Мне в школе дважды повезло с учителями русского языка - у них изучать родной язык было весело и увлекательно.
Школу я меняла много раз, так что учителей русского языка я встречала самых разных, и вполне успела оценить, что чаще всего этот предмет преподают удручающе скучно и нудно.
Чему учат детей, которые только пришли в первый класс?
В первую очередь их учат прописям, то есть умению быстро писать буквы, не отрывая ручку от бумаги,
и учат читать слоги и короткие слова.
(Что характерно, на уроках математики в то же самое время уже как бы подразумевается, что дети могут сами прочитать и понять текстовую задачу)
Учебники родного языка, увы, не опираются на то, что ребёнок уже 6 или 7 лет как является носителем этого языка, не учат его видеть закономерности родной речи.
Впрочем, умению замечать какие-то правила и законы в 6-7 лет не все дети могут. Умение анализировать возникает не само, этому надо учить, и всё же анализ - это ближе к 8-9 годам обычно.
А чем же можно заняться с детьми 6-7 лет, которые на этом языке умеют говорить, некоторые умеют читать, а некоторые - только учатся?
Во-первых, можно активно пользоваться тем, что ребёнок этот язык уже знает и говорит на нём.
Мы можем написать на доске загадку, а детей попросить придумать и написать ответ.
Загадки могут быть самые разные, и совсем нам не нужны народные загадки с непонятными словами.
Несложные загадки может придумать и мама, и учитель, и сам ребёнок.
Например, загадки из 3-4 определений.
зелёная, колючая, новогодняя
серый, ушастый, с хоботом
серая, ушастая, с длинным хвостиком
рыжая, хитрая, хищная
жёлтый, кислый, его кладут в чай
лёгкий, надувной, может улететь
Можно попросить детей придумать как можно больше слов, которые начинаются на М, и выписать их в тетрадке.
и пусть там будет написано МАШЫНА или МАРОЖЕНАЕ,
это не беда.
Мы можем сказать ребёнку: "а знаешь, это хитрое слово, оно пишется не так, как слышится, и взрослые договорились это слово писать вот так: МОРОЖЕНОЕ, МАШИНА"
А можно дать ребёнку 2 карточки от игры доббль или
Spot it jr - со зверюшками, и попросить найти, что на этих карточках совпадает - и написать в свою тетрадку.
Некоторые дети, кстати, начинают сперва писать слова, а потом уже - читать.
Альбом:
дошколка_окт15наша задача на этом этапе - активизировать письмо,
пусть пишет с ошибками,
главное - он может выразить свою мысль,
коммуникация состоялась, мы его поняли и похвалили!
ЛЕФ и МДВЕТ быстро сменятся более грамотными вариантами написания,
если подобные игры вы практикуете часто.
Разбор слова по составу -
можно ли это сделать интересно?
Да, некоторые учителя это умеют, вот, например
nekakprivikli пишет очень интересно о преподавании русского языка.
А ещё мне очень понравилась идея из книги М Ганькиной "Грамматическая аптечка" - можно собирать на дереве с каким-то корнем все слова, у которых такой же корень.
По-моему, отличная идея для тех, кто помнит слова визуально.
А если дети пока почти не читают, то можно с ними играть в словесные игры - сперва определять первую букву слова,
потом играть в слова - начиная своё слово на последнюю букву предыдущего слова.
Можно предложить детям записывать свои цепочки слов.
ЛИСА-АРБУЗ-ЗЕБРА-АКУЛА-АПЕЛЬСИН-НОСОРОГ
Можно взять карточку от "spot it" или от игры "пакля-рвакля" и попросить ребёнка объяснить одно из слов с карточки.
Альбом:
дошколка_окт15он большой, плавает в море, на нём ездят люди, там есть капитан
Можно играть
в Контактили в любые
игры на объяснение слов - элиас, крокодил, шляпу
Можно раздать каждому из детей начало истории, и попросить их продолжить, дописать, нарисовать картинки.
ЖИЛ-БЫЛ _______
ОН ЛЮБИЛ ХОДИТЬ ___________
ОДИН РАЗ ОН ВСТРЕТИЛ ____________
И ВДРУГ _______________
ТОГДА ОН ___________
Можно придумывать истории и записывать их,
а можно взять
книжку-разрезалку,
и попросить ребёнка выписать три самые смешные фразы.
А можно попробовать вместе с детьми придумать свою "разрезалку" - и вы скоро поймёте, что для этого надо понимать грамматику, и учитывать управление, и учитывать, какие слова сочетаются, а какие нет.
с детьми постарше можно взять, скажем, чудесный "Самоучитель юного поэта"
Я сама его с огромным удовольствием взяла в руки и поиграла в стихи, выполняя упражнения из этой книжки
Можно писать вместе с детьми самодельные книжки.
Детей этот процесс очень увлекает!
Если мы хотим, чтобы дети писали сами, то им нужно дать возможность придумывать самим сюжет,
а если мы хотим, чтобы они списали текст, то можно дать им выбор.
Кто-то захочет списать 8 строчек из книжки про Груффало,
а кто-то - из Сказки о спящей царевне,
но важнее то, что он сам выбрал и сам сделал,
и совершенно не принципиально всем списывать один и тот же текст.
Кстати, даже дети 9-10 лет, когда пишут письма и сочинения, делают куда больше ошибок, чем в школьных упражнениях.
Это нормально и естественно.
А что вас радовало на уроках русского языка?
Было ли в этих уроках что-то интересное и увлекательное?