Leave a comment

Comments 42

biglebowsky April 8 2013, 23:16:41 UTC
Re: "Если кто-то знает точно, чем руководствовались люди, принимающие решение, расскажите, пожалуйста."

Вроде бы, что-то знаю.
Есть некая, совершенно чудовищная по провозглашаемым идеям, методичка авторства некой Белошистой
http://biglebowsky.livejournal.com/80161.html

Reply

janatem April 9 2013, 07:23:31 UTC
Ага, спасибо. Но всё же считаю, что корень зла не в учебниках. Цензуры на учебники не должно быть, у людей должно быть право писать и издавать сколь угодно плохие учебники (и вообще книги). Проблема в том, какие учебники и методики «сертифицируются» соответствующими органами как допустимые и/или обязательные в школьном образовании.

Вами приведенная цитата совпадает по сути с моим п.1 из списка «объяснений», и, пожалуй, это «объяснение» самое серьезное, остальные совсем уж высосаны из пальца. Надеюсь, мое опровержение в посте достаточно убедительно, я уж не знаю, как лучше объяснить (кроме констатации факта, что у них вообще размерности не срастаются).

Reply

biglebowsky April 9 2013, 08:10:44 UTC
Согласен с Вами. Безусловно, цензуры на учебники не должно быть.

Опровержение чего? Те, кому нравятся безумные методички, не поймут, о чем Вы написали.

Зачем выполнять какие-то арифметические действия с единицами измерений?!!
Заранее же ясно, что нужно просто взять в качестве ответа единицу измерения первого множителя. Ну, или как вариант, взять ту единицу измерения, о которой спрашивают в задаче :-)))

Я подумал, что Вас еще могут заинтересовать мои заметки по данной теме
http://biglebowsky.livejournal.com/80620.html
http://biglebowsky.livejournal.com/81042.html

Reply

janatem April 9 2013, 08:31:39 UTC
> Опровержение чего?
Некоего правдоподобного софизма. Целевая аудитория - не авторы тех методичек, а их жертвы, которые сами по себе слабо разбираются в математике, их нужно за ручку водить.

Reply


ext_681947 April 9 2013, 00:26:45 UTC
там комментаторы "защищающие учительницу", особенно доставляют, давно такого фееричного бреда не читал. хотя наверное 80% из них(по крайней мере хочется надеяться), это просто троллинг и жир.
вряд ли есть какие-то постановления мин обра, просто есть некоторые методички где это все прописано, а что было в голове у тех кто их писал, думаю даже лучше и не пытаться понять.

Reply

xelenka April 9 2013, 06:03:29 UTC
я полистала комментарии, но не нашла никаких аргументов "в защиту" кроме возмущенного "если вы машины на тонны зерна умножаете -- это ж вы что получите? машины, конечно!" без всякого внятного объяснения почему, кроме "ну это же очевидно!"
кто-то еще упоминал "математическую этику" и был осмеян.

на самом деле, единственное, что можно сказать в защиту учительницы -- это то, что она должна научить детей так, чтобы они сдали экзамен (на мой взгляд, это не очень правильная цель, но у нее цель -- именно такая), а на экзамене будут спрашивать именно так. правда, если она при этом не понимает, что это бред и детям этого не рассказывает, то все свои "слова в защиту" я забираю обратно.

а вот всем "борцам с учительницей" ("набить ей морду", "уволить к черту", "нажаловаться директору") я бы посоветовала свой гнев направить на министерство образования и попробовать добиться отмены этого маразма.

Reply


miaoulex April 9 2013, 10:07:15 UTC
Тьфу-тьфу-тьфу, старшей дочке повезло, у нее этого маразма в школе нет.
А вот дочка коллеги, увидев эту запись, сказала, что всё правильно, это ошибка, порядок не тот.

Reply


yurikl April 9 2013, 20:03:54 UTC
Почитал, что пишут ( ... )

Reply

janatem April 10 2013, 07:13:56 UTC
1. Какой там был класс, не знаю, но у нас аналогичное происходило то ли в этом, то ли в прошлом году, то есть 4-5 класс. Коммутативность, разумеется, проходили, причем намного раньше. Уверен, что почти все дети интуитивно понимают коммутативность и пользуются ею, хотя наверно не все способны сформулировать правило и вряд ли знают слово «коммутативность».

