Наконец я созрела до Jesus Christ Superstar. Начала с фильма 1974 года, а потом для сравнения посмотрела новую версию постановки - 2012 года (Live Arena Tour). Осталось дослушать оригинальную версию рок-оперы с Йеном Гилланом и Мюрреем Хедом 1971 года.
Первое. Сюжет. Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс, когда сочиняли свою рок-оперу были молоды, горячи и совершенно точно хотели выпендриться, потому и взяли такую тему. Придерживаясь содержания библии, они взглянули на историю под другим углом: убрав все религиозные вопросы из точки фокуса, сосредоточились на проблеме популярности и звездности. Их Jesus волнуется о том, будут ли его помнить после смерти, что делать с толпой неконтролируемых фанов... Фильм 1974 гораздо ближе к библии и религиозным вопросам - из-за антуража и игры Теда Нили (Jesus). А вот постановка 2012 предельно далека от канонического сюжета, если б я не знала, что смотрю, наверное, и не догадалась бы, что это по библии (если не вслушиваться в текст).
Второе. Постановка. Так вот! На сцене появляются какие-то люди с дредами, косичками и тату, немного странно одетые, с рюкзаками и в больших ботинках, разбивают палаточный городок, пьют, курят и вообще ведут себя как будто собрались на концерт рок-звезды, скажем, под Тверью или митинг в поддержку левой оппозиции.
вот примерно такаяПравда, вместо рок-идола у них слащавая физиономия Бена Фостера (Jesus), который очень похож на молодого Сосо Павлеашвилли.
Бен Фостер (Jesus)А первосвященники - одетые в костюмы с иголочки деятели спецслужб. В итоге - ощущение бунта, некой субкультуры, против которой играют власти - все как всегда, но ни слова в адрес религии. В кино 74 года - показывают пустыню, Израильские развалины, псевдо-Иерусалим - обстановку близкую канонической. Тед Нили, одетый в белую хламиду, очень достоверно простирает руки над людскими головами, скромно улыбается, кивает и сверкает благостным взором на толпу с нелепыми прическами в штанах-клеш. Сравнения с библией напрашиваются сами.
Тед Нили (Иисус)Обе постановки изящно слили любовную тему, но вот отношения Иисус-Иуда - лидер и его правая рука дополняют иллюзию, творимую на сцене. В фильме, подражающем библии, конфликт очень мягкий, с постоянным "градусом накала", Иисус только пару раз поорал на Иуду, когда их мнения расходились, а в новой постановке накал страстей все время растет, они чуть не подрались в итоге. Настоящие современные бунтари - зачет! И кстати, главный герой в версии 74 года - Христос, а в 2012 - Иуда.
Третье. Актеры. Самое забавное в версии 74 года то, что Иуда - негр Карл Андерсон, а Мария - Ивонн Эллиман - имеет ирландско-японское происхождение.
Карл Андерсон (Иуда), Тед Нили (Иисус) и Ивонн Эллиман (Мария)Вообще вся труппа интернациональная - это ну очень по-американски толерантно и глаз цепляет, но, следует отметить, картинку не портит. Толерантность присуща и новой постановке, но в ней на это меньше обращаешь внимания. Христос здесь уже темноволосый, Иуда (Тим Минчин) наоборот блондин, а роль Марии досталась, страшно сказать, Мелани Чисхолм - она же Мелани Си - участница Spice Girls.
Тим Минчин (Иуда), Бен Фостер (Иисус), Мелани Си (Мария) и Кристофер Мойлс (Ирод)Зато на контрасте между двумя версиями очень заметно, что в 74 году труппа была значительно худее и моложе, чем в 12.
Четвертое. Игра. Я пока писала пост, поняла, что постановка 2012 года нравится мне больше, но в обеих версиях есть чем полюбоваться. Вот Тед Нили в образе Христа 1974 очень здорово смотрелся, эта его чистосердечная покорность судьбе, благородный и просветленный взгляд - очень круто! Хотя все это не мешало ему в начале мюзикла выглядеть наивным самовлюбленным дураком. Бен Фостер (Jesus, 2012) был менее убедителен в своем упорном молчании на суде и томные взгляды ему давались тяжелее и отстраненного благородства у него не получилось, а в начале он выглядит вообще напыщенным индюком - смотреть противно! Но это видимо обязательная часть авторского замысла. Иуды на мой вкус оба хороши: и Карл Андерсон и Тим Минчин играют здорово! Минчин, наверное, даже поярче будет: ему как никак разрешили нервно курить на сцене, пить из горла, и даже почти дали подраться. А уж его дреды и подведенные черным глаза с тоской и безнадегой взирающие на своего лидера - просто прекрасны.
Тим Минчин (Иуда) Мария в исполнении Ивонн Эллиман однозначно лучше образа Мелани Си. По всем пунктам, включая голос. Второстепенные персонажи меня не особенно цепляли. Симон лучше поет в старом фильм, зато в новом он больше похож на небольшую такую рок-звезду, подражающую кумиру, ну и одет стильненько. Пилат в новой версии мне чуть более симпатичен, но дело исключительно во внешности. Сцена с царем Иродом (которого в новой версии сыграл известный британский телеведущий Кристофер Мойлс) оригинально смотрится в обеих постановках, просто осовременивание мюзикла дало авторам шоу больше возможностей.
Пятое. Голоса и музыка. Я с удивлением узнала, что к голосам актеров предъявляются четкие требования и потому они во всех версиях будут похожи. Ну в общем да - похожи. Голос на партию Иуды нравится мне больше всех. Исполнение обоих актеров тоже примерно одинаково хорошее: кто-то лучше поет тут, кто-то там - разница несущественна. Кроме разве что последней песни "Superstar" - в исполнении Тима Минчина она чуть эффектнее и нравится мне больше. Мюррея Хэда я еще не слушала. Про песни Марии я уже говорила - Ивонн Эллиман круче всех! Она, кстати, и в рок-опере 1971 поет.
Ивонн Эллиман (Мария)
Мелани Си (Мария)Голос Христа мне не особенно по душе, хотя у Бена Фостера (2012) потрясающей красоты тенор, которым он отвратительно поет высокие куски. Только поэтому манера исполнения Теда Нили (1974) нравится мне больше (эти же куски, где надо чуть ли не фальцетом петь, у него очень хорошо выходят - душевно), хотя его голос и не вызывает восторга. Йен Гиллан пока не вызвал у меня никаких особенных эмоций, но и послушала я всего ничего. Еще я с обнаружила, что немного отличается музыка: 74 год какой-то насквозь электронный, а в 2012 - исполнение живое и немного другое. А еще в 2012 как-то поживее поют и пороковее что ли.
Шестое. Спецэффекты. В старом фильме их просто нет. Там время от времени показывают танки и боевые самолеты. Я пока википедию не почитала, так и не поняла, зачем все это. Оказалось, что Иуда предчувствовал, что популярность Иисуса может закончиться бунтом и жестоким его подавлением римлянами. Так что эта боевая техника - что-то вроде глюков о надвигающейся войне. Что, кстати, неплохо объясняет его панику и желание что-то сделать, чтобы предотвратить катастрофу. Но блин! Без поллитры не разберешься!
Постановка 2012 года спецэффектами не изобилует, но из-за того, что это не фильм, а шоу, идущее в зале, возможностей у них будто бы поменьше, но используют они их по максимуму. Например, Иуда прям там, вживую "вешается" - смотрела не отрываясь! Христа красиво к потолку подняли и крест на фоне засветили, а как здорово его спину "располосовали" и терновый венец надели! Очень красивые иллюзии, даже несмотря на то, что понятно как все это сделано. Ну и огромный экран на заднем плане со сменными декорациями - тоже был очень кстати.
Седьмое. Картинка. Качество изображения и съемки двух версий разительно отличается в пользу новой версии. Фильм 74 отвратительного качества - все статичные картинки там на стопкадре, им что пленки было жалко? Ну и лоска в постановке 12 года больше.