Каждые два года в мире транспортников случается важное событие - для всех профессионалов и простых желающих в Берлине открывается крупнейшая выставка транспортных технологий и всего сопутствующего им: Innotrans. Вот и в этот раз в последнюю неделю сентября под общим девизом "будущее мобильности" 2.600 участников показали 120.000 посетителям новейшие тренды рельсокопытного (и не только) подвижного состава, технологии и всё, что хотя бы отдалённо относится к теме. В это же время нужные люди провели переговоры на высшем уровне, параллельно выпив многие гектолитры немецкого, равно как и чешского пива и как бы между делом купив друг у друга техники на пару миллиардов евро. Но не бесконечными пёстрыми павильонами со всех стран света славен "Иннотранс", а огромной натурной экспозицией, размещаемой аж на 3,5 километрах суммарной длины специально сооружённых в экспоцентре путей. Это даже если не считать многочисленные трамваи и спецтехнику, расставленные на собранных фрагментах пути вне основного веерного парка. Давайте посмотрим, что там приготовили именитые производители в области локомотивов, вагонов моторных и обычных.
2. В самом начале встречает посетителей один из главных хитов и скандалов сезона, дизельная мотриса Link от польской Песи фирмы PESA. Эти ребята, инвестировавшие однажды в Быдгощи в полуразваленный вагоноремонтный завод, за последние 10 лет наладили полноценное производство, серьёзно заявили о себе на всех рынках и давят уже не только дешевизной, но и качеством. Впрочем, салон односекционного "Линка" для Deutsche Bahn
не порадовал ничем: привычная уже для последних новинок ДБ безликость и экономия. Данный экземпляр, несмотря на непрекращающийся наброс на вентилятор немецкими ферроэквинологами, пойдёт на испытания, а через пару лет - в серию.
3. В PESA очень старались и выработали-таки свой фирменный стиль дизайна, хоть и слегка безумный. Второй натурный экспонат среди "тяжёлого" транспорта, 2400-киловаттный магистральный пассажирский тепловоз Gama, предназначен для польских дорог и уже куплен в количестве 10 штук.
4. "Ар-р-р-ръ!" - как бы предупреждает нас от близкого нахождения к ней хищная морда "Гамы".
5. Внутри, конечно, всё можно посмотреть и покрутить. Кабина оказалась тесновата, но зато далее нашлось место туалету, холодильнику и небольшой кухне.
6. Примерно так выглядела экспозиция на двух "длинных" путях между павильонами выставки. Справа стоит light rail турецкого происхождения, потом польский постояннотоковый электровоз Dragon от группы Newag, уже в окраске частного оператора Lotos.
7. Всё реже и реже появляются новые модели отдельных вагонов. Перевозчики из соображений экономии норовят перейти на МВПС с распределённой тягой или поезда постоянного формирования, но в Венгрии в этом плане пока всё в порядке. Вагонные мастерские города Сольнок показали новый вагон для сообщения Intercity, который они готовы производить собственными силами - вот это дела! Внешне угадываются вляния сименсовского railjet.
8. Внутри всё современно, но как-то неспокойно и пестровато (я постарался передать натуральный цвет на всех изображениях, так что желтизна в оригинале). Сиденья средней жёсткости, на четвёрку и только.
9. Следующим номером идёт очередной повод для скандала вокруг Deutsche Bahn, румынский робокоп электровоз Softronic для отделения DB в Румынии. Язвительных шуточек по поводу экономии DB на всём, теперь включая и локомотивы, было не сосчитать. Но эта "мыльница" в Германию не вернётся: рассчитана на напряжение 25 кВ и сети Румынии с Венгрией.
10. Однако, Румыния-то даёт: почти идеально гладкие боковины. В остальном всё обычно: четырёхосник, асинхронник, односистемник.
11. Stadler из года в год педалирует свою линейку электропоездов Flirt, и весьма в этом деле преуспел. К 2014 году их модельный ряд ожидаемо достиг третьего поколения, а попутно был продан тысячный (!) поезд серии. "Флирты", как известно, рассекают по всей Европе, включая замечательную РБ, и хорошо настраиваются под любую существующую колею, напряжение сети, тип салона и желаемый уровень комфорта. Здесь мы видим экземпляр формально для DB, но под управлением земельной (областной) администрации перевозок Рейнланд-Пфальц. То новая мода: вместо фирстиля перевозчика поезда раскрасят по землям, что в идеале внесёт некоторый порядок в сильно "расцветшие" перипетии частных операторов в регионах.