2. Согласен. Когда уже написал в посте, что хз, с какой стороны лепить двойку к количеству двоек, подумал, что это можно зафиксировать в определении умножения.

В данной задаче вариант (в) на первый взгляд кажется не совсем естественным, но я сейчас приведу пару примеров, когда «естественность» альтернативного представления возрастает. (1) По ссылке из коментов выше есть скан методичики с картинкой. Там задача про куски сахара в чашках чая. Картинка подразумевает, что в каждую чашку кладут по два куска. Это можно представить как механическое действие: положили два куска в первую чашку, потом два во вторую... Почти столь же естественным мне представляется класть в каждую по одному ( ... )

Reply

yurikl April 10 2013, 08:38:21 UTC
1. Наверное, сначала дети понимают, что результат подсчета не зависит от того, что считаем (врабатывается понятие числа) и от порядка подсчета (и коммутативности, и ассоциативность и т.п.). И уж только потом появляются сложение и умножение (как задание определенного порядка подсчета). Хотя тут у меня опыта пока нет - посмотрю еще ;).

2. Согласен. Я хотел сказать, что действия учительницы не являются "общеложными" (ложны в любой модели/интерпретации) - вполне получилось придумать модель, где ее действия правильны. Но согласен, что модель получилась страненькая ;). И если школьник понимает не то, что должен согласно модели - это его сильно обескураживает.

Reply


navi03 April 13 2013, 06:50:17 UTC
Это не только в этой школе. И это не случайно.
Может быть, есть специалисты получше меня, я не спорю.
Тут имеется в виду вот что,
Мы умножаем литры на покупателей, чтобы получить литры. То есть в данном случае покупатели - это абстрактные единицы.
Если бы вопрос стоял, например, так: Сколько покупателей войдёт в магазин, если в нём две двери, и в каждую войдёт по 9 покупателей?
Тогда мы будем покупателей умножать на двери, то есть 9 х 2.
Понятно?

Reply

janatem April 13 2013, 10:24:57 UTC
> Мы умножаем литры на покупателей, чтобы получить литры.
Это не объяснение, а мнемоническое правило. К нему нельзя апеллировать, если мы пытаемся разобраться в обосновании.

> То есть в данном случае покупатели - это абстрактные единицы.
Не абстрактные, а безразмерные (как штуки). Впрочем, как я написал в посте, многие безразмерные единицы можно искусственно оразмерить, при этом весь формализм останется корректным и позволит избежать логических ошибок вроде сложения покупателей с табуретками (хотя те и другие - «штуки»).

Формулировка с покупателями и дверями допускает альтернативную интерпретацию: представляем, что покупатели проходят через парами, тогда нужно будет записать ответ как 2*9. И эта интерпретация ничем не хуже такой, что вначале прошло 9 в одну дверь, потом 9 в другую. Выше в комментарии я предлагаю пример с картами - он, как мне кажется, хорош тем, что оба варианта интерпретации еще более симметричны.

Reply

navi03 April 14 2013, 05:05:46 UTC
"Мы умножаем литры на покупателей, чтобы получить литры."
Это не мнемоническое правило, это логика.

Хорошо, посмотрите на это по-другому. Почему в ответе у нас получаются литры, а не литро-человеки?

Именно потому что покупатели в этом случае - это единицы безразмерные (не абстрактные - тут вы правы, конечно).
А когда мы умножаем покупателей на двери, то получаем покупателей, потому что в этом втором случае двери у нас будут единицами безразмерными. И мы в результате получаем покупателей, а не покупателе-двери.

А если бы покупатели заходили парами, или по очереди, как вы предлагаете их рассматривать, это будет уже не одно действие, а несколько, и всё равно сути это не меняет.

Так что, в данном случае коммутативность не присутствует. Дети должны понимать, то именно они считают, двери, покупателей или литры.

Только в том случае коммутативность имеет место, когда оба параметра - не безразмерны, как например в случае, когда мы умножаем часы на количество рабочих и получаем человеко-часы.

Reply

biglebowsky April 14 2013, 06:59:01 UTC
Вы превосходно проиллюстрировали мои тезисы. Все очень четко и ясно сформулировано.

Reply


Leave a comment

Up