Рецензия и последующие комментарии уважаемого
afranius на "Бумажного солдата" показались мне столь резкими, что я просто не поверил в их адекватность произведению искусства, отмеченному призами Венецианского кинофестиваля. Лучше бы поверил! Теперь жалею о потерянном времени и теряюсь в догадках, что же двигало авторами фильма: синдром Моськи, социальный заказ на быдлостроительство или что-то еще.
Под катом конспект сценария из Википедии (ибо вдруг он там недолго протянет), из которого, по-моему, можно вычислить и мотивы награждения фильма :
Время и место действия - 1961 год, Байконур.
В фильме рассказывается о шести неделях жизни врача отряда космонавтов Даниила Покровского - о его работе и о личной жизни. Покровский живет между Москвой и строящимся Байконуром. В Москве у Покровского красавица жена, на Байконуре - некрасивая любовница. Жена, тоже врач, курит «Беломор», называет Ленина «кровопийцей и немецким шпионом», ругает Советскую власть, проклинает космическую программу, потому что «все ваши ракеты - чтобы бомбы возить», хочет ребенка и устраивает мелкие истерики. Любовница ходит по грязи в резиновых сапогах, хочет быть всегда рядом с врачом, гоняет собак, покупает у солдат краденую казенную ванну и устраивает мелкие истерики.
Сам врач Покровский также не прочь устроить истерику, пьёт горькую, разговаривает с умершими в сталинских лагерях родителями, надевает на голову скворечник и искренне считает, что посылает своих подопечных из отряда космонавтов на верную смерть, как и все, кто работает с космонавтами. Периодически, то один, то другой учёный или военный подходит к коллеге и говорит: «А мы же на смерть человека посылаем», коллега с трагической миной уходит от беседы.
Военный оркестр разучивает траурные марши. Все то и дело молятся; набожность героев фильма вызывает искреннее удивление, учитывая, что на дворе 1961 год и перед нами пламенные комсомольцы и комсомолки, почему-то знающие назубок «Отче наш».
Кандидаты в космонавты - сплошь параноики, называют друг друга «лайками». Юрий Гагарин лежит на полу в ванной в позе эмбриона, прижимая к груди подушку, и только после стакана водки приходит в себя. Перед стартом Гагарин и Титов в скафандрах катаются по грязи на велосипедах, в паузах разучивая официальную речь, которую говорят на камеру прямо среди грязи.
Байконур в фильме представляет собой лужи вперемешку с грязью, в которой, натужно урча, застревают грузовые «ЗиСы». Вымазано грязью все: машины, погоны, петлицы, расхристанные солдаты, которые ничего не делают, казахи в телогрейках, продающие портреты Сталина за сорок рублей. Много собак и верблюдов, постоянно идет дождь. Все туберкулезно кашляют и едят яблоки.
Добавить что-либо к уже сказанному трудно - мои отпускные заметки ужались втрое:
Если бы на Байконуре-61 царила хоть часть бардака, в котором неврастеники из отряда космонавтов "разряжались", гоняя на велосипедах по размокшим пескам не снимая скафандров, то ни о полете Гагарина, ни вообще о запусках чего бы то ни было в правильном направлении не могло быть и речи.
И ни трагические судьбы настоящих и вымышленных героев, ни работа оператора и актеров, ни винегрет приемов из кинематографических прописей несуразности происходящего на экране не спасают.