12. Салон теперь тоже заказывает земельная администрация, чтобы побороться с прижимистостью государственного гиганта. Здесь вышло прекрасно: откидные столики, удобные кресла, хватает места для коленей. Предусмотрели даже места для табличек с резервацией мест, но это, наверное, зря - резервация в региональном сообщении обычно не применяется.
13. Переходим к стоящему рядом "Флирту" для (внезапно!) депо Титоград JЖ сербских дорог, которым под обновление стареющего парка ЭР31 дали еврокредит с перспективой развития. Сербы к переходу на такую впечатляющую технику сами пока не очень готовы, но подвиг депо Барановичи им повторить всё равно придётся, и уже совсем скоро. Первые два "Флирта", занумерованные как серия 413/417, уже стоят в Земуне.
14. Салон сербам выполнили чуть попроще, но тот, кто знает, в каком состоянии сегодня ездят "Беовозы"-ЭР31, согласится с тем, что большего на данный момент там желать не приходится.
15. Немного удивило то, что все подписи, кроме инфотабло, выполнены на латинском варианте сербскохорватского. Так и с кириллицей незадолго расправиться можно в масштабах ЖС. И снова видим рамочки под резервацию мест. Ну ок.
16. Этот маневровый малыш ТМЭ3 от чешской фабрики CZ Loko уже хорошо знаком белорусским коллегам. Здесь - во "втором издании", причёсанном и прилизанном. Ждите на БЧ!
17. Чешская "Шкода" представила уже далеко не новинку - пригородный электропоезд RegioPanther о трёх секциях в двухсистемном исполнении на 3 кВ= и 25 кВ~, то есть на все две чешские системы тока (нагородили в своё время, как в СССР). За счёт вклеенного остекления с боков смотрится даже выигрышнее "Флирта". Асинхронный привод, низкий пол, выдвижные ступеньки и всё прочее - в духе современности.
18. Завершаем чешскую тему поездом постоянного формирования ČD railjet для чешских дорог от "Сименса". История появления этих составов полна недоразумений и случайностей. Во время покупки "рейлджетов" их первоначальным заказчиком, австрийскими дорогами, чехи перехватили инициативу и воспользовались опцией производителя на последних 15 составов. После интервенции "Шкоды", судебного разбирательства, разрыва договора и заключения нового соглашения на 7 поездов взамен 15, чешские вариации начали появляться и в металле. Курьёзом закончились и планы использовать электровозы Skoda 109E для тяги: работы по их приспособлению к сименсовским вагонам вышли дороже, чем взять в лизинг и перекрасить подходящие "Таурусы" у австрийцев, к чему в итоге все и пришли.
19. Посмотрим салон "рельсового низколетающего". В первом классе в Чехии сейчас разворачивается нешуточная борьба за клиента, поэтому здесь всё в ажуре: полулежачие кресла, много места для ног и куча бонусов, например, с питанием и газетами во время поездки.
20. Во втором классе уже имеющийся австрийский салон просто выполнили в чешских цветах, и совсем напрасно, как мне кажется. Railjet страшно ругают за неудобные кресла для основной массы пассажиров. Инновация, правда, коснулась освещения: инженер при мне демонстрировал возможности встроенной системы LED-света, окрашивая салон в самые разные RGB-цвета, от красного до фиолетового! Суммируя, вспомню, что разгоняться railjet способен до 230 км/час, хотя в самой Чехии мест для таких возможностей пока нет.
21. Главным красавцем выставки оказался гоночный Ferrari итальянец Frecciarossa 1000 дизайна именитого ателье Bretone, совместного производства Bombardier и AnsaldoBreda, хотя роль последних, с их ужасной славой в мире транспорта, представляется мне чисто номинальной.
22. А так это скоростной поезд платформы Zefiro, развивающий 360 км/ч, а в проекте и все 400. Были представлены аж четыре разных класса салона, правда, внутри поснимать не довелось: было "закрыто на спецобслуживание".
23. "Морды" нынешнего Иннотранса...
24. Следующим продуктом от "Бомбардье" выступает знакомый многим двухэтажный вагон для Германии, который можно встретить почти в любом уголке страны на региональных и межобластных экспрессах. По новой моде брендинга это теперь "платформа Twindexx". Хотя стоп! Почему белый-то?
25. А просто это версия для поездов дальнего следования, сиречь InterCity. Такую смесь бульдога с носорогом на ДБ придумали, чтобы заткнуть временную дырку между текущим списанием классических вагонов IC и поступлением нового МВПС в виде ICx (с 2017 года). Но сертификация белых двухэтажек затягивается уже скоро как второй год, так что пойдут они в итоге, как мне думается, в новые межобластные поезда типа IRE.
26. Тем паче что салон (2 класс) у них не то, что не выдающийся, а даже откровенно позорный. "ДБ возвращает третий класс!" - шутили посетители. В самом деле, продавать дорогой тариф IC в такой курятник будет стоить маркетологам больших усилий. Останется менять салон или... вводить новую недорогую категорию между IC и региональным экспрессом!
27. В первом классе дела чуть получше, но подъём по лестнице чемоданов, которые дальние пассажиры непременно возьмут с собой, здорово демотивирует. А в остальном вагоны технически не отличаются от тех, которые уже есть в эксплуатации. Не удалось и поднять скорость 160 км/час до желанных хотя бы 189 на имеющихся тележках. Сертификация пока продолжается.
28. А вот что делает французская часть Bombardier для французского рынка. Тут по дизайну немец явно впереди!
29. Переметнёмся на стенд Siemens. Здесь стоят красавцы-"Вектроны", преемники знаменитой платформы Taurus/EuroSprinter. Есть возможность установки системы безопасности практически любой европейской страны, четыре системы напряжения или дизельный генератор. Скорость 160 или 200 в зависимости от максимальной тяги. Ждите через два года на станции Бусловская :)
30. В кабине есть удобная система проекции основных величин на прозрачный визир перед лобовым стеклом. В автомобилях такое, правда, делается гораздо аккуратнее, но то ещё пока всего лишь предсерийный образец.
31. Пульт в "Вектроне" весьма обычный. Для эксплуатации в нескольких странах кругом пиктограммы или надписи на куче языков сразу. Этот экземпляр уже сертифицирован для работы в Германии, Австрии, Дании, Швеции, Чехии, Словакии и Венгрии. А также, конечно, по общеевропейской системе ETCS.
32. Несмотря на высокотехнологичную начинку, на крыше у "Вектрона" - целая танцплощадка свободного места, одни пантографы и шины торчат, да ГВ ещё. Вспомнив вид крыши ЭП20, уступающего по характеристикам, и погрустить можно.
33. Ещё один "многостранный" Vectron в специальной расцветке для оператора-лизингодателя MRCE стоял чуть в сторонке, так что снимать его было сложно. Кстати, на этой платформе есть прежде невиданная опция вспомогательного дизель-генератора. С таким оснащением электровоз может заходить в стойло депо, либо в парк совершенно без контактной сети, даже прихватывая при этом часть состава. То есть можно обслуживать подъездные пути, месить манёвры и после этого дуть через всю Европу на одном локомотиве! Для РЖД с их монополией и укладом работы это немыслимо и неактуально, но на конкурентном диверсифицированном рынке ЕС такие предложения востребованы. Посмотрим, какое развитие получит такая штука.
34. Скоростной пантограф от "Вектрона" и других произведений "Сименса" выставлялся тут же, на стенде.
35. Коротенькое интермеццо от "Трансмашхолдинга", который из года в год привозит пару макетов и гору проспектов, а посетители в итоге скучают за бокалом пива на стенде. Помните ЭГ2Тв с его, мягко говоря, спорным дизайном? Вот его настоящий дизайн-проект для МКЖД. Поговаривают, правда, что по тендеру они пролетают, но то пока слухи. На заднем плане - уродец детище "Метровагонмаша", модульный дизель-поезд ДП-М.
36. ЭГ2Тв-настоящий :)
37. Символизируя уже упомянутую борьбу за клиента на дальней дистанции, выставлялся классический пассажирский вагон для чешского оператора Student Agency известного бизнесмена Радима Янчуры, построенный на фабрике Astra Vagoane в Румынии. Вагон, помимо отличного традиционного дизайна, держит все 200 км/ч и фантастически удобен.
38. Заглядываем внутрь. И это второй класс? :) Сравните, как говорится, с фото 26. Мягкие сиденья из кожи, приятный настраиваемый на день и ночь верхний свет, столики, инфомониторы...
39. Развлекательные терминалы, суть встроенные планшеты, есть на всех местах типа "в спину". Есть интернет, книги, фильмы, информация о поезде, ну и куча игрушек :) Молодцы ребята у Янчуры!
40. Рядом стоят дальнейшие образцы слегка обкуренного польского дизайна от группы Newag. Дизель-поезд для варшавского региона слева, электропоезд для Нижней Силезии - справа. Кстати, тот, что справа, так называемый Impuls, не так уж прост. Будучи разработанным под техзадание пригородного поезда, он был дотянут конструкторами до отличного уровня и умеет разгоняться аж до 200 км/ч. Это уже серьёзная заявка на успех.
41. Внутри "Импульса" - обычный пригородный салон, но разумеется, за отдельную плату тут всё смонтируют, "как в лучших английских домах". На выставку привезли трёхвагонную версию. Пол низкий, но есть пара возвышений с пандусами в районе сочленения.
42. Немецкий "Альстом" пригнал два почти одинаковых дизельных двухвагонника LINT для региональных линий. Кроме новой морды и новых дизельных моторов под Euro VI, ничего нового не видно.
43. Внутреннее убранство довольно аскетично, хоть и не лишено удобства. Но это ведь всего лишь "дизеличка" для второстепенных линий.
44. Их электрический альстомовский брат LIREX вообще откровенно разочаровал: "бронебойная", безликая морда, довольно просто оформленный салон. Хотя такие мордасы появляются, конечно, не от хорошей жизни, а согласно требованиям TSI, и вообще, ни одна жизнь машиниста не стоит какой-то красивой передней части в ущерб безопасности при столкновении. Но хорошие дизайнеры в "Альстоме" явно нужны.
45. В условиях выставки дизайн особенно бросаются в глаза. Рядом стоит метровагон Siemens на базе платформы Inspiro для Мюнхена, и его формы - пожалуйста, куда как краше и гармоничнее "Лирекса". Впрочем, о нём расскажу в следующей серии.
46. Словаки из бывшего ремзавода ŽOS Vrútky зачем-то во второй раз привезли своё детище, трёхвагонный дизель-поезд 861. За два года наклепали 14 штук.
47. Поезд этот внутри так себе, тотальный low-cost и колхоз. Хотя для малодеятельных линий в словацкой глубинке пойдёт на ура, я думаю.
48. Ну и железнодорожная действительность далёкой Англии была представлена новым пригородным экспрессом Desiro Class 700 от Сименса. Габарит у англичан ещё более узкий, чем у континентальных европейцев, особенно в нижней части кузова.
49. Поезд предназначен для новой пригородной линии Thameslink в центре Лондона. Ездить на работу простым английским клеркам будет скучновато, как мне кажется.
50. Хотя и не обошлось без некоторых ноу-хау, одно из которых - динамическая информация о загрузке вагонов через датчики веса в тележках. Более того, эта информация будет передаваться и на перрон, чтобы все желающие до прибытия разбрелись к тем вагонам, где ещё осталось хоть немного места! Поезда Thameslink в часы пик будут курсировать с интервалом всего 2,5 минуты.
51. Какая выставка без ностальгических моментов! Одна из компаний на полном серьёзе представила проект замены дизеля на музейном уже западнонемецком тепловозе V200, который хорошо известнен моделистам в TT и фанатам магистральной гидропередачи. Блестит, как с завода!
52. И ещё можно было проехаться по подъездному пути к выставке на старом паровозе...
По части "тяжёлого" рельсового трансорта у меня пока всё. Во второй части покажу вам новые трамваи и метрополитен. А пока жду ваших вопросов :)