В начале сентября мы с мужем выбрались на длинные выходные в Венецию. Причин было несколько - мой супруг ни разу не был в этом городе, хотелось посмотреть историческую регату, сходить на кинофестиваль, а я, естественно, не могла пропустить «Норму», где главную партию исполняла Мариэлла Девиа. Эту уникальную певицу я впервые услышала зимой 2013 года в Барселоне, где она и Грегори Кунде (!) пели в концертном исполнении раритетной оперы «Пират» Беллини. Сразу скажу, что тогда я пошла в Лисеу, ничего не ожидая, а получила такой заряд энергии и восторга, что тут же купила билет еще на один спектакль.
Кроме того, совсем недавно Девиа выступала в Москве в концертном исполнении "Роберто Девере". Эта событие произвело на меня меньше, по сравнению с "Пиратом" впечатление - возможно, из-за отсутствия равного ей по калибру партнера (-ов). Но тем не менее очевидно, что Девиа находится в редкой для ее возраста (68 лет) и вообще редкой вокальной форме. Она - уникальное лирико-колоратурное сопрано, звезда бельканто, которая по мастерству исполнения головокружительных пассажей, достоинству и культуре пения даст фору любой певице. "Норму" певица начала петь только с 2013 года, я читала разные отзывы, но интерес услышать Девиа еще в одной опере Беллини был велик.
Первый поход в театр на «Норму» был для меня событием еще и потому, что когда я еще училась в музыкальной школе, моей мечтой было аккомпанировать сопрано во время исполнения Casta Divа. В итоге мечта сбылась и лет так 20 назад я даже выступала на концерте ДМШ №3 с этим номером)
В итоге 4 сентября мои ожидания оправдались лишь частично по ряду причин. Конечно, мне не с чем сравнивать, так как это мой первый опыт присутствия на «Норме» вживую. Тем не менее, есть уже какой-то слушательский опыт и вкусовые предпочтения.
Во-первых, постановка никак не помогала зрителю преодолеть весьма путанное и не слишком захватывающее либретто Ф. Романи. Режиссер Kara Walker показала абсолютно статичные мизансцены - на фоне каких-то странных геометрических фигур периодически выстраивался хор и солисты и начинали петь "в зал". Костюмы галлов были слегка комичными, при этом римляне были в каких-то достаточно современных костюмах для сафари.
Единственный приличный облик был у самой Нормы и весьма обыкновенный к Адальжизы. У Девиа в обоих действиях было коричневое кожаное платье с длинным шлейфом, под которым была сорочка сначала фиолетового, а потом кровавого красного цвета. Все это, как и сложная прическа, ей чрезвычайно шло и подчеркивало ее отличную фигуру, осанку и моложавость.
По ссылке можно посмотреть некоторые фотографии
http://www.artribune.com/2016/09/venezia-norma-kara-walker-teatro-la-fenice/vincenzo-bellini-norma-fondazione-teatro-la-fenice-venezia-2016-regia-scene-e-costumi-di-kara-walker-photo-michele-crosera-3/Во-вторых, весь каст был более, чем средним.
Pollione | Roberto Aronica
Oroveso | Simon Lim
Norma | Mariella Devia
Adalgisa | Roxana Constantinescu
Clotilde | Anna Bordignon
Flavio | Antonello Ceron
Поговорить отдельно хочется об исполнителе партии Поллиона - Роберто Ароника. Я до этого видела его имя в афишах, но слышала вживую в первый раз. У него более, чем уверенные верхние ноты, сильный голос, он очень фактурный и статный мужчина, но без выдающихся актерских данных и пел он ну прямо совсем невыразительно. Или он их не продемонстрировал тут свои сценические возможности, так как постановка того не требовала. Но вообще было непонятно, из-за чего сыр-бор, почему все не задумываясь, готовы бросить своих богов, детей и прочее. В любом случае я вокально предпочла был его исполнение например, Каллехе, так как тембр итальянского тенора мне понравился больше.
Ну и Мариэлла Девиа. Сразу скажу, что было впечатление, что партия дается ей с трудом. Мы уже обсудили после оперы, что возможно, это было не самое удачное выступление. Создавалось впечатление большой работы, которую проделывает исполнительница. Особенно до антракта. Тем не менее, все ноты, как мне показалось, прозвучали, а во втором действии был ряд уникальных по своей наполненности моментов. При этом есть ощущение удивительной осознанности - каждая нота, пассаж, пропеты не зря, наполнены смыслом. Что касается знаменитой Casta Diva, ария началась с красивейшей низкой ноты, но дальше...опять была работа.
Из плюсов отмечу, что мне понравился оркестр оперного театра под управлением Daniele Callegari. Абсолютный фокус на солистах, оркестр аккомпанировал им, подхватывал, оттенял, особенно это касалось Нормы. Сам театр очень красивый и небольшой. С моего верхнего яруса было отлично слышно и видно.
В целом, если бы целью поездки был только спектакль, я бы наверное чувствовала себя разочарованной, но так как мы очень хорошо проводили время, я скажу, что эта «Норма» мне скорее понравилась. Очень хочу сделать еще одну попытку услышать Девиа - возможно, это будет «Лукреция Борджиа» в Валенсии весной.