В 2017 году мы с семьей решили узнать что же это такое - автопутешествие по Европе. До этого весь наш опыт ограничивался короткими поездками на прокатных машинах в Чехии или островах Средиземного моря. А в этот раз мы решили предпринять масштабную прогулку через несколько стран, останавливаясь в разных городах и примеряя на себя жизнь обычного европейского автовладельца.
После того как идею все одобрили, она залегла на дно (до лета было еще далеко). И только весной мы вдруг вспомнили, что куда-то собирались и уже пора резервировать гостиницы и намечать маршрут. Все удалось сделать за пару часов. Я рылся в интернете и намечал места, которые нужно посетить, в каких городах они находятся и сколько времени мы там проведем, а жена быстро на Букинге находила гостиницы с более-менее приличными отзывами и резервировала номера. Проделав эту операцию, мы опять отложили все в дальний ящик почти до самого последнего момента.
По-моему за день перед вылетом мне пришла в голову хорошая идея познакомиться с правилами ПДД в странах на маршруте, ценами на топливо, всякими наклейками на лобовое стекло, платными трассами, парковками и экологическими зонами. Просидев за монитором полночи мы получили некое общее представление и понимание, что детали придется выяснять уже по ходу дела.
Ну это лирика, которая имеет мало отношения к заголовку этой записи. Конечно, я преследовал свою цель в этом отпуске, точнее две. Сопутствующая - посетить ежегодный фестиваль Luminosity Beach
Luminosity Beach Festival 2017 - 10 Years Anniversary | Luminosity Events
luminosity-events.nl
И основная - хорошенько прокатиться по военным музеям в Европе, посвященным Второй мировой войне.
Первым пунктом моего плана был Арнем. Стартовали мы из Праги, и чтобы добраться до него нужно было пройти через немецкие земли, а заодно узнать что такое хорошие дороги и безлимитные автобаны. Надо сказать, что границы там как таковой нет, стерты Евросоюзом. На обочинах стоят просто информационные щиты. Но то, что ты из Чехии попал в Германию понимаешь сразу. По асфальту под колесами, по заправкам, да и вообще по общему ощущению.
Дорогу до Голландии мы решили разбить на две части и днем сделали запланированную остановку в городе Кассель (Kassel). В принципе этот город уже навевал мне ассоциации с ВМВ. Здесь находился (и находится) огромный промышленный комплекс Henschel und Sohn он же Henschel-Werke, который в годы войны производил угадайте что.
Нет, конечно помимо этого завод был одним из ведущих поставщиков локомотивов, с этой продукцией имя Хеншеля и ассоциировалось до войны. Грузовики, авиация (штурмовики и разведчики) и даже ракеты. Но для всех любителей танчиков он известен прежде всего за это
И я как порядочный танкофил по приезду в Кассель сразу стал лихорадочно искать куда бы сходить и посмотреть на славное прошлое тружеников тыла. К моему разочарованию интернет выдавал мне так мало информации о танках в Касселе, что я решил, что знаю о них больше самого интернета. Да, есть музей Хеншеля
http://www.henschel-museum.net/ Но если вы думаете, что на сайте найдете что-то про танки и славное военное прошлое, то жестоко разочаруетесь как и я. Такое впечатление, что немцы стыдливо замели это под ковер, хотя может быть в экспозиции музея и есть упоминания о военном производстве.
В результате мне пришлось удовлетвориться просмотром производственных зарисовок вот здесь.
Tiger I Information Center - The Henschel Tiger Factory Part 1
www.alanhamby.com
После того как Тигры были оставлены в покое, мы узнали, что в Касселе есть очень красивая усадьба, даже можно сказать дворец ландграфов Гессен-Кассельских Schloss Wilhelmshöhe и огромный парк, расположенный на горе Bergpark Wilhelmshöhe. Парк расположен на склоне горы, венчает его архитектурная композиция со статуей Геракла. Пара видов этого парка, в целом очень красиво, однозначно стоит побывать.
Одна из достопримечательностей - фонтан, дающий многометровый столб воды каждые полчаса.
Водопадные каскады и сооружения в древнеримском стиле. Хоть и новодел, но некторым уже больше ста лет.
Прямая линия наблюдения с горы проходит через центр дворца и далее вдоль главной улицы через весь город. Красиво.
На следующий день мы уже были в Амстердаме, где базировались некоторое время. Один из дней был отведен полностью под военную историю. Какая самая распространенная ассоциация с Голландией в ВМВ? Не буду оригинален, у меня - Арнем. И конечно же он.
Мост, который оказался слишком далеко. Он же John Frost Bridge.
Мы целенаправленно двигались именно к нему. В жилом квартале вдоль берега Рейна (это в левой части фото) есть места для парковок, машину удобнее бросить именно там. Правее снимка прямо за этим маленьким столбиком находится филиал музея, посвященного 1-й британской воздушно-десантной дивизии Airborne Museum.
https://www.airbornemuseum.nl/en/airborne-at-the-bridge. Но о нем чуть позже.
Пока мои девочки отогревались в павильоне музея, я совершил быструю пробежку по мосту и окрестностям. Прямо возле моста если не спускаться совсем на набережную вы встретитесь с основным орудием артполков британских дивизий Ordnance QF 25-pounder. Орудие в комплекте с поворотным кругом. Надпись на табличке гласит, что орудие подарено английскими ветеранами Арнему.
Здесь же расположен сквер Якоба Груневуда. По информации с сайта vn-parabellum.com Якоб Груневуд был капитаном голландской армии и офицером специального британского подразделения «Джедбург». Он стал единственным голландским офицером, участвовавшим в сражении за автострадный мост в Арнеме. Груневуд входил в состав группы «Клоди», задачей которой было установление контактов с голландским Сопротивлением в Арнеме. Груневуд прибыл в зону высадки неподалеку от Хейлсума и в составе 2-го парашютного батальона направился в город. Вечером 17 сентября он принимал участие в нападении на немецкий штаб, расположенный в здании Рейнского павильона. Разбирая захваченные бумаги, Груневуд обнаружил документы, содержащие описание запланированных немцами мероприятия по уничтожению портового оборудования Амстердама и Роттердама.
Груневуд присутствовал на совещании между подполковником Фростом и майором Хиббертом, на котором обсуждались действия по скорейшему установлению контактов с другими батальонами парашютной бригады, и предложил свои услуги в качестве делегата связи. 18 сентября 1944 года во время попытки пробраться через немецкую линию обороны на западной окраине города Груневуд был убит. На том месте, где сейчас находится сквер, названый в его честь, в 1944 году располагалось укрытие для джипов 2-го парашютного батальона.
К сожалению сам мост уже "не тот" так как оригинальный был разрушен в ходе бомбардировки 7 октября 1944 года. А этот возведен на опорах того самого моста в 1950 году.
О том, что мост не обычный напоминают эмблемы 1st Airborne Division Беллерофонт, летящий на Пегасе.
В одной из башен в северной части моста установлена памятная плита, посвященная 2му Батальону 1го Парашютного полка под командованием Джона Фроста, захватившего и несколько дней удерживавшего северную часть моста в полной изоляции.
За моей спиной позиции британских парашютистов. Дальше за мостом были позиции разведывательного батальона 9 танковой дивизии СС "Хохенштауфен" SS-Pz.Aufkl.Abt. 9. Мостовая башня перестроена в новом стиле после войны.
Рейн совершенно не выглядит таким непреодолимым препятствием, каким он оказался в сентябре 44го.
Вид через Рейн с юга на север. Здания возле моста на северном берегу все послевоенные. На месте белого здания с розовым плакатом были другие дома, в которых занимал позиции батальон Фроста. В ходе боев и бомбардировок здания были разрушены и после войны их снесли.
Если опять смотреть вдоль моста на север, то справа будут здания фабрики. Как я понимаю, они должны помнить тяжелые бои середины сентября. За этими корпусами накапливалась немецкая пехота и техника, штурмующие позиции 2го Батальона.
На старых опорах моста легко различимы выбоины от пуль и осколков. В окружении мирного дня современной Голландии эти следы, резко бросившись в глаза, вызывают тяжелое впечатление. Ты сразу вспоминаешь, что 74 года назад здесь все было совсем по-другому.
Осмотрев мост, я пошел в павильон Airborne at the Bridge. Там меня встретил работник музея, мужчина лет шестидесяти. От Олеси он уже узнал, что мы русские и сказал, что мы первые русские, которых он видел за все время работы в музее. Узнав, что я интересуюсь историей войны и специально проделал такой долгий путь до Арнема, он заволновался, стал рассказывать, что в его семье много воспоминаний о войне. Тогда в городе на расчистке завалов после бомбардировок работали русские военнопленные. Его отец подкармливал их. Они были «в очень плохом состоянии», а один из наших парней был похож на брата отца. Потом сказал, что некоторые из наших, угнанных немцами на принудительные работы, оставались после освобождения в Голландии, жили и работали. Он лично знает русскую женщину, которая вышла замуж за голландца и осталась жить здесь.
Для многих голландцев война стала трагедией, в том числе для его семьи. Во время освобождения Арнема его дед работник железнодорожного депо увидел, что на улице разрывом мины ранило ребенка. Дед выбежал на проезжую часть, чтобы его вытащить, но новым взрывом ранило его самого. Отец, бывший тогда подростком, смог дотащить обоих до скамейки в сквере и бросился за врачом. Когда он привел врача, тот сказал, что придется выбирать кому оказывать помощь мужчине или ребенку. В общем, дед умер у отца на руках. Музейщик (не запомнил его имя) сказал, что для отца это осталось тяжелейшей травмой, о которой он часто вспоминал и эти тяжелые воспоминания отразились на нем самом. В конце концов он стал работать в музее, чтобы помогать сохранить память о том, что такое война. Вот так.
Общение с этим голландцем произвело на меня хорошее впечатление и явилось первым моим примером их отношения к истории.
В самом павильоне экспонатов прямо скажем немного.
Каток от немецкой самоходки Sturmgeschuetz
Остатки британского пистолета-пулемета STEN gun
Шлем парашютиста с эмблемой 1-й Польской Парашютной Бригады
Зато есть интересные стенды, посвященные персоналиям.
Вышеупомянутый голландец капитан Якоб Груневуд
Лейтенант Джон Холлингтон Грэйберн командир 2 Взвода 2 Парашютного Батальона.
Лейтенант Грэйберн проявил недюжинную храбрость, командуя своим взводом. В ходе атаки вечером 17 сентября на северную оконечность моста была уничтожена позиция легкого зенитного орудия на месте нынешней башни. Шальная граната PIAT попала в складированные рядом боеприпасы и бочки с горючим. Немецкая позиция погибла в огне, но продвинуться дальше мешал сильный пулеметный и ружейный огонь из бетонного бункера на южной оконечности моста. Ночью взвод Грэйберна, зачернив лица и обмотав тряпками ботинки, попытался пройти по мосту, но немцы были начеку и сорвали атаку пулеметным огнем. Грэйберн получает пулю в плечо. Продолжая командовать взводом, он ведет бой, снимает заложенные немецкими саперами заряды, получает второе ранение в голову, стоит в полный рост перед немецким танком, руководя отходом своих солдат. Храбрый лейтенант погибает от пулеметной очереди из танка. Посмертно награжден Крестом Виктории.
Хауптштурмфюрер Виктор Эберхард Грабнер командир разведывательного батальона 9 танковой дивизии СС "Хохенштауфен" SS-Pz.Aufkl.Abt. 9
17 сентября батальону Грабнера была поставлена задача провести разведку обстановки у моста в Неймегене. На глазах занимающих дома у автострадного моста парашютистов 2 Батальона быстроходная часть проследовала через мост на юг. Прибыв в Неймеген, Грабнер увидел, что Неймегенский мост охраняется сборным подразделением и решил возвращаться в Арнем. Утром 18 сентября батальон подошел к автострадному мосту. К тому времени британцы уже успели уничтожить небольшой конвой немецких грузовиков и выдали свое присутствие, о чем было доложено Грабнеру. Хауптштурмфюрер был человеком храбрым и быстро принял решение прорываться по мосту и отбить его, надеясь на внезапность, броню и быстроходность техники. Колонну возглавлял трофей - британский БА Хамбер. Расчет на внезапность удался, первые пять колесных бронемашин на скорости проскочили позиции парашютистов. Отставшие полугусеничники попали под массированный огонь PIAT, ПТО и пулеметов. Около 20 бронемашин и грузовиков остались гореть на мосту. Сам Грабнер, руководивший атакой погиб. Буквально накануне он был награжден Рыцарским Крестом за бои в Нормандии. Этот момент очень красочно показан в эпическом фильме A Bridge Too Far.
Остатки батальона отошли левее южной части моста на территорию кирпичной фабрики, где и закрепились, ведя интенсивный огонь через реку в районе госпиталя св. Елизаветы. Это сыграло роковую роль в судьбе батальона Фроста.
Желающие могут посмотреть численный состав батальона перед атакой
здесь.
Сгоревшая техника батальона Грабнера на северной оконечности моста, сам мост справа. Видно, что бой разгорелся уже после того, как немцы пересекли Рейн. Вспоминает штурмман СС Арнольд Халл-Вальдхаузер: «Разбитые и обгорелые вражеские и наши бронемашины горестно свидетельствуют о жестокости этого боя. Одна картина навсегда врезалась мне в память. В стоящем на мосту обгорелом немецком бронетранспортере стоял сожженный труп его командира, стоял прямо, как на параде. Ужасное зрелище»
Получив впечатление от прикосновения к тому, о чем раньше только читал, я отправился в пригород Арнема Остербейк.