы получали обратную связь не только из истеричных звонков Лизы и Сью, они бы поняли, что их опыт провалился, едва начавшись.
Бесполезно твердить как заевшая пластинка, что Лиза и Сью - один человек, если они себя таковым не ощущают. Они сразу обрели не только два разных тела - молодое и старое, но и две личности. Причем, Сью ведет себя именно как молодая актрисулька, приехавшая в Голливуд на автобусе, но вдруг понравившаяся продюсеру Куэйду. Нет ну правда, кроме финальных сцен они с Лизой соревнуются за внимание Куйэда, и у Лизы срывает башню, когда она этого внимания не получает. Не много ли чести для пожирателя креветок? Видимо в самый раз.
Я был уверен, когда смотрел всякие рекламы к фильму, что именно Лиза не справится с жадностью. Но у нее вовсе не было выбора, у нее сразу отобрали права в этом эксперименте. И непонятно, если она не воспринимает Сью как свое воплощение, не помнит моментов славы Сью, а так вес и показано, зачем она продолжает этот мазохизм? В чем смысл? Относится к Сью как к дочери (а это ближе к их социальным ролям, это не раздвоение личности, это именно материнская особь, породившая дочернюю).
В этом и проблема. на мой взгляд создательница фильма не додумала до конца все смыслы, которые собиралась вложить в сценарий, и все метафоры, которые там разворачивает. К тому же ей очень не хватает легкости Земекиса.
Но повторюсь, снято это великолепно, так что я не жалею о потраченном времени.