Николай Фешин в Третьяковке

May 29, 2012 21:02



Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд. 1908. ГРМ

Специально для galankor!

Была сегодня на выставке Фешина!
Столько счастья!
Опять - в который раз! - убедилась, что все репродукции, слайды и картинки в Интернете ничего не стоят - смотреть нужно только вживую. Так было с Модильяни, живопись которого - по репродукциям - казалась мне плоской, так же произошло и с Фешиным, хотя в этом случае и по репродукциям было понятно, что живописная поверхность его картин плоской быть не может, но наяву она оказалась просто бушующим морем, ураганом, стихийным бедствием!
Я не знаю, как и чем он писал - кисти, конечно, мастихин - несомненно, что еще?!
Вот эта картинка наверху не передает НИЧЕГО! Ничего, кроме композиции и цвета - цвет относительный, конечно.
Я чуть носом не тыкалась в красочную поверхность, пытаясь понять: как, как он это делает?! Мешанина красок, набросанных пастозно и вроде бы как попало - но нет! Все неимоверно точно и продуманно.
И из этого красочного мессива проявляется прекрасное девичье лицо - отрешенное, печальное, потусторонее...
Мне кажется, Фешина подделать, скопировать - невозможно! Рисунок, композиция, тон, цвет - да. Но повторить это яростное безумство красочного мазка, идущего то вдоль, то поперек полотна, то по диагонали; раздавленного и заглаженного мастихином, вырывающего с поверхности - в другое измерение! -  НЕВОЗМОЖНО.





Портрет художника К.М.Лепилова (1909)

Или вот этот портрет Лепилова, который здесь - просто никакой, а живьем - это такой пир черного цвета, у которого, оказывается, масса оттенков! Как написан  этот черный пиджак, нет, это надо видеть и долго рассматривать. По этому пиджаку надо путешествовать, экскурсии водить!

Все картины Фешина надо рассматривать минимум с трех точек, с трех расстояний: носом в полотно, отступя на пару шагов, и издали - с другого конца зала: тогда совершенно другой эффект и вот эта обнаженная - написанная этюдно, недописанная, вблизи какая-то... словно наспех слепленная из теста -



- если смотреть на нее из другого зала, она светится нежным розовым пламенем, сияет, как драгоценность! Просто чудо.

На особинку - самая знаменитая Фешинская обнаженная:



Она сделана совсем иначе - никого бушующего моря, никакой пастозности - тонкие лессировки, сквозь которые виден грунт и карандашный рисунок, энергичный  мазок - только волосы и фон. Как, почти без краски, сделал он это живое, дышащее, прекрасное и бесстыдное женское тело?!

Обнаженных женщин Фешин не щадит - не стилизует под сильфидок и венерок - они все у него живые, мясистые, со складками,  но это не кустодиевский пышный зефир и мармелад, нет - это именно мясо, плоть, жаркая и желанная.

А в портретах женских всегда замечателен рот - такой именно фешинский, бутоном, так и хочется назвать - "раненая роза"...

Роскошная дама, делающая маникюр - Частная коллекция США; Портрет мадмуазель Жирмонд.



И опять картинка не передает ни черта! Цвет не тот, и нет того удивительного эффекта от ее левой руки - с растопыренными пальчикам. Эта рука - одна сама по себе - портрет! А лицо дамочки, кстати говоря, врезано - то есть, вклеено! Первый раз такое вижу - переписывал, что ли? Можно было просто записать, но зачем-то наклеил сверху холст. Очень интересно.

Невозможно все рассказать! 
Кое-то понравившееся:



Потрясающий самовар! Вблизи - наворочено красок, а вот вам самовар! Прибавьте только оранжевого на занавеску.

Потрет Отца - невольно написала с большой буквы, но решила оставить, потому так хочется назвать - такой и есть: Отец. Мрачная, сильная вещь.



Портрет Сапожниковой - он ее много писал, этот лучший, по-моему:



Портрет Н.М.Сапожниковой (у рояля) (1916)

Там такая мощная энергетика - взгляд, жест, платье это, словно звучащий аккорд!  Взрыв звука - именно звука, так и слышишь эти ноты, что звучат из-под ее правой руки...
На другом ее портрете Фешин заботливо передал всю мелочную разделку обоев на стене - долго рассматривала, как он это сделал: штампиком, что ли?  Вот тут:



Рука крупно:



Потрет Давида Бурлюка:



Совершенно потрясающий Носильщик:



Фешин уехал из России в 1923 году, жил в Америке - в Нью-Йорке, а в конце 20-х годов переехал с семьей в городишко Таос, в Нью-Мексико. На выставке есть зимний пейзаж, написанный в Таосе - та же Казань! А индейцы похожи на татар, как говорил Фешин. Он хотел написать старого индейца - они не позировали, этого было нельзя, и Фешин обсуждал с друзьями, как бы уговорить. Индеец услышал, спросил: на каком языке говорят эти люди? На русском! Этот язык похож на язык моего племени - пусть рисует. Это  безопасно!
Потрясающая история.

А это - портрет живописца Виталия Тихова, про него я недавно перепостила:
http://je-nny.livejournal.com/1634116.html
Такой джентельмен, не подумаешь, что это он писал роскошных нагих красавиц! Или наоборот - подумаешь...



А это портрет гравера по дереву У.К.Уоттса - с этих двух портретов, Уоттса и Бурлюка (не тот, что я дала, а большой, ростовой, а этот он написал специально для Бурлюка), началась слава Фешина в Америке



А вот этого портрета на выставке нет - ГМИИ пожалело что ли? Народ ходит ищет - а нету!



Портрет Вари Адоратской. 1914.

И под конец - портрет Ленина - Фешин его успел в 1918 году написать. Еще у него есть Луначарский и даже Карл Маркс - увдела в интернете, на выставке нету. Интересно, выставлялся ли Ленин (он из Казани, не Ленин, а портрет) в советские времена? Вряд ли, раз художник слинял из Совдепии.
Это самый потрясающий потрет Ленина, который я видела - а насмотрелась я их немало за годы, прожитые в развитом социализме. Во-первых - он явно рыжий! Волос мало, но - рыжие. Во-вторых - убийственный взгляд прищуренных глаз, следящих за вами, куда бы ни пошли. И рука! Рука - краб, рука - паук! Паук, замысливший недоброе...
И плотоядно выпяченая нижняя губа...
От картины веет такой мрачной энергетикой - какой там добренький дедушка Ленин с ласковым прищуром!
Воля, и воля злобная, разрушительная - "до основанья, а затем..."
Это не тот Ильич, что гладил по головам детей - а тот, что подписывал расстрелы...
Патронов не жалеть!



И совсем под конец - дом Фешина в Таосе. Он строил его сам, как хотел, поэтому снаружи он какой-то... мексиканский? Или какой? А внутри сплошное Талашкино! И русский дух, и Русью пахнет!





Выставка замечательная - картин не мало и не много, очень хорошо выставлен свет, что редкость в музеях. Купила каталог - малый за 950 руб, большой - за 3500 - не осилила! Но и этот хорош - картин и графики там больше, чем на выставке.

Перепост про выставку: http://je-nny.livejournal.com/1626098.html

Три мои поста про Фешина - живопись и графика, картинки -

графика:
http://je-nny.livejournal.com/1626598.html
женский портрет:
http://je-nny.livejournal.com/1514292.html
обнаженные:
http://je-nny.livejournal.com/1514010.html

портрет, музей, искусство

Previous post Next post
Up