Недавно перечитывала маленькую книжку И Стальковой "Шестеро в доме, не считая собаки",
которую читала лет в 12.
И тогда, помню, меня очень впечатлило, что все её 5 детей в детский сад не ходили. (А я ходила - и там страшно страдала, хотя во дворе я отлично умела играть с детьми, знакомиться и тп)
Потом прочитала у знакомых мысль, которая очень созвучна моим мыслям на этот счёт - про то,
нужно ли ребёнку находиться с утра до вечера в коллективе. Вот я и призадумалась: а какую социализацию обычно даёт школа?
Понятно, что если есть сильный учитель, который увлекает детей, умеет их между собой передружить, предлагает им интересные общие дела помимо учёбы, (или несколько увлечённых учителей, создающих атмосферу школы), то класс потом долго общается, встречается и тп.
Но если смотреть по литературным источникам, то социализация в школе бывает очень разная:
У Чарской, по-моему, было где-то написано о том, как девочки "обожали" какого-нибудь учителя или старшеклассниц.
В моей любимой книге "Дорога уходит вдаль" девочки и вправду очень подружились, и готовы были помочь семье, приютившей их осиротевшую одноклассницу. Школа отреагировала очень остро - собираться нельзя! Вы в школе для учёбы, а не для общения!
"Чучело" - это, разумеется, не такой частый сюжет, но и не настолько редкий, как хотелось бы думать.
Одноклассники там, конечно, объединены общим делом - травлей непохожих, но это совсем не та социализация, которую хотелось бы дать детям.
И во всех сложных случаях, в ситуации, где надо делать непростой моральный выбор, дети эти опирались на ценности семьи, а не на стандарты школы.
Вот, скажем, некоторые дети, с которыми я потом отлично общалась в старших классах, когда мы все перешли в маткласс - они до того в своих районных школах были изгоями. Или просто были в стороне от коллектива, не особо пересекаясь со своими "школьными товарищами".
А в другой школе вдруг оказалось, что всё у них в порядке с социализацией.
В летних лагерях тоже - у кого-то складывалась прекрасная компания, а кто-то страдал и просился домой, но это всё не настолько однозначно. И у общительного человека могут в какой-то ситуации не сложиться отношения.
Понятно, что и детские сады, и школы в россии очень сильно изменились с 80-ых годов,
но в общем и целом, как мне кажется, опыт школьной социализации совсем не настолько важен, как любят говорить.
Я за свою школьную жизнь из-за переездов сменила 4 школы.
И каждый раз, кроме последнего, меня - как новенькую - слегка обижали и "проверяли на прочность", или просто тихо игнорировали и не брали в компанию,
хотя во дворе, скажем, или на даче я отлично всегда вписывалась в детский коллектив.
И с другой стороны, не любой учитель может удержать в руках ситуацию, когда он не выбирает детей в свой класс, а надо учить тех, кто пришел.
Вот у вас лично легко складывались отношения с ребятами в начальной школе и в средней?
И насколько влияли учителя на эти отношения?