Судно идет к шлюзу. Он не похож ни на одно из сооружений, которые мы встречали по пути из столицы. У него - два параллельных пути, две "нитки", как и у Рыбинского шлюза, но в отличие от последнего каждая нитка состоит здесь из шести последовательно расположенных камер.
(с) Путеводитель "Волга, Кама, Ока, Дон" , Москва 1955
00 Вид с перегородки шлюза
Как уже заметил автор путеводителя, пермский шлюз состоит из двух "ниток". Правая по течению (или западная) в своё время была предназначена исключительно для спуска плотов.
фото из неизвестного архива
Вдоль шлюза проложены рельсы, когда-то плоты тянули "редкие птички" - электровозы IIКП4Б-10 оборудованные специальными лебедками (в рамках экскурсии мы прокатились на таком). Таких машин было выпущено всего 4 десятка из них половина была поставлена сюда.
01 IIКП4Б-10
Это оргинальное решение было продиктовано желанием "и рыбку съесть и в воду не лезть": шлюз обычной конструкции никогда не смог бы пропустить за навигацию те 10- 12 миллионов кубометров древесины, которые в советские времена шли через "лестницу" Камского гидроузла. Применение же электровозной тяги ускоряло процесс шлюзования плота минимум в два раза.
02 IIКП4Б-10 смотрит на город
Впрочем, в настоящее время, такой потребности нет, и электровозы используются для транспортировки грузов и персонала по территории гидроузла. Большая часть редких электровозов, к сожалению, простаивает.
Но самое главное отличие пермского шлюза от всех других в том, что он 6-ти камерный. То есть, чтобы пройти шлюз, судам нужно прошлюзоваться не в одной камере или двух подряд камерах (как к примеру на Волго-Доне или Волго-Балте), а в шести!
03 Ещё одно замечательное фото с аппарата Ильи
ilipin . Считайте камеры шлюза, я ведь мог и обмануть.
Причиной отказа от простой модели(изначально хотели однокамерный) было гипсоносное русло Камы. Решение нашлось - облегчить шлюзовые камеры увеличив их количество.
03 Капитан Афанасьев шлюзуется
Камеры шлюза разделены между собой железобетонными головами, в которых смонтированы не створчатые, как на других шлюзах ворота, а откатные, представляющие собой плоские металлические щиты площадью свыше трехсот квадратных метров и весом до 250 тонн каждый. При проходе судов ворота с помощью специальных лебедок откатываются в железобетонные ниши - так называемые «шкафы».
05
Здесь находится оборудование, которое сдивагет многотонный заслон
06
07
08
Не обошлось и без аварий.
4 ноября 1994 года, буксир "Дунайский-31" зашел со стороны водохранилища в шлюз. Теплоход вел состав из двух барж с грузом минеральных удобрений. Во время шлюзовки, когда начался сброс воды, произошло открытие нижних ворот камеры и грузовой состав сорванный со швартовых вместе с потоком воды устремился в следующую камеру, снося поочередно ворота 3,4, 5, 6, 7. При полном напоре воды аварийные ворота были запущены на закрытие. Была устранена угроза катастрофического затопления нижележащих территорий.
В результате аварии погибли два человека - рыбаки ловившие рыбу в запретной зоне шлюза - их смыло водой.
09
На текущий момент хоть западная ветка и восстановлена, но пока не запущена в эксплуатацию.
Но от грустного переходим к самому классному в пермских шлюзах - зданию диспетчерской.
10
«Проектом предусмотрено будки механизмов шлюза оформить высококачественной штукатуркой и покраской, украсить лепными изделиями, цоколь и наличник дверей отделать полированными гранитными плитами. Кроме того, намечено построить высотное здание центрального пульта управления со шпилем. Этому зданию придается особое значение в архитектурном ансамбле. Оно должно быть облицовано бетонными плитами, отделано гранитом. Башню венчает огромный шпиль из нержавеющей стали. Поскольку эти работы требуют определенного эстетического вкуса, руководство решило поручить их Гражданстрою и лично вам…» таким письмом поручает инженеру-гидростроителю В. Гергерта строительство сооружений шлюза главный инженер строительства камского гидроузла Васильев А.Ф
По воспоминанию В. Гергерта для строительства башни управления шлюза была создана специальная мастерская для изготовления лепных украшений, найдены гранитчики, организовано производство железобетонных плиток из белого цемента с красителями.
«Осталось только поднять шпиль. Подготовлены все приспособления, установлены лебедки. В это время я получил путевку в Железноводск и со спокойной душой отправлялся на курорт. В Харькове вышел из вагона прогуляться. На платформе неожиданно встретил Анатолия Федоровича [Васильева]. ОН был в Москве на съезде строителей, а оттуда, не заезжая на Гайву, едет отдыхать в Кисловодск. Он сразу спросил:
- Шпиль уже подняли?
- Еще нет, но на днях поднимут.
- А нельзя это приостановить?
- Теперь уже трудно. А в чем дело?
Он объяснил, что на съезде строителей был дан бой архитектурным излишествам: колоннам, шпилям и т.п.
- Но сейчас, - сказал я, - поздно отменять наш шпиль, его, наверное, сегодня уже поднимают. Пусть лучше его установят, а то переделки обойдутся дороже.
Так и решили: пусть на ЦПУ нашего шлюза будет шпиль…»
И уже 60 лет звезда на шпиле смотрит на камское море с гордых 67 метров. Поднимемся к ней повыше:
На последнем этаже расположен центральный пульт управления
12
Здесь современные технологии причудливо переплетаются с старинным оборудованием.
На фото слева современная система видеонаблюдения. А справа - механический "прогрессбар" - он отображает реальное состояние заслонки и движется одновременно с ней.
13
Анимашки процесса:
С технологией разобрались, теперь виды:
На западе видна
Камская ГЭС
14
15
На севере - Камское водохранилище
16
16
Восток - "Молодёжка"
19
ЮГ, нижний бьеф. На заднем плане профиль города.
20
21
Приблизим.
22
Ещё приблизим
23
24
Похожие репортажи: