Я замечала не раз, что дети, которые учатся считать, зачастую обожают большие числа. Миллион, миллиард - эти слова их завораживают!
Им интересно, что будет, если сложить 100 + 100, или 1000 + 1000.
Они хвастаются, что умеют считать до ста, до двухсот, до тысячи, до скольки угодно...
Мы с дошкольниками регулярно играем с набором арифметических кубиков base ten, и выкладываем нужное число десятков и единиц, а потом рисуем по клеточкам - ровно 63 клеточки, или ровно 54.
А потом предлагаем нарисовать по клеточкам квадрат-сотню, 2 квадрата - 200.
Тогда ребёнок начинает визуально себе представлять, как они выглядят - 200 клеточек.
Ещё можно предложить разные игры с таблицей сотни.
Вот, например, картинка, присланная после одного из семинаров.
Это большая таблица сотни, висящая на холодильнике.
Дети прячут на ней несколько клеточек при помощи магнитов, мама отгадывает, что за числа спрятались, а дети проверяют (потом меняются ролями).
Другой вариант игры в таблице сотни: закрываем магнитами каждое третье число, и кто дальше сможет называть спрятанные числа, глядя на таблицу.
А кто сможет их называть, отвернувшись от таблицы?
кидаем первый кубик - берём столько палочек-десятков,
кидаем второй - берём столько единичек.
Потом можно прятать каждое четвёртое число, или каждое шестое, или каждое седьмое.
И каждый раз будет получаться новый узор, вы замечали?
Можно ещё придумывать разные варианты правил типа игры-ходилки с фишками и кубиками, по таблице сотни.
Например, можно играть так:
бросаешь 2 кубика, первый говорит, на сколько клеточек двигаться вверх или вниз, а второй - на сколько шагов идти вправо или влево.
А если попал на одну из отмеченных клеточек, то это "волшебная клетка".
Бросаешь кубик, и если выпало нечётное, то двигаешься вперёд, а если чётное, то назад...
Очень полезно обсуждать с детьми, и с дошкольниками, и со школьниками, что бывает много правильных способов посчитать.
Даже если в школе вас учат что-то вычислять каким-то одним методом, вы можете использовать разные методы, и делать так, как вам удобно.
Вот, скажем, 18 * 5
Кто-то будет вычислять это как 5 раз по 9, два раза,
а кто-то - как 5 раз по 20 - минус 2 раза по 5.
Кто-то складывает 5 раз по 10 и 5 раз по 8.
Все эти способы для кого-то кажутся единственно верными и самыми удобными, а для кого-то - слишком мудрёными.
Можно взять 2 игральных кубика - и играть в "4 в ряд" на сложение
а можно играть в "4 в ряд" на умножение"
Если ты знаешь, как выглядят 53 клеточки и как - 35 клеточек, то ты их меньше путаешь...
Ещё с детьми, которые любят большие числа, бывает полезно поиграть в "угадай примерно".
Высыпаем на стол горсть фасолин, (или изюмин, или m&m, или орешков), или рисуем прямоугольник по клеточкам, и предлагаем угадать примерно, сколько там штук.
Если попал с точностью до 10, то получаешь бонус, 1 изюмину.
Если попал с точностью до 3, то 3 орешка.
Мы ещё играли по пути в разные игры на приблизительную оценку результата.
Мороженое стоит 85 рублей. Сколько порций можно купить на 300 рублей?
Конфеты стоят по 18 рублей, сколько примерно будут стоить 7 конфет?
Можно рассказать детям байку про создателя шахмат и рисовые зёрнышки на шахматном поле.
А у ваших детей был период увлечения большими числами?
P.S. Планируем 19 сентября провести семинар про математические игры с дошкольниками. В Москве, в новом клубе в Раменках, на ул Мосфильмовская 53.
Про разные арифметические игры у нас уже две тетрадки, "
игральные кубики на уроке" и новая, "
играем, считаем"