Johan Botha

Sep 08, 2016 23:07


Сегодня такой печальный день, когда не стало прекрасного тенора, моего любимого оперного певца Йохана Боты.

Дань памяти - мои воспоминания о его выступлениях. Очень жаль, что их немного.


Март 2012. Я поехала в Вену, уже целенаправленно в оперу - в программе были "Любовный напиток", "Фиделио" и проч. При этом совершенно случайно попала не в государственную оперу, а в театр An-der-Wien, где на пасху давали редко звучащее произведение Бетховена "Христос на масличной горе". Я пошла, прямо вообще ничего не подозревая, так как жила рядом, были деньги и свободное время, а там...дирижировал Джордан, солировали Нюлунд, Бота и Финли. Да еще и сидела я на 3 или 4 ряду партера, прямо по центру. Совершенно обалдела и от музыки и от уровня исполнения. Нюлунд я уже слышала до этого, Финли почему-то совершенно не запомнила, кроме того, что он постоянно зевал и тер глаза (концерт был дневной), Джордан показался совершеннейшим красавцем, но сердце мое покорил Бота. И своим прекрасным сильным и чистым голосом, и подкупающе открытым честным видом. Он так трогательно каждый раз надевал очки перед тем, как была его очередь петь... В общем совершеннейший восторг. Потом мы сразу обсудили услышанное с maultasch_a, она сказала, что это один из ее любимых певцов и еще много прекрасного и я поняла, что это он - тот самый тенор.

Через год, в марте 2013 года, я поехала в Зальцбург на пасхальный фестиваль уже целенаправленно, чтобы послушать Боту. Давали "Парсифаля", дирижировал Тилеманн. В общем роскошь и великолепие, жаль, что все же я пока так и не научилась ничего понимать и любить музыку Вагнера. Но зато до поездки я познакомилась в Берлине с будущим мужем, потеряла кошелек, приехала в Зальцбург с какой-то мелочью в кармане - в общем, есть что вспомнить.

Потом в апреле 2013 года мы с mrs_cunning пытались попасть на "Отелло" с Ботой в Мюнхен. Собрались, купили билеты, приехали, а там Кристиан Бенедикт((( Все было отлично, волшебная Аня Хартерос - Дездемона, да и Бенедикт был неплох, о чем чудесно написала Катя, а на следующий день я попала еще на старую постановку "Риголетто" в Вене с Кинлисайдом (!), но Боты все же не было. Забегая вперед, скажу, что на "Отелло" с ним я так и не попала.

В феврале 2014 я собиралась послушать "Аиду" под липами в Берлине, где в главных партиях были заявлены Монастырска и Сартори, и тут (!) Сартори заменился на Боту (!!). Лучшей удачи трудно и представить, я даже быстро сагитировала мужа сходить со мной. Но потом и вместо Монастырской появилась Кристин Льюис и полноценного дуэта не получилось. Хотя Бота изо всех сил поддерживал партнершу вокально, разница вокальных калибров была слишком заметна. Ну и постановку с танцующими жирафами сложно забыть. Радамес Боты - почти безупречен. Хотя замечу, что более поздняя интерпретация Кауфманна мне понравилась даже чуть больше.

Май 2014 - опять же целенаправленно оперная поездка в Вену, кстати, не очень удачная. С Ботой "Шенье". Только сейчас посмотрела, что за Маддалену была Мария Жозе Сири, оказывается я ее слышала раньше. Бота - идеален, но сама опера как-то не легла мне на слух.

В октябре 2014 года была попытка повторно послушать Боту - Радамеса, но уже в Гамбурге, но он сначала превратился в Аланью, а потом...даже не помню в кого, но зато Аидой уже была Монастырска:) В Гамбурге я узнала, что хор в немецком театре все же может быть нестройным, но зато услышала одну из лучших Амнерис - Марину Пруденскую.

Зато в октябре же 2014 года случился праздник души- "Ариадна на Наксосе" опять же в Вене. Вот тут полный и безграничный восторг: во-первых от Штрауса (эту оперу я слушала впервые), во-вторых от постановки Бехтольфа, в третьих от Тилеманна и абсолютно всего каста, где главными звездами для меня были, конечно, Изокоски и Бота. Это было высочайшего уровня вокальное искусство и проникновенность

Летом 2015 года была возможность поехать на "Отелло" с Ботой в Кельн, но все было так хлопотно, что я махнула рукой и подумала, что возможность еще будет.

В марте 2016 у меня были билеты на "Отелло" в Зальцбург, где он должен был петь, но все знают, что этого не случилось. В Зальцбург я не поехала, билеты удалось сдать.

7.07.2016 "Турандот" в Мюнхене в постановке Падриссы. Калаф - Бота, Турандот - Штемме. Было много сомнений, будет тенор выступать или нет, ибо уже было много отмен. Но мне повезло. И наверное, это была кульминация того, что мне удалось услышать.  Перфектный вокально Калаф. Я сидела на самом верху, в первом ряду посередине и звук голоса Боты летел прямо к нам. И самое главное, в его голосе слышалась нежность, он звучал гораздо более выразительно, чем всегда. Видно было, что партнеры по сцене о нем заботятся, даже в какой-то момент ему выставили стульчик, но он так и не присел, доиграв все, что положено. Как звучал его голос в сочетании с красивейшим сопрано Нины, я не могу передать. Это полное и абсолютное счастье.

В сезоне 2016-2017 у меня был запланирован "Отелло" в Дрездене, "Лоэнгрин" в Берлине и "Женщины без тени" в двух немецких театрах.

Ничего нельзя откладывать на потом.

8 сентября 2016 года Йохана Боты не стало.

опера, botha

Previous post Next post
Up