Из книги Венеры Якуповой "Сто историй о суверенитете" (2000 год издания):
"Во время голодовки Фаузии Байрамовой митингующие возмутились тем, что власти вывесили на площади (Свободы) российские флаги. В связи с этим председатель союза татарской молодёжи "Азатлык" Ирек Гарипов отпраился с группой молодёжи перекрывать трамвайное движение. Азатлыковцы, по одному пройдя милицейские цепи, сели на рельсы и крепко схватились за руки.
И тут Ирек с удивлением обнаружил что держит за руку... бабушку. Татарские бабушки активно участвовали в борьбе за суверенитет. Но чтоб в 80 лет сесть на рельсы?! Такое и во сне не приснится! Пока Ирек приходил в себя, к сидевшим на рельсах подбежал милиционер.
- Ну-ка вставайте!
Никто не это требование не отреагировал. Тогда страж порядка обратился к бабушке:
- Старая, ну тебе-то как не стыдно? Людям надо ехать на работу, а ты им мешаешь. В твоём ли возрасте сидеть на рельсах?
И милиционер начал поднимать бабушку силой. Гарипов крепче сжал руку своей необыкновенной соседки, но она сама себя защитила:
- Убери руки! - рассерженно сказала бабушка блюстителю порядка. - За всю жизнь ко мне, кроме бабая, никто не притрагивался. Уйди, не порть мне никах!"
- Ой, как все смеялись! - вспоминает Ирек Гарипов. - Долго не могли успокоиться.
А милиционер ходил вокруг сидевших на рельсах людей красный как рак и всё повторял:
- Ну и бабуля! В 80 лет о никахе заботится!"
Вполне заурядная будничная история для столицы Татарстана образца мая 1992 года. Но в ней обращает на себя внимание ряд деталей. Во-первых, Фаузия Байрамова голодала вовсе не в тюрьме, как может решить сегодняшний читатель, а на воле. Она села на стул возле здания Кабмина Татарстана и заявила, что объявляет политическую голодовку в знак протеста против выборов президента России в Татарстане. О том, чтобы сажать в тюрьму лидера или активиста национального движения, в те годы не могло быть и речи. К политической голодовке Байрамовой присоединились и другие неравнодушные, включая представителей культуры - татарских писателей и поэтов. В тот жаркий конец мая1992 года они готовы были заморить себя голодом за то, чтобы в их республике не проводили выборы президента РФ. Во-вторых, трамваи пошли перекрывать, когда на глазах у голодающих власти стали развешивать на площади Свободы флаги России. Татары стремились полностью избавиться от российского присутствия в своей республике. Притом, в отличие от украинцев на Майдане, Ленина, чей памятник до сих пор стоит в центре "Ирек майданы", они не трогали. В-третьих, когда за два года до этого, в 1990-м, принимали и зачитывали Декларацию независимости Татарстана, было провозглашено, что в республике официально устанавливаются два государственных языка - татарский и русский. Это указывает на мудрость и дальновидность руководства ТАССР, поскольку тем самым они оставили черносотенцев-ымперцев без главного козыря и аргумента. Они уже не могли указывать русским жителям ТАССР, что им запретят говорить на своём языке и будут изгонять из республики. Особенно если учесть, что в Татарстане много смешанных браков и билингвических семей.
Наконец, главное. Почему мент устыдился, когда старушка дала ему по рукам? Не только потому, что советские менты были человечнее и мужественнее, чем нынешние полицаи. Не только потому, что трогать или тем более бить митингующих во времена расцвета демократии означало конец карьеры, увольнение со скандалом и возможное уголовное дело. А главным образом потому, что бить бабушек с ноги берцем в живот или отрезать уши задержанным при исполнении - все эти зёрна должны были упасть на подготовленную почву. Нужно заранее знать, что народ это поддержит и одобрит. А для этого народ нужно надлежащим образом подготовить. Лишить его человеческого лица и мужества. Ликование при виде того, как кого-то демонстративно режут на запчасти, - это результат успешно проведённой работы с населением.
Кстати, в фильме "Отец солдата", который они, в большинстве своём, смотрели, эпизод на винограднике как раз и учит: наша особенность в том, что мы - это не они. Мы не должны становиться такими же. Поэтому в параде пленных немцев 1944 года в Москве вы вряд ли разглядите хотя бы одного с отрезанным ухом. И у сидящих на скамье подсудимых Нюрнбергского трибунала все части тела были на месте, несмотря на проведённые допросы, следствие и предварительное заключение под стражей. У современного российского судьи вопроса к задержанному: "Почему у вас отрезано ухо?" не возникает. Это в порядке вещей, ничего особенного, рассматриваем дело дальше.
Напоследок опубликую ряд фотоиллюстраций из той же книги Якуповой.