Когда мы были маленькими, мои родители читали и вдохновлялись статьями Бориса и Лены Никитиных,
про которых тогда время от времени писали в газетах и журналах (интернета-то не было )).
У семьи Никитиных было семеро детей, младшая, Любочка - на 3 года старше меня.
Все их дети были ловкими и закалёнными, бегали босиком по дому и охотно выбегали босиком на снег, редко болели и были весьма самостоятельными. Они рано начинали читать, отлично соображали, много помогали родителям.
Отец - Борис Павлович Никитин - придумывал для детей разные игры и головоломки, разрешал детям пользоваться настоящими инструментами в мастерской.
Про их семью писали журналисты, про них снимали документальные фильмы.
Недавно
издательство "Самокат" переиздало двухтомник с их статьями и дневниками.
Есть
сайт семьи Никитиных, на котором рассказы и фотографии, и куча интересных материалов.
В большой мере мы тоже росли в похожей атмосфере, со всеми её плюсами и минусами.
У нас были и кубики "сложи узор",
и рамки и вкладыши (это сейчас они продаются в любом магазине, а тогда они были только самодельные),
в два года я с удовольствием собирала разноцветные разрезные квадратики (мама их для меня сделала множество, каждый - в своём конвертике),
мы играли в кубики и конструкторы,
строили из кирпичиков по проекциям,
собирали "кубики для всех" - и в тетрадочку зарисовывали свои решения (в изометрии. в масштабе - каждый кубик 3 клеточки. лет в 5-6, кажется. Хм)
Папа нам в квартире построил огромный спорткомплекс,
и регулярно его перестраивал,
то у нас были параллельные брусья,
то все турники на разной высоте.
Альбом:
_портретыМы любили карабкаться по спорткомплексу,
качаться на трапеции,
ходить под самым потолком.
Из резинового бинта у нас были "пружинки", на которых можно было качаться и крутиться.
Тогда не было покупных спорткомплексов, а самодельных было очень мало.
Папа как-то показал мне, как делать подъём переворотом,
а потом я вдруг обнаружила, что могу сделать это упражнение несколько раз подряд.
Потом папа принёс с работы вакуумный шланг,
натянул наискосок через всю комнату от шеста к двухэтажной кровати - и у нас появилась лиана.
Мы на ней и прыгали, и висели, и качались по-всякому.
Мы с братом соревновались, кто больше раз подтянется на турнике, и кто больше за день сделает приседаний и отжиманий (в итоге оба могли раз по 15 подтянуться запросто).
Когда мне было, кажется, года четыре,
мы ездили в Болшево в гости к семье Никитиных - по их приглашению.
Я помню, что у них был шест, по которому можно было залезать с первого этажа на второй, и было гнездо под потолком,
но мне показалось, что перелезть туда слишком сложно,
я побоялась, хотя мне туда очень хотелось.
Никитины пришли к своей системе закаливания, когда обнаружили, что ребёнку, у которого чешутся ручки и ножки, на холоде легче.
Я в детстве тоже часто покрывалась корками диатеза, и не знаю, что было бы, если бы нас не закаливали.
Их дети рано начали читать и считать, решали одну за другой разные задачки и головоломки, и ... родители решили отдать их рано в школу, или же провоцировали детей прыгать через класс.
В целом, судя по воспоминаниям самих детей, счастья это им не прибавило.
С задачками-то они справлялись, но общаться в классом, где все на 2-3 года тебя старше - сложно.
Ну и вообще не очень-то помогает общаться, когда ты - не как все, и на тебя показывают пальцем ("это те самые, которые босиком по снегу ходят").
Возможно, сейчас они бы просто оставили всех детей на домашнем обучении, и это было бы, возможно, интереснее и полезнее.
Альбом:
дошколка_окт15Я на занятиях активно использую кубики Никитина "Сложи узор",
и моя Галя их в детстве тоже очень любила,
а Гри к этим кубикам остался совершенно равнодушен, равно как и ко многим другим "развивающим" играм.
Я очень хорошо помню, что моей маме очень нравилось играть с нами во всякие такие умные игры-головоломки, придумывать для нас серии задачек, и это было явно интереснее для моей мамы, чем всякие игры с куклами и домиками.
Кажется, я отлично это понимала и в 4-5 лет, что вот строить из кирпичиков по проекциям - в глазах мамы - занятие похвальное,
а вырезать одежду для кукол или 125-ую снежинку из бумаги - не так похвально.
Сейчас мне кажется, что там где-то есть очень тонкая грань,
которую бывает сложно нащупать родителям.
С одной стороны, прекрасно, когда дети ловкие, спортивные, самостоятельные, и знают, что их никто не будет страховать.
Хочешь лезть на дерево - лезь, но подумай о том, как ты будешь слезать.
А с другой стороны, иногда и детям и взрослым так важно чувствовать надёжный тыл, а это очень близко к ощущению, что тебя будут страховать, и за тебя будут волноваться.
Понятия не имею, как правильно.
Кто-то из моих одноклассников стеснялся, что его до четвёртого класса в школу провожают, и везде за руку водят,
а я, наоборот, мечтала о том, чтобы меня хоть иногда встречали и провожали,
и мне это казалось проявлением тепла и заботы.
С какого-то момента мне стало казаться, что не бывает правильной "системы воспитания", а бывают отдельные кусочки системы, которые подходят конкретной маме и конкретному ребёнку.
Какие-то кусочки из Монтессори, какие-то - из Вальдорфа, какие-то - из Никитиных.
А всю систему невозможно перенести из одной семьи в другую...
А у вас в детстве был спорткомплекс дома?
Вас воспитывали по какой-то "системе"?
Во что ваши родители любили с вами играть в детстве